Возрастная психология и ее составляющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная психология и ее составляющие



Возрастная психология представляет собой от­расль общей психологии. Предметом возрастной психологии является изучение и сведение в систе­му психического поведения людей различных воз­растных категорий: психология детей, психология юношества, психология взрослого человека, психо­логия старого человека. Причем, каждому из кате­горий возрастов соответствует свои собственные характеристики, которые в последствии уже не по­вторяются.

Второй составляющей предмета возрастной пси­хологии является специфическое сочетание психо­логии и поведения, обозначенные понятием «воз­раст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психичес­ких и поведенческих особенностей, которое за при­делами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассо­циируется исключительно с особенностями психо­логии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет.

Так, существует два вида возраста: паспортный и интеллектуальный. Понятие «возраст», которое психологически верно определено для данного пе­риода времени, - это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии. Данный термин широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки психолог­ического развития ребенка в целом.


Третья составляющая предмета возрастной психо­логии - движущие силы, условия и законы психоло­гического и поведенческого развития человека.

Движущие силы - это те факторы, которые опре­деляют собой поступательное развитие ребенка, яв­ляются его причинами, содержат в себе энергетичес­кие побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло. В разных моделях периодизаций психического развития оказываются задействованными разные стадии, и используемые для их выделения критерии также различны.

Ш. Бюлер (1893-1974) в человеческой жизни выделяла четыре основные тенденции: 1) удовлет­ворение жизненных потребностей; 2) адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды); 3) творческая экспансия; 4) установление внутрен­ней гармонии «Я».

При этом в периодизации жизненного пути лично­сти главным мотивом является потребность в само­осуществлении. Именно на основе реализации по­требности к самоопределению выделяются фазы жизни: 1) первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания; 2) вторая фаза (до 25-30 лет), когда самоопределение имеет диффузный характер; 3) тре­тья фаза, когда происходит спецификация самооп­ределения в конкретных жизненных целях; 4) чет­вертая фаза характеризует взрослого, вполне самостоятельного человека, которому не требуется советов в его деятельности и жизненной позиции. Она соответствует периоду жизни человека в проме­жутке от 30 до 60 лет; 5) пятая фаза (после 65-70 лет) - остается лишь жизнь воспоминаний.


Революционные изменения, более глубокие, про­исходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спо­койно протекающими периодами других эволюци­онных изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития и соот­ветствующих им революционных преобразований психики и поведения - это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного разви­тия (на возраста).

Третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием кон­кретной сложившейся ситуации (в семье, в коллек­тиве и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведе­нии ребенка под влиянием организованного и сти­хийного обучения и воспитания.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюцион­ные и революционные изменения психики и пове­дения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функ­ция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные -наоборот, очень неустойчивые, обратимы и пред­полагается, что их закрепление обязательно проис­ходит в последующих упражнениях с помощью тре­нировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меня­ют лишь формы поведения - знания, умения, на­выки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психо-логии.


Критерием возрастной периодизации А. Н. Леон­тьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологичес­ких особенностях личности ребенка на данной ста­дии развития.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Злько-нина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятель­ности общения.

Реально возрастная периодизация каждого конк­ретного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренний позиции самого человека, которая оп­ределяет его развитие на более поздних этапах он­тогенеза. Для каждого возраста существует своя CNJ специфическая «социальная ситуация», свои «веду- 1 щие психологические функции» (Л. С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев). Со­отношение внешних социальных и внутренних усло­вий созревания высших психических процессов оп­ределяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям сензитивности. Л. С. Выгодский при­давал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаз­дывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Возрастная периодизация позволяет описывать.факты психической жизни ребенка в контексте пре­делов возраста и интерпретировать закономернос­ти достижений и негативных образований в конк­ретные периоды развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.)