Характеристики и строение человеческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики и строение человеческой деятельности



Деятельность человека имеет следующие основ­ные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) пред­мет; 4) структура; 5) средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуж­дает человека выполнять ее. В качестве мотива обыч­но выступает конкретная потребность, которая входе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность де­ятельности, связь деятельности со свойствами неза­висимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность дея­тельности человека внешним миром и опредмечива­ние потребности, превращение ее в конкретный мо­тив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.

В качестве цели деятельности выступает иде­альное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и спосо­бы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. ■

Цель не привносится в индивидуальную деятель­ность извне, а формируется самим индивидом.


В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп­ленный человечеством, который данный индивид ус­ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей.

Понятиям мотива и цели в психологическом ана­лизе деятельности принадлежит важное место. Не­мотивированной деятельности, также, как инеце­ленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер­тывающихся в ходе деятельности.

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру­ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха­рактеристику и динамику. Мотив относится к по­требности, побуждающей к деятельности, целъ -к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения пре­образован в продукт.

Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де­ятельности - создаваемый материальный продукт.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.


ность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность.

Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо­го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова­ния. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности че­ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в при­роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-ханова-Славская принципиальное отличие активно­сти от деятельности определяет в том, что дея­тельность исходит из потребности в предмете, активность - из потребности в деятельности. Ак­тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про­цесса осуществления.

Деятельность отличается не только от активнос­ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз­личие между ними достаточно трудно. Главное от­личие состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продук­та. Единицей поведения и деятельности индивида я вл яется действие.


Инстинкты - комплекс врожденных реакций, сти­мулом для которых являются отдельные биологичес­ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен­тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы­вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы­зывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь налетающую мош­ку - сигналом к ее действию является мелькание.

Активность представляет собой всеобщую харак­теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

К. X. Момджян указывает, что активность прежде всего выступает как самодвижение системных объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина­ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.

Отличительным признаком активности, опре­деляющим способ существования живыхсистем, от спонтанных преобразований вещества и энергии, происходящих в неживой природе, является «само­регулируемое поведение в среде существования, направленное на самосохранение в ней путем це­лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-хаузен отмечает, что активность человека включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и1 представлений, даже если она и не производит каких-либо непосред­ственных изменений во внешнем мире (3).


43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всякая деятельность имеет определенную струк­туру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В дея­тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой теку­щей задачи, называют действием. Выполнение дви­жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей­ствия не ограничивается осуществлением опреде­ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объек­тов действия.

Действием называют часть деятельности, име­ющую вполне самостоятельную, осознанную чело­веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Этозначит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от­ношению к ее мотиву эта активность есть деятель­ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея­тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо­дить в различные виды деятельности.

Могут быть выделены следующие составные час-тидействия: 1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.007 с.)