Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная психология и ее составляющие
Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является изучение и сведение в систему психического поведения людей различных возрастных категорий: психология детей, психология юношества, психология взрослого человека, психология старого человека. Причем, каждому из категорий возрастов соответствует свои собственные характеристики, которые в последствии уже не повторяются. Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Так, существует два вида возраста: паспортный и интеллектуальный. Понятие «возраст», которое психологически верно определено для данного периода времени, - это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии. Данный термин широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки психологического развития ребенка в целом. Третья составляющая предмета возрастной психологии - движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло. В разных моделях периодизаций психического развития оказываются задействованными разные стадии, и используемые для их выделения критерии также различны. Ш. Бюлер (1893-1974) в человеческой жизни выделяла четыре основные тенденции: 1) удовлетворение жизненных потребностей; 2) адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды); 3) творческая экспансия; 4) установление внутренней гармонии «Я». При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: 1) первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания; 2) вторая фаза (до 25-30 лет), когда самоопределение имеет диффузный характер; 3) третья фаза, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях; 4) четвертая фаза характеризует взрослого, вполне самостоятельного человека, которому не требуется советов в его деятельности и жизненной позиции. Она соответствует периоду жизни человека в промежутке от 30 до 60 лет; 5) пятая фаза (после 65-70 лет) - остается лишь жизнь воспоминаний.
Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения - это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста). Третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные -наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меняют лишь формы поведения - знания, умения, навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психо-логии.
Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В основе возрастной периодизации Д. Б. Злько-нина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. Реально возрастная периодизация каждого конкретного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренний позиции самого человека, которая определяет его развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя CNJ специфическая «социальная ситуация», свои «веду- 1 щие психологические функции» (Л. С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев). Соотношение внешних социальных и внутренних условий созревания высших психических процессов определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям сензитивности. Л. С. Выгодский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным. Возрастная периодизация позволяет описывать.факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.) |