Экспериментальные исследования. Экспериментальные стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальные исследования. Экспериментальные стратегии



Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конк­ретного исследования. Она предполагает опреде­ленную структуру действий: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствую­щего материала, выделение контрольных и экспери­ментальных групп испытуемых, определение со­держания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального ма­териала и т. п.

В экспериментальном исследовании возможны появления артефактов - отклонений отнормальной закономерности. Они возникают из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов эк­спериментальной методики. В частности, результа­ты могут быть нарушены действием на испытуемо­го внушения. Для максимального уменьшения влияния артефактов может использоваться двойной слепой опыт.

Данный подход представляет собой эксперимен­
тальную процедуру, которая характеризуется тем,
что в неведении о смысле и особенностях проведе­
ния эксперимента остается не только испытуемый,
но и экспериментатор, который его проводит. За
счет таких условий исключается возможность влия­
ния экспериментатора на результаты эксперимента
и повышаются показатели его объективности. В ча­
стности, подобные условия могут моделироваться
помощью компьютера.,


39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Видами экспериментального исследования являются: 1) лабораторный эксперимент; 2) есте­ственный эксперимент.

Лабораторный эксперимент - исследовательская стратегия, которая основана на моделировании дея­тельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой харак­теристики и условий ее проявлений. Обычно он про­водится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эк­сперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. Недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что в искусственных ла­бораторных условиях практически невозможно моде­лировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь воспроизвести отдельные их фрагменты.

Естественный эксперимент, основы которого зало­жены А. Ф. Лазурским (1910 г.), представляет со­бой эксперимент, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента.

Построение естественного, эксперимента предполагает ряд этапов: 1) функциональный ана­лиз деятельности, в которой участвует испытуемый (в аспекте ее требований от исполнителя); 2) фик­сация ряда наблюдений за деятельностью испытуе­мого; 3) анализ результатов и составление харак­теристики личности.

Основными методами являются наблюдение и бе­седа с испытуемым, результаты чего качественно обрабатываются..


' Вариантом естественного эксперимента яв­ляется психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психи­ческих особенностей школьника, подлежащих фор­мированию, осуществляется в процессе обуче­ния и воспитания.

Одной из форм естественного эксперимента являет­ся производственный эксперимент, которыйосуществ- ляется в обычных для испытуемого условиях его про­фессиональной деятельности. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится актив­ным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности.

Еще одной из форм естественного эксперимента является обучающий эксперимент, который стал применяться в отечественной психологии в конце 1930-х гг. и который характеризуется тем, что изуче­ние тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное со­стояние знаний, умений, навыков, сколько особенно­сти их становления. В его рамках испытуемому снача­ла предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформули­ровать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и инди­видуализированная помощь. Весь этот процесс сопро- вождаетсяконстатирующимэкспериментом, благода­ря которому удается установить различие начального, т «актуального» уровня и конечного, соответствующего «зоне ближайшего развития». Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в част­ности в патопсихологии.


Лонгитюд (от англ. longitude - «длина») - это экспериментальная стратегия, которая представля­ет собой изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использова­ны методы наблюдения, эксперимента и тестирова­ния. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюде­ний за развитием ребенка в семье - В. Штерна, В. Прайера, А. Н. Гвоздева.

Стратегия срезов, первоначально разработанная А. Гезеллом, представляет собой эксперименталь­ную процедуру исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения пока­зателей этой функции в группах детей, которые от­личаются по возрасту, а все другие показатели мак­симально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми.

Близнецовый метод, разработанный Ф. Галь-тоном в 1875 году, представляет собой психогене­тический метод, который ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов, на ва­риативность изучаемого признака. Он основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, ' и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинако­вых генов. В силу этого признаки, вариативность ко­торых существенно определяется генотипом, т. е. наследственностью, должны быть более схожими. у монозиготных, чем удизиготных близнецов. Пред­посылкой выступает суждение, что средовое влия- ■ ние, оказываемое на близнецов, может быть при­мерно равным.


цессов, который представляет собой наблюдение соб­ственных психических процессов,, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1) ана­литическая интроспекция; 2) систематическая интрос­пекция; 3) феноменологическое самонаблюдение.

Аналитическая интроспекция разработана в шко­ле Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на со­ставные «элементы», не редуцирующиеся к парамет­рам раздражителя.

Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентаци­ей на отслеживание основных стадий процесса мыш­ления на основе ретроспективного отчета.

Феноменологическое самонаблюдение разработано в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредствен­ности и целостности «наивным испытуемым». Этот мет О тод, находящий свои истоки в методе «внутреннего вое-приятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Опрос представляет собой метод, при использо­вании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые, можно получить количественную или ка­чественную характеристику изучаемого явления.

Специфика эксперимента (от лат. experimentum -«проба, опыт») как метод психологического исследова­ния заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в ко­торой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.


40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитыхжи-вых существ от менее развитых заключается втом, что названные первыми гораздо более подвижны и актив­ны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана сдвижением, и по мере ее развития двигательная ак­тивность приобретает все более совершенные формы.

С помощью очень простых автоматических движе­ний парамеция (инфузория-туфелька) направляет­ся ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом меха­ническая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название такси- са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблю­даются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вече­ром неудержимо влечет к зажженной лампе.

Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется рефлексом. Таксисы и рефлексы - это простые стереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложны­ми стереотипными формами поведения, присущи­ми данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его на­зывают инстинктивным поведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.007 с.)