Значение труда в развитии личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение труда в развитии личности



Значение труда в развитии личности общеприз­нанно. Возможности для этого развития содержат­ся уже в самих орудиях,- предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, вопло­щены познанные человеком явления, законы, свой­ства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Пред­мет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружаю­щей действительности. Эти знания являются основ­ным звеном в мировоззрении человека.

Высокие требования к человеку предъявляют со­циальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включени­ем школьника в широкую и сложную систему про­изводственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способ­ствует усвоению им названных отношений, превра­щению их из внешних во внутренние. Это происхо­дит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомо­щи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутри-групповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этихсоциально-психологичес-кихфакторовявляетсяформированиеответственнос-тизарезуль таты труда коллектива. Исследования по­казали, что большинство старшеклассников уже готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Условием развития психики человека под влияни­ем труда является также целесообразная деятель-


ОЩУЩЕНИЯ

Мир дан человеку в ощущениях. Ощущением традиционно называют процесс передачи информа­ции о внешнем мире в мозг через сенсорную сис­тему. Сенсорная система играет роль входного уст­ройства,'а мозг - перерабатывающего центра, здесь информация декодируется и соотносится с имею­щейся. Таким образом, ощущение - это психичес­кое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, гово­ря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения - это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. На ощущениях ос­нованы более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, во­ображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превра­щение энергии внешнего воздействия в акт созна­ния, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Ощущения человека отличаются от ощущений жи­вотных. Ощущения человека опосредованы его зна­ниями, т. е. общественно-историческим опытом че­ловечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.


В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкус­ное) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы: 1) к первой группе относятся ощущения, которые связаны с ре­цепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощу­щения; 2) ко второй группе относятся интерорецеп- тивныеощущения, связанныесрецепторами, нахо­дящимися во внутренних органах; 3) к третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых нахо­дятся в мышцах, связках и сухожилиях - проприо-рецептивные ощущения (от лат. «proprio» - «соб­ственный»).

В зависимости от модальности анализатора раз­личаются следующие виды ощущений: 1) зритель­ные; 2) слуховые; 3) кожные; 4) обонятельные; 5) вкусовые; 6) кинестезические; 7) статические; 8) вибрационные; 9) органические; 10) болевые.

Различаются также контактные и дистантные ощу­щения. Таким образом, ощущения являются неотъем­лемой частью жизни человека. С помощью ощущений человек познает окружающий мир и взаимодействует с ним.

Более подробно рассмотрим каждый вид ощуще­ний в следующих вопросах.


ность самого субъекта. Преобразуя предмет тру­да, создавая общественно ценные продукты, он пре­образует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью опытных профессионалов.

Во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Уча­ствуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность -представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо зна­ют себя, свои возможности, свое положение в кол­лективе. Но в результате ранней трудовой деятель­ности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется отношение ребенка к себе, а за­тем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показыва­ющих, что трудовая деятельность побуждается тем, насколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов, как личностная зна­чимость труда, сознание его общественной значи­мости, притязания на более высокий уровень дос­тижений в труде.

В целом, включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о се­бе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется миро­воззрение школьника. Работа в коллективе разви­вает социализацию личности ребенка. Развитие спо­собностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на раз­витие личности ребенка.


восхищаемый результат должен мыслиться как цен­ный для общества. Важно отметить также, что сло­во «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный и на аффективный компоненты представления результата деятельности.

Специфика некоторых разновидностей професси­онального труда состоит в том, что результат дея­тельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные запа­сы полезного минерала. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике, о художнике-оформителе и многих других профес­сионалах, в труде которых значительную роль игра­ет именно поиск образа конечного продуктадеятель-ности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм, критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

Сознание обязательности достижения за­данного результата. Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к че­ловеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, ут­вержденные ответственными представителями об­щества, производственного коллектива - програм­мы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.

Для детей, подростков носителями социально значи­мых целей деятельности выступают представители стар­ших поколений (старшие члены семьи, учителя и дру­гие организаторы деятельности), а также сверстники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.006 с.)