Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальные исследования. Экспериментальные стратегии
Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конкретного исследования. Она предполагает определенную структуру действий: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п. В экспериментальном исследовании возможны появления артефактов - отклонений отнормальной закономерности. Они возникают из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов экспериментальной методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения. Для максимального уменьшения влияния артефактов может использоваться двойной слепой опыт. Данный подход представляет собой эксперимен 39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Видами экспериментального исследования являются: 1) лабораторный эксперимент; 2) естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент - исследовательская стратегия, которая основана на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Обычно он проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. Недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь воспроизвести отдельные их фрагменты. Естественный эксперимент, основы которого заложены А. Ф. Лазурским (1910 г.), представляет собой эксперимент, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента.
Построение естественного, эксперимента предполагает ряд этапов: 1) функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый (в аспекте ее требований от исполнителя); 2) фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого; 3) анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего качественно обрабатываются.. ' Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания. Одной из форм естественного эксперимента является производственный эксперимент, которыйосуществ- ляется в обычных для испытуемого условиях его профессиональной деятельности. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится активным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности. Еще одной из форм естественного эксперимента является обучающий эксперимент, который стал применяться в отечественной психологии в конце 1930-х гг. и который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопро- вождаетсяконстатирующимэкспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, т «актуального» уровня и конечного, соответствующего «зоне ближайшего развития». Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии.
Лонгитюд (от англ. longitude - «длина») - это экспериментальная стратегия, которая представляет собой изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье - В. Штерна, В. Прайера, А. Н. Гвоздева. Стратегия срезов, первоначально разработанная А. Гезеллом, представляет собой экспериментальную процедуру исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми. Близнецовый метод, разработанный Ф. Галь-тоном в 1875 году, представляет собой психогенетический метод, который ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов, на вариативность изучаемого признака. Он основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, ' и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется генотипом, т. е. наследственностью, должны быть более схожими. у монозиготных, чем удизиготных близнецов. Предпосылкой выступает суждение, что средовое влия- ■ ние, оказываемое на близнецов, может быть примерно равным. цессов, который представляет собой наблюдение собственных психических процессов,, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1) аналитическая интроспекция; 2) систематическая интроспекция; 3) феноменологическое самонаблюдение. Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя. Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета. Феноменологическое самонаблюдение разработано в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот мет О тод, находящий свои истоки в методе «внутреннего вое-приятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые, можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Специфика эксперимента (от лат. experimentum -«проба, опыт») как метод психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитыхжи-вых существ от менее развитых заключается втом, что названные первыми гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана сдвижением, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. С помощью очень простых автоматических движений парамеция (инфузория-туфелька) направляется ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название такси- са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе. Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется рефлексом. Таксисы и рефлексы - это простые стереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложными стереотипными формами поведения, присущими данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его называют инстинктивным поведением.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.007 с.) |