Особенности личности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности младших школьников



Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонть­ев, - ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов уче­ния, пожалуй, главное место занимает мотив полу­чения высоких отметок. Высокие отметки для ма­ленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы: 1) познавательные моти­вы - те мотивы, которые связаны с содержатель­ными или структурными характеристиками самой учебной деятельности; 2) социальные мотивы -мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной дея­тельностью (меняются социальные установки в обществе - меняются социальные мотивы уче­ния): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаи­модействия с окружающими людьми, однокласс­никами.

Мотивация достижения в начальных классах не­редко становится доминирующей. У детей с высо­кой успеваемостью ярко выражена мотивация дос­тижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Мотивация избегания неудачи: дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые вле­чет за собой низкая отметка, - недовольства учи­теля, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т. д.).


Внешние мотивы: учеба за хорошие отметки, за хологами выделяются группы «теоретиков», или Кризис трех лет - граница между ранним и дош-

материальное вознаграждение, т. е. главное - не «мыслителей», которые легко решают учебные за- кольным детством - один из наиболее трудных мо-

получение знаний, а какая-то награда. дачи в словесном плане, «практиков», которым нуж- ментов в жизни ребенка.

rinnrnmaunn Ha опора на наглядность и практические действия,

==ситразвитиеучебной мотивации. и == ^с ярким._„_ ^. Вы™ = так=еризует криз^трех

Именно на этой почве в отдельных случаях возни- Убольшинствадетейнаблюдаетсяотносительноеравновесие междуразными видами мышления. акцию не на само действие, которое он отказывает-

кают тяжелые переживания и школьная дезадапта- л л

Важное условие для формирования теоретическо- ся выполнять, а на требование или просьбу взрос-
ция. Непосредственно влияет школьная отметка и на

го мышления - формирование научных понятий. лого. Он не делает что-то только потому, что это

становление самооценки. Дети, ориентируясь на _

' Теоретическое мышление позволяет ученику решать предложил ему определенный взрослый человек;

оценку учителя, сами считают себя и своих сверст- Теоретическоемышлениепозволяетученикурешатьзадачи, ориентируясь не на внешние, наглядные £ т "э10 " gj^ й на-

ников отличниками, «двоечниками» и «троечника- задачи,ориентируясьненавнешние,наглядныепризнаки и связи объектов, а на вт/тпенние rviiie ПР м^лищин ребенка, который

ми», хорошими и средними учениками, наделяя никовотличниками,«двоечниками»и«троечника-признаки и связи объектов, а на внутренние, суще стаивает на чем-то не потому, что ему этого очень

ми», хорошими и средними учениками, наделяя ственные свойства и отношения.

представителей каждой группы набором соответ- ственныесвойстваиотношения.В начале младшего школьного возраста восприя- хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос-
ствующих качеств. Оценка успеваемости в начале тие недостаточно дифференцированно. Для того, лым; 3) обесценивание- обесценивается то, что
школьного обучения, по существу, является оцен- чтобы ученик более тонко анализировал качества было привычно, Интересно, дорого раньше. Трех-
кой личности в целом и определяет социальный ста- объектов, учитель должен проводить специальную летний ребенок может начать ругаться, отбросить
тус ребенка. работу, обучая его наблюдению. или даже сломать любимую игрушку, предложенную
У отличников и некоторых хорошо успевающих Память развивается в двух направлениях - про- не вовремя, и т. п.; 4) строптивость, близка к нега-
детей складывается завышенная самооценка. У не- извольности и осмысленности. Дети непроизволь- тивизму и упрямству, но направлена не против кон-
успевающих и крайне слабых учеников системати- но запоминают учебный материал, вызывающий кретного взрослого, а против принятых в семье норм
ческие неудачи и низкие оценки снижают ихуверен- у них интерес, преподнесенный в игровой форме, по ия (порядков); 5) своеволие - ребенок хо-

Р- " связанный с яркими наглядными пособиями и т. д.

ность в себе, в своих возможностях. ^ ^ 01тцие от дошкольников, они способны це- чет делать все сам, но это не кризис первого года,

Для развития у детей адекватной самооценки ленаправленно, произвольно запоминать материал, Но,вотличиеотдошкольников,ониспособныце-когда ребенок стремится к физической самостоя-

и чувства компетентности необходимо создание им не интересный. С каждым годом все в большей тельности, это стремление к самостоятельности на-

в классе атмосферы психологического комфорта мере обучение строится с опорой на произвольную мерения, замысла; 6) протест-бунт, который

и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким про- память. проявляется в частых ссорах с родителями; по

фессиональным мастерством, стремятся не только В младшем школьном возрасте развивается вни- л с Выготскому, «ребенок находится в состоянии

содержательно оценивать работу учеников (не про- мание. Без достаточной сформированное™ этой пси- Л.С.Выготскому,«ребенокнаходитсявсостояниивойны с окружающими, в постоянном конфликте с

сто поставить отметку), а дать соответствующие хической функции процесс обучения невозможен. На

пояснения. Они оценивают только конкретную ра- хическойфункциипроцессобученияневозможен.Науроке учитель привлекает внимание учеников к учеб- ними»;7) деспотизм - ре енок диктует свое пове-

боту, но не личность, не сравнивают детей между ному материалу, удерживает его длительное время. дение (если в семье один ребенок), проявляет дес-

собой, не призывают всех подражать отличникам, Младший школьник может сосредоточенно занимать- потическую власть по отношению ко всему окружа-

ориентируютучеников на индивидуальные достиже- ся одним делом 10-20 мин. В 2 раза увеличивается ющему.

ния - должна работа завтрашняя быть лучше рабо- объем внимания, повышаются его устойчивость, воз- Все эти явления могут проявляться с разной ин-

ты вчерашней. можность переключения и распределения. тенсивностью.


16. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, про­фессиональное, духовно-практическое - составля­ет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социаль­ного и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с опре­делением жизненных перспектив, с проектировани­ем будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своегоместа в этом мире могут стать особенно на­пряженными. Некоторые старшеклассники плавно GF1 и непрерывно продвигаются к переломному момен­ту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересу­ются общепринятыми ценностями, в большей степе­ни ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные из­менения, которые благодаря хорошо развитой само­регуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения не­избежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-пси­хологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональ­ные и личностные устремления юношей й девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мо­тивы, связанные с самоопределением и подготов-


ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА

У Э. Эриксона индивидуальное развитие опре­деляется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типич­ных стадий. На каждой стадии решается своя зада­ча развития, специфика которой зависит и от ситу­ации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие лич­ностные новообразования. Это: 1) базисное дове­рие - недоверие; 2) автономия - чувство за­висимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность -чувство неполноценности; 5) идентичность - диф­фузия идентичности; 6) интимность и солидар­ность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни.

Центральными понятиями в теории Э. Эрик­сона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие лич­ности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым.

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные ин­тервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружа­ющего мира. В развитии психических функций по­добные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилет­него возраста, становятся наиболее чувствительны­ми к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность суще-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.114.76 (0.011 с.)