Операции и процессы мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операции и процессы мышления



В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых ум­ственных операций. Эти операции составляют раз­личные взаимосвязанные, переходящие друг в дру­га стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сто­рон, действий и отношений. В элементарной фор­ме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.

Синтез - это мыслительное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция син­теза противоположна анализу. В его процессе уста­навливаются отношения отдельных предметов или частей к их сложному целому. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и при­знаки необходимо получить в результате анализа.

Сравнение - это установление сходства или раз­личия между предметами и явлениями или их от­дельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому, например одного карандаша к другому.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычле­няя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процес­се признак, отделяемый от объекта, мыслится не­зависимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстраги-


рование обычно осуществляется в процессе анали­за. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью рас­крытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается не­понятной другим или необходимо показать проявле­ние общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в кон­кретизации предшествующих высказываний.

Обобщение - мысленное объединение предме­тов и явлений по их общим и существенным призна­кам, например выявление сходных признаков, име­ющихся в яблоках, грушах и т. п. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более слож­ным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их ос­нове возникают более сложные операции мышления.

Кроме операций, имеются еще и процессы мышле­ния: 1) суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль; 2) умозаключение - пред­ставляет собой серию логически связанных высказы­ваний, из которых выводится новое знание; 3) опре­деление понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки; 4) индукция и дедукция - это способы производства умозаклю­чений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частного.


ния (например, стоимость, честность, гордость и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышле­нию человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный нагляд­ный материал. Более того, человеческое мышление невозможно без языка.

Теоретическое образное мышление отличает­ся от понятийного тем, что материалом для решения задачи являются не понятия, суждения или умозак­лючения, а образы. Они или непосредственно извле­каются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким видом мышле­ния оперируют люди творческих специальностей. В ходе решения мыслительных задач соответствую­щие образы мысленно преобразуются, и в результа­те манипуляций образами происходит решение по­ставленной задачи.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в со­знании тот образ, который предстоит еще достиг­нуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, практически невозмож­но разделить наглядно-образное и словесно-логи­ческое мышление, когда содержание задачи со­ставляют схемы и графики. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы всевозможные компоненты, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Толь­ко развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение.


запоминании сразу наизусть. Отсроченное на не­сколько дней (2-3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение ма­териала сразу после его заучивания. Реминисцен­ция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внут­ри заучиваемого материала, упрочиваются, стано­вятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психоло­гии памяти случаи амнезий - временных потерь па­мяти - отмечает две закономерности: 1) память че­ловека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти все­гда сопровождаются нарушениями памяти; 2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую оче­редь страдают наиболее сложные и недавно получен- JJ* ные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простыеи старые воспоминания, а затем -наиболее сложные и недавние. Закон мотивирован­ного забывания, по 3. Фрейду, гласит, что человек имеет склонность к забыванию неприятного.

Рассмотрим следующие феномены нарушения памяти. 1. Амнезия - частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, воз­никающая при различных локальных поражениях моз­га. 2. Парамнезия- искажение памяти (воспоминаний) в результате нарушения способности к воспроизведе­нию. 3. Гипермнезия - удерживание в памяти и вос­произведение чрезмерно большого объема информа­ции. 4. Эйдетические образы- возникновение в памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям.


       
   
 

Принимая во внимание степень развернутостин. и годаря разному мышлению и разумным действиям. мыслительныхпроцессов, можно выделить: 1)дис-г
щыи (jfcJcuibHUi и, фиаичеимл и i i(Jt!UU(Jd.dUbSd.MH» ии i у- iviy \\ iciui iu|j i nuiviy^, 11в^еведемми1 и ts i i|juu,t:i-i i ы. i_yu- d куиичеикии мидцли ui pyKi уры им I ujijiuki и ации, испытания свойств объектов, т. е. реальных, Хновой определения коэффициента интеллекта слу- американского психологаДж. П. Гилфорда (1897-

79. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ -

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления и о разных основаниях для их выде­ления.

Принимая во внимание степень развернутости

курсивное мышление как поэтапно развернутый про­цесс; 2) интуитивное мышление, характеризующи­еся быстротой протекания и отсутствием четко выраженных этапов.

С точки зрения новизны и оригинальности в пси­хологии принято говорить о: 1) творческом (продук­тивном) мышлении, которое направлено на созда­ние новых идей, его результатом является создание нового или усовершенствование чего-либо; 2) вос-.производящем (репродуктивном) мышлении, кото­рое представляет собой применение готовых зна­ний и умений.

В тех случаях, когда в процессе применения зна­ний осуществляются их проверка и выявление не­достатков и дефектов, говорят о критическом мыш­лении.

Похарактерурешаемыхзадачвыделяют: 1)тео­ретическое мышление, направленное на открытие законов, свойств объектов; 2) практическое мыш­ление, которое связано с постановкой целей, выра­боткой планов, проектов.

■ Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помо­щью реального, физического преобразования ситу-


80. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Долгое время считалось, что умственные способ­ности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость воспри­ятия и реагирования. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как спо­собность адаптироваться к окружающей среде бла-

В настоящее время интеллект определяют как относительно устойчивую структуру умственных спо­собностей человека. Различают уровень интеллек­туального развития мышления и речи.

Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов предпринял в начале века А. Бине. Этот уче­ный ввел представление об умственном возрасте, позволяющем оценить умственное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодка­ми. Таким образом, умственный возраст - это ха­рактеристика интеллектуального развития индиви­да на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно вы­ражается как возраст, в котором - по среднестати­стическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. Вдальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен коэффи­циент интеллектуальности.

В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическо­му (паспортному), переведенного в проценты. Ос-


8 1. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности. Потребности позволяют человеку не только осуще­ствлять жизненно необходимые процессы, но и раз­вивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность. Познавательные потребности со­вершенствуют интеллект человека, позволяют эффек­тивно приложить свои знания, умения инавыки в различных сферах жизнедеятельности человека.

В науке психологии существует ряд принципиаль­но различных трактовок термина «интеллект».

В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже ин­теллект трактуется как высший способ уравновеши­вания субъекта со средой, характеризующийся уни­версальностью.

При когнитивистском подходе интеллект рассмат­ривается как набор когнитивных операций.

В факторно-аналитическом подходе на осно­вании множества тестовых показателей отыскива­ются устойчивые факторы.Авторами данного под­хода являются Ч. Спирмен и Л. Терстоун.

Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических иссле­дованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вер­бальный или словесный интеллект.

В кубической модели структуры интеллекта


1987) интеллект представлен тремя измерениями: 1) операциями - это познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность; 2) со­держанием - это изобразительный материал, симво­лический, семантический и поведенческий; 3) ре­зультатами - это элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы.

В факторно-аналитической теории интеллек­та Р. Кеттела выделяются два вида интеллекта: «те­кучий», который существенно зависит от наслед­ственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом под­ходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой анализаторов, как, например, фактор визу­ализации, а также связанные со скоростью перера­ботки информации, объемом памяти, способом вос­произведения из долговременной памяти. Кроме того, выделяются факторы-операции, которые соот­ветствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали исследования, с возрастом, особенно пос­ле 40-50 лет, происходит снижение показателей «те­кучего» интеллекта, но не «кристаллизованного».

В теории Р. Стернберга выделяются три вида мыслительных процессов: 1) вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; 2) способность ре­шать проблемы; 3) практический интеллект как уме­ние добиваться поставленных целей.

Э. П. Торренс предложил модель интеллек­та, где выделяются такие элементы, как вербаль­ное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, па­мять, перцептивная быстрота, речевая беглость.


жит стандартизованное тестирование способностей ■ к решению когнитивных задач.

Креативность - уровень творческих способнос­тей индивида, который характеризуется готовнос­тью к продуцированию принципиально новых идей. Продукт креативной деятельности является, во-пер­вых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть ре­шена по заранее известному алгоритму.

П. Торренс дает операциональное определение креативности. По его мнению, креативность вклю­чает в себя: 1) повышение чувствительности к про­блемам, к дефициту или противоречивости знаний (индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению раз­ноплановой информации, к дисгармонии элемен­тов); 2) действия по определению этих проблем; 3) действия по поиску их решений на основе выд­вижения предположений и гипотез; 4) действия по проверке, изменению и опровержению гипотез; 5) действия по формулированию результата реше­ния.

При этом креативность входит в структуру одарен­ности в качестве независимого фактора.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опрос­ники, анализ результативности деятельности. G це­лью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытос­тью для интеграции новых элементов, при этом уча­щихся поощряют к формулировке множества воп­росов.


физических предметов. Эта форма мышления харак­терна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку. Ребенок мыс­лит, действуя руками, поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Предметно-действенное мышление сохраняется и у взрослых. Оно часто при­меняется в быту (например, при перестановке ме-. бели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходи­мым, когда невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испыта­теля, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с опери­рованием образами. Человек, решая задачу, ана­лизирует, сравнивает, обобщает различные обра­зы, представления о явлениях и предметах. 00 Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных факти­ческих характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение пред­мета с нескольких точек зрения. В этом качестве ■ наглядно-образное мышление практически неот­делимо от воображения. Так, приступая к ремон­ту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Наглядно-образное мышле­ние позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.

Однако, мысля наглядно-образно, человек в оп­ределенной степени привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной па­мяти.


со


РЕЧЬ

Передача любой информации возможна лишь по­средством знаков, точнее, знаковых систем. Обыч­но различают вербальную и невербальную комму­никацию. Каждая из них образует свою знаковую1 систему. Вербальная коммуникация осуществляет­ся посредством слов, речи.

Речь - исторически сложившаяся форма обще­ния людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Пра­вила языкового конструирования имеют этноспеци-фические особенности, которые выражаются в сис­теме фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на дан­ном языке.

Проблему речи в психологии обычно ставят в кон­тексте - мышление и речь. Действительно, с мыш­лением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в обществен­но-исторической практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического раз­вития человека.

Важно отличать язык от речи. Язык- строго нор­мализованная система средств общения, система условных символов, с помощью которых передают­ся сочетания звуков, имеющие для людей опреде­ленное значение и смысл, В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В ин­дивидуальном развитии язык служит средством об­щения, мышления и самоанализа.

В речевом общении участвуют две стороны - го­ворящий и слушающий. Говорящий отбирает сло­ва, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит ихблаго-


ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь тесно интегрирована со всеми психически­ми процессами человека. Речь - это применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь - это язык в действии.

В психологии принято разделять речь на внутрен­нюю и внешнюю. Последняя, в свою очередь, под­разделяется на устную и письменную. Устную речь можно разделить на монологическую и диалогическую.

В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как: 1) автономная; 2) эгоцентрическая; 3) внутренняя речь (Л. С. Вы­готский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже).

Автономная речь (от греч. autonomos - «само­управляющийся»), проанализированная в исследо­ваниях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, представля­ет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или сло­ги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, нео­пределенна и многозначна, так как ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальные основа­ниям она не имеет признаков синтаксических отно­шений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться доста­точно долго и служить тормозом для умственного развития.

Эгоцентрическая речь (от лат. ego - «я» 'и centfum - «центр») - форма детской речи, кото-]


ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение есть оперирование образами (зри­тельными, слуховыми и т. д.}, извлекаемыми из опыта человека, производимое в пространстве об­раза мира человека. Образы включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и созданные по прихоти или намеренно фантазией человека. Поэтому воображение (как выход в план образов) позволяет человеку выйти за пределы не только актуального мира, но и реальности вообще. Эти образы, преобразующие, видоизменяющие че­ловеческий опыт, являются основным продуктом воображения, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой челове­ка, весь мир культуры, в отличие от мира приро­ды, - все это является продуктом человеческого во­ображения и основанного на этсш воображении творчества.

Примеры воображения: 1) мысленное передви­жение по городу; 2) планирование желаемой рас­становки мебели, когда требуется представить ее взаимное расположение; 3) мысленное проектиро­вание будущего изделия, постройки, связки дета­лей, «А крепление, 4) мысленное решение задач, требующих предметных действий, например, как лучше вынести большой телевизор из аудитории.

Все эти действия предъявляют схожие по сути требования к человеку, они требуют: 1) актуализи­ровать (извлечь и развернуть) тот или оной фраг­мент образа мира; 2) активно действовать в нем; ]з) произвести в нем некоторые изменения.


Возможность воображения «забегать» впе­ред, предвидеть наступление тех или иных собы­тий в будущем выдает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, побуждается по­требностями личности, обусловлено уровнем раз­вития общественного сознания. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого яв­ляются понятия, позволяющие обобщенно и опос­редованно познавать мир, воображение протекает в образной форме в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные мысли. Писатель., художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не-через отвлеченные понятия, ас помощью кон­кретных образов. Достаточно вспомнить любую бас­ню, сказки, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. Отличительной характеристикой воображения выступает возмож­ность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Таким образом, воображение (или фантазия) пред­ставляет собой психический процесс создания обра- ■ зов, включающий предвидение конечного результа­та предметной деятельности и обеспечизающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация отмечена неопределенностью. Воображение позволяет человеку внести устраиваю­щую его определенность. В этом смысле воображе­ние есть средство упорядочения образа мира.


рая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характер­но для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка из­начально отсутствуют такие интеллектуальные опе­рации, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обыденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно ве­лика, а в ситуации совместно организованной ра­боты детей - резко падает и практически исчезает после 7 лет.

Внутренняя речь - скрытая вербализация, со­провождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляются логическое упорядочение вос­принимаемых данных, включение их в определен­ную систему понятий, проводится самоинструкти­рование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико-грамматической структуре, существенно определяющейся содержа­нием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенныесемантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группиру­ются различные наглядные образы и условные зна­ки. При столкновении с затруднениями или проти­воречиями внутренняя речь приобретает бояае развернутый характер и может переходить во внут­ренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логичес­кий и социальный контроль.


даря артикуляции органов речи. Слушающий вос­принимает речь, так или иначе понимает высказан­ную в ней мысль. Ясно, что у обоих должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной нацио­нальный язык, вырабатываемый в процессе речево­го общения на протяжении многих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мыш­ления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Од­нако принято выделять две основные функций речи: семантическую и коммуникативную.

Семантическая функция речи (от греч. semanticos -«обозначающий» и лат. functio - «исполнение»- О обозначающая функция. Каждое слово человеческо-го языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у человека образ того или иного предмета. Она позволяет человеку произвольно вы­зывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к опре­деленной категории. Слово является средством аб­стракции и обобщения, отражает глубокие связи и от­ношения, которые стоят за предметами внешнего мира.

Коммуникативная функция включает в себя сред­ства общения и средства выражения. Речь имеет социальное предназначение, она - средство обще­ния, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством общения.


85. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

ражение может функционировать на различ­ных уровнях в зависимости от того, насколько ак­тивно, сознательно относится человек к этому про­цессу. По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное.

Для пассивного воображения характерно со­здание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображе­ние может быть преднамеренным и непреднамерен­ным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности со­знания, его расстройствах, в полудремотном со­стоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является гал- люцинация, при которой человеком как бы воспри­нимается несуществующий объект. К пассивному во­ображению относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания поддействием гипноза, алкоголя, нарко­тиков и других галлюциногенов. При этом из бес­сознательного поднимаются неосознаваемые в бод­рствующем состоянии образы. Вместе с тем есть немало средств, с помощью которых можно наме­ренно вызывать похожие на галлюцинации образы, пользоваться этим не только для того, чтобы уйти от реальности, но и для тсго, чтобы исследовать себя, даже формировать свою судьбу. В принципе, возможно активное вмешательство в содержание даже сновидений, с помощью которого удается вне­сти желаемые изменения в свою личность, в харак­тер. Правда, такие практики требуют длительного времени и упорного труда. Для личностно слабых


УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.036 с.)