Сознание как высшая форма психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как высшая форма психики



Сознание - высшая форма отражения действитель­ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном ■ и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро­вании и самоконтролировании поведения человека.

Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру­жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело­вечества, передаваемый посредством речи.

«Сознание» буквально означает «совокупность зна­ний». Психика человека формируетсяи постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видо­вые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В ис­тории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как верти­кальное положение тела при ходьбе.

Одной из особенностей психики человека являет­ся ее обусловленность общественным сознанием.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Главным условием возникновения и разви­тия человеческого сознания является совме­стная продуктивная опосредованная речью ору­дийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обще­ству возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употреб­ление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека ос­вободились руки, расширился кругозор, возник­ли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового про­цесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в по­коление передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда не­избежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, фор­мы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном по­рядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким обра­зом, совершенствование трудовых процессов, из­готовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга,,


САМОСОЗНАНИЕ

Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы сво­ей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я* из окружающего мира.

Самосознание - одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и по­строения отношения к самому себе. Особо большое значение в самопознании имеют оценка одного че­ловека другим и его коллективная оценка. Самопоз­нание идет всю жизнь человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения - оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления - соотношения самооцен­ки с оценками данной личности другими людьми и осуществляется путем самонаблюдения.

Самосознание - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, пере­живаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он стро­ит свое взаимодействие с другими людьми и отно­сится к себе. Самосознание - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ соб­ственного «я», выступающий как установка по отно­шению к самому себе.

Плотин (III в. н.э.) ввел принцип абсолютной не­материальности души. У него, впервые в истории, психология становится наукой осознании, понятом как «самосознание». Плотин также выделил еще,одно направление - обращенность на себя, на соб-


ственные незримые действия и созерцание. Оно как бы следит за своей работой, является ее «зерка­лом». Рефлексия в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в: 1) самонаблюдении; 2) критическом отношении к себе; 3) самооблада­нии; 4) ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

Определенныйуровень самосознания - необхо-димая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание можно рассматривать как целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, как психическую модель своего «Я». Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей «Я-концепции», кото­рая обусловлена социальными условиями существо­вания индивида, его социальной идентификацией (от­несением себя к определенной социальной группе).

Таким образом, самосознание - это социально обусловленная установочная система личности, си­стема ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное един­ство - стиль поведения данной личности.


человека. Совершенствовалось и орудие этой дея­тельности - речь.

Общественная организация трудовой деятельно­сти привела к выделению отдельных действий, ко­торые приобретают смысл только через работу дру­гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биоло­гической цели, формируются абстрактное мышле­ние человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен­них психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образа­ми, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется ин-териоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психически­ми, идеальными образами предметов человек на­чинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, ре­чевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, су­щественных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия чело­века являются экстериоризацией (внешним прояв­лением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с из­менением исторических условий существования людей меняется их сознание.


К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.

Изменения в производстве, в общественных отно­шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Итак, психика человека, его сознание - это сис­тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценност­ных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо­бенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це­лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания об­щественными формами сознания; 5) самосозна­ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется не только как отраже­ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре­образование действительности.

Таким образом, сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.


го


ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Гипноз (от греч. hypnos -«сон») - временное состояние сознания, характеризующееся сужени- ем его объема и резкой фокусировкой на содер-жании внушения, что связано с изменением фун-кции индивидуального контроля и самосознания. Как особое состояние сознания гипноз сопровож-дается: 1) трансом; 2) сонливостью; 3) неконтро-лируемым влечением; 4) архаическими инстинк-та ми; 5).релаксацией; 6) яркими образами воображения; 7) абсорбцией; 8) доступом к со-держанию бессознательного.

Абсорбция (от лат. absorptio - «поглощение») -
способность индивида к переживанию особых со-
стояний сознания (гипноза, наркотического опьяне-
ния, состояния медитации). В обычных ситуациях
она проявляется в повышении уровня фантазирова-
ния. Доказано, что абсорбция связана с другими
личностными характеристиками: 1) положительно -
с разноплановостью мотивов, социальной приспо­
собляемостью, образностью мышления, коммуника-
тивностью, тревожностью, а также со слабостью
и динамичностью нервной системы; 2) отрицатель-
но - с самоконтролем, социальным статусом в ма-
лой группе, уровнем притязаний, а также с подвиж-
ностью нервной системы. ' '

Автором термина «гипноз» является английский хирург Дж. Бред. Первоначально гипноз трактовал-ся по аналогии с сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляет-ся лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза.


НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Нарушения сознания могут возникнуть по разным причинам. Наиболее часто встречающимися причи­нами являются: 1) употребление наркотических ве­ществ; 2) травмы спинного и головного мозга; 3) за­болевания центральной нервной системы.

Деперсонализация (отлат. de... - отрицательная приставка + persona - «личность») - нарушение дея­тельности сознания, описанное Dugas L. (1898 г.), ко­торое характеризуется тем, что у индивида появляет­ся ощущение собственной измененности, связанной с потерей «Я», отчуждением от собственных чувств, действий, мыслей, а также от окружающих.

Обусловливание - возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках.

Двойное сознание - патопсихологическое на­рушение, при котором индивид попеременно иг­рает две или более социальных ролей, которые име­ют диаметрально противоположные качества. При этом, находясь в одной роли, он отрицает свою при­частность к другим. Чувство собственной иден­тичности сохраняется в каждом их этих состояний, но воспоминания организованы лишь в контексте одной из ролей.

Дереализация (от лат. de... - приставка, обо­значающее отделение + real is - «действитель­ный») - нарушение деятельности сознания, при котором окружающий мир воспринимается как не­реальный или отдаленный, лишенный своих красок. При этом происходят нарушения памяти. Может воз­никать при поражениях мозга и при психических за­болеваниях. Часто сопровождается состояниями Х*Уже виденного» или «никогда не виденного».


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное - это совокупность психичес­ких процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психичес­кие процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказыва­ется все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессоз­нательное представляет собой такую форму отра­жения действительности, при которой утрачивает­ся полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование пове­дения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Вобластьбессознательного входят: 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответ­ные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсен-. сорные или субцептивные реакции), 3) движения, быв­шие в прошлом сознательными, но благодаря повто­рению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; 4) некоторые побуждения кдеятель-ности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некото­рые патологические явления, возникающие в психи­ке больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессозна­тельного была начата 3. Фрейдом (1856-1939), австрийским психологом, психиатром и невропато-


логом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых чело­век не отдает себе отчета, имеют осмысленный ха­рактер и не могут быть объяснены действием ин­стинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невро­тических симптомах, в творчестве. На основе ма­териала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3. Фрейд создал трехчленную энергети-ческуюструктуруличности(бессознательное,созна­ние и сверхсознание).

В дальнейшем понятие бессознательного было су­щественно расширено. Выделяют несколько основ­ных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемос­ти или противоречия с другими мотивами; 2) пове­денческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприя­тие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представ­ляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников эксперименталь­но показано, что выработка условных рефлексов воз­можна на неосознаваемые раздражители.

Проблема бессознательного продолжает разраба­тываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознатель­ного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека явля­ется необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.


Сумеречное помрачение сознания - наруше­ние деятельности сознания, которое характеризу­ется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий. Сопровождается яр­кими и устрашающими галлюцинациями, возника­ют сильные аффекты страха, злобы и тоски, и про­является склонность к агрессивным действиям.

Делирий (от лат. deliriun - «безумие») - наруше­ние деятельности сознания, которое характеризует­ся зрительными и слуховыми галлюцинациями, дви­гательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве. Может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отно­шения к болезненным проявлениям. Причинами вы­ступают травмы головного мозга, инфекционные за­болевания и др.

Оглушение - нарушение деятельности сознания, которое характеризуется резким повышением поро­га чувствительности ко всем внешним воздействи­ям, когда восприятие затруднено, а действия затор­можены.

Психоделические состояния (от греч. psyche -«душа» + delia - «иллюзия») - нарушение сознания, которое вызывается приемом психоактивных средств (психоделиков). Характеризуется возникновением галлюцинаций (изменением картины окружающего мира), искажениями временной перспективы (оста-новкой или ускорением времени), нарушением схе­мы тела (отсутствием телесных границ), изменени­ем эмоциональных переживаний (эйфорией или страхом) и нарушением процессов мышления (уско­рением или замедлением), психомоторными наруше­ниями. Психоделические состояния моделировались во многих древних культах.


Экстаз (от греч. extasis - «восхищение») - тер­мин, зафиксированный еще в античной литературе для обозначения особого состояния сознания, в ко­тором теряются границы между внешним и внутрен-' ним. Это состояние сопровождается: 1) чувством во­сторженности; 2) опьянения; 3) отрешенности от действительности; 4) игнорированием реальных внешних ощущений.

По характеру ощущений и по динамике процесса он находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступ­ные. Может сопровождаться как позитивными эмо­циями (счастьем, блаженством), так и негативными (страхом, ужасом). Физическая активность может редуцироваться до состояния оцепенения или воз­растать до неистовства. В данном состоянии часто встречается принудительная речь (глоссолалия).

Медитация (от лат. meditatio - «размышле­ние») - измененное состояние сознания, которое может вызываться различными причинами, как вне­шними (приемом наркотиков, нарушением обмена веществ, гипоксией, гипогликемией), так и внутрен­ними (сенсорной депривацией, специальными уп­ражнениями). В этом состоянии поступление си­гналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, кото­рые связаны с внешним миром. Происходит расши­рение сознания до «космического». Медитация ле­жит в основе многих психотерапевтических методик, в частности в основе: 1) аналитической психологии; 2) аутогенной тренировки; 3) имажинативной пси­хотерапии; 4) духовных практик.


См вст


со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.026 с.)