Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности личности младших школьников
Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Внутренние мотивы: 1) познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности; 2) социальные мотивы -мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе - меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи: дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т. д.). Внешние мотивы: учеба за хорошие отметки, за хологами выделяются группы «теоретиков», или Кризис трех лет - граница между ранним и дош- материальное вознаграждение, т. е. главное - не «мыслителей», которые легко решают учебные за- кольным детством - один из наиболее трудных мо- получение знаний, а какая-то награда. дачи в словесном плане, «практиков», которым нуж- ментов в жизни ребенка. rinnrnmaunn Ha опора на наглядность и практические действия, ==ситразвитиеучебной мотивации. и == ^с ярким._„_ ^. Вы™ = так=еризует криз^трех Именно на этой почве в отдельных случаях возни- Убольшинствадетейнаблюдаетсяотносительноеравновесие междуразными видами мышления. акцию не на само действие, которое он отказывает- кают тяжелые переживания и школьная дезадапта- л л Важное условие для формирования теоретическо- ся выполнять, а на требование или просьбу взрос-
го мышления - формирование научных понятий. лого. Он не делает что-то только потому, что это становление самооценки. Дети, ориентируясь на _ ' Теоретическое мышление позволяет ученику решать предложил ему определенный взрослый человек; оценку учителя, сами считают себя и своих сверст- Теоретическоемышлениепозволяетученикурешатьзадачи, ориентируясь не на внешние, наглядные £ т "э10 " gj^ й на- ников отличниками, «двоечниками» и «троечника- задачи,ориентируясьненавнешние,наглядныепризнаки и связи объектов, а на вт/тпенние rviiie ПР м^лищин ребенка, который ми», хорошими и средними учениками, наделяя никовотличниками,«двоечниками»и«троечника-признаки и связи объектов, а на внутренние, суще стаивает на чем-то не потому, что ему этого очень ми», хорошими и средними учениками, наделяя ственные свойства и отношения. представителей каждой группы набором соответ- ственныесвойстваиотношения.В начале младшего школьного возраста восприя- хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос-
Р- " связанный с яркими наглядными пособиями и т. д. ность в себе, в своих возможностях. ^ ^ 01тцие от дошкольников, они способны це- чет делать все сам, но это не кризис первого года, Для развития у детей адекватной самооценки ленаправленно, произвольно запоминать материал, Но,вотличиеотдошкольников,ониспособныце-когда ребенок стремится к физической самостоя- и чувства компетентности необходимо создание им не интересный. С каждым годом все в большей тельности, это стремление к самостоятельности на- в классе атмосферы психологического комфорта мере обучение строится с опорой на произвольную мерения, замысла; 6) протест-бунт, который и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким про- память. проявляется в частых ссорах с родителями; по фессиональным мастерством, стремятся не только В младшем школьном возрасте развивается вни- л с Выготскому, «ребенок находится в состоянии содержательно оценивать работу учеников (не про- мание. Без достаточной сформированное™ этой пси- Л.С.Выготскому,«ребенокнаходитсявсостояниивойны с окружающими, в постоянном конфликте с сто поставить отметку), а дать соответствующие хической функции процесс обучения невозможен. На пояснения. Они оценивают только конкретную ра- хическойфункциипроцессобученияневозможен.Науроке учитель привлекает внимание учеников к учеб- ними»;7) деспотизм - ре енок диктует свое пове- боту, но не личность, не сравнивают детей между ному материалу, удерживает его длительное время. дение (если в семье один ребенок), проявляет дес- собой, не призывают всех подражать отличникам, Младший школьник может сосредоточенно занимать- потическую власть по отношению ко всему окружа- ориентируютучеников на индивидуальные достиже- ся одним делом 10-20 мин. В 2 раза увеличивается ющему. ния - должна работа завтрашняя быть лучше рабо- объем внимания, повышаются его устойчивость, воз- Все эти явления могут проявляться с разной ин- ты вчерашней. можность переключения и распределения. тенсивностью. 16. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своегоместа в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно GF1 и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей й девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготов-
ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1) базисное доверие - недоверие; 2) автономия - чувство зависимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность -чувство неполноценности; 5) идентичность - диффузия идентичности; 6) интимность и солидарность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни. Центральными понятиями в теории Э. Эриксона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие личности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым. Сензитивные периоды развития (от лат. sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность суще-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.114.76 (0.011 с.) |