Общие представления о памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о памяти



Любое проявление прошлого и будущего в насто­ящем связывают с памятью. Это самое широкое (фи­лософское) понимание памяти - влияние про­шлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнози­рование, основанное на заранее построенном пла­не на прошлых знаниях).

В психологии под памятью понимают психичес­кие процессы запечагления, сохранения, после­дующие узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать инфор­мацию, не теряя при этом прежних знаний, уме­ний и навыков. Психологическая наука ставит перед собой задачу изучения того, как запечатле­ваются следы, каковы физиологические механиз­мы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечат­ленного материала.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения зна­ний, формирования умений и навыков. Без памя­ти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из жи­вотного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроиз­ведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совер-V шенствоваться дальше, так как то, что он приоб-


ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Существует несколько оснований для клас­сификации видов человеческой памяти. Одно из них -деление памяти по времени сохранения ма­териала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения мате­риала анализатору. В первом случае выделяют мгновенный, кратковременный, оперативный, дол­говременный и генетическый памяти. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слухо­вой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. ■

Помимо этой классификации, по характеру учас­тия воли в процессах запоминания и воспроизве­дения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду та­кое запоминание и воспроизведение, которое про­исходит автоматически и без особых усилий со сто­роны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутству­ет, а сам процесс запоминания или воспроизведе­ния требует волевых усилий. Непроизвольное запо­минание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что луч­ше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления дея­тельности. Непроизвольно лучше запоминается так­же материал, с которым связана интересная и слож­ная умственная работа и который для человека имеет большое значение.


Также на заметность стимула может повлиять его положение. Продавцы бакалейных товаров знают это очень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно также продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.

Размещение немаловажно и для печатной рекламы. Больше внимания привлекают объявления, располо­женные в начале журналов, на правых страницах, а так­же на внутренних и задней внешней сторонах облож­ки. По-видимому, такой эффект связан стем, каклюди обычно просматривают журналы.

Удачное размещение объявления на странице так­же может повысить внимание к нему. Основное пра­вило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол, а наименее благоприятным - правый нижний.

Привлечению внимания способствует и метод изо­ляции, который заключается в представлении не­многочисленных раздражителей в относительно сво­бодном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления ин­формацией и изображениями, значительная его часть остается «неиспользованной».

Необычные или неожиданные раздражители при­влекают внимание. Рекламные деятели осознают значение новизны и часто используют этот принцип для привлечения внимания.

Некоторые раздражители привлекаютнаше вни­мание, потому что мы привыкли на них реагировать. Телефонный звонок или звонок в дверь, например, вызывают у человека немедленную реакцию, теле­фонный звонок или звук сирены часто используют­ся в качестве фона радио- и телерекламы.


личность погружается в субъективный мир «сужен­ного сознания».

Одна из индивидуально-типологических особенностей вниманияобусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых лю­дей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях.

Наряду с типологическими особенностями суще­ствуют личностные, сугубо индивидуальные особен­ности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жиз­ненным опытом человека.

Согласно теориям когнитивной последовательно­сти, люди стремятся построить последовательный набор убеждений и отношений. Непоследователь­ность в такой познавательной системе вызывает вредное психологическое напряжение. Следователь­но, люди более восприимчивы к информации, ко­торая поддерживает или усиливает последователь- СМ ность, избегая при этом информации, которая 1Л противоречит их убеждениям и отношениям.

Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, - это детерминанты, относящиеся к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внима­ние потребителей.

Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение раз­мера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отве­денной для товара.


со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.028 с.)