Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Психологии
Аллель М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина ШПАрГАЛКА ПО Психологии Ответы на экзаменационные билеты Министерство образования'рекомендует Москва Аллель-2000 Г УДК 159.9 ББК 88я73 Г67 Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В. Г67 Шпаргалка по психологии: Ответы на экзаменационные билеты. — М: Аллель-2000, 2005. — 64 с. — (Полный зачет).— ISBN 5-9661-0062-4 Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Психологии, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера! УДК 159.9 ББК 88я73
Горбунова Марина Юрьевна Ножкина Татьяна Валерьевна ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ Ответы на экзаменационные билеты Подписано в печать 14.01.2005. Формат 84хЮ8Уз2 Гарнитура «PragmaticaCondC». Печать офсетная Усл. печ. л. 3,36. Тираж 8 000 экз. Заказ № 169 Отпечатано с готовыхдиапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14 По вопросам приобретения обращайтесь в книготорг «Юрайт» Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru Покупайте наши книги: в нашем офисе: 105037 Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10; через службу «Книга-почтой»: 105037 Москва-37, а/я «Книга-почтой»; - через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: books@books.urait.ru. ISBN 5-9661-0062-4 © Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В., 2004 © ООО «Аллель-2000», 2005 Содержание . 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.......................................................................................................................... 5 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ............................................................................................ 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ...................................................... '........................................................... 5 4. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................................. '.................. 7 5. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ....................................................................................................... 7 6. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ.............................................................................................................:.......7 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.................................................................................... 9 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ........................................................................................... 9 9. РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ...................................................................................... 9
10. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ................................................................... 11 1 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.........;............................................................................... 11 12. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ................................................................ 11 13. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.................................. 13 14. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ..................................................................................................... 13 15. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............................................................ 13 ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ..................................................................................... 15 17. ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА............................................................................................................................. 15 БИО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.................................................................................................... 15 19. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»............................................................................................................ 17 20. ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ................................................................................................................ 17 21. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ.............................................................................................................. 17 22. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ................................................................................. 19 23. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ................................................................................... 19 24. САМОСОЗНАНИЕ........................................................................................................................................ 19 25. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ................................................................................................................ 21 26. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ................................................................................................................................. 21 27. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ........................................................................................................................................ 21 28. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ........................................................ '..................... 23
29. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................. 23 30. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ..................................,..................................................................... 23 31. РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................... 25 СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП)....................................... *,................................................................ 25
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.......................................... 25 34. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА....................................... 27 35. ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ............................................................................................... 27 36. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ............................................................................................... 27 37. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ........................................................................................................... 29 38. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ...... 29 39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................................... 29 40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ....................................................................... 31 41.АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................. 31 ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................:......................... 31 43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................................................................... 33 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ.......................................................................................................................................... 41 56. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ........................................................................................... 41 ЯВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ............................................................................................................... 41 ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ................................................................................................................................... 43 ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.............................................................. 43 60. ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ..................................................................... V...................................................... 43 61.ВОСПРИЯТИЕ......................................................................................................................................................... 45 62. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ВОСПРИЯТИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 63. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ............................................................................................................... 45 ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ........................................................................................................ 47 65. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................................................................. 47 66. ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................ 47 67. ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.................................................................................................................. 49
ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНИМАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТИМУЛАМ............................................................................................................................. 51 72. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ...................................................................................................................51 73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ.............................................................................................................. 53 НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ................................................................:............................................................................ 55 77. МЫШЛЕНИЕ......................................................................................................................................................... 55 78. ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................................................................................. 55 79. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ............................................................................................................................................... 57
80. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ........................................................................................................................57 81. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА........................................................................................................................................... 57 82. РЕЧЬ.....................................................................................................................................................................59 83. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................................................... 59 84. ВООБРАЖЕНИЕ.................................................................................................................................................... 59 85. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.......................................................................................................................................... 61 86. УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................................. 61 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 63 89. ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................................... 63 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................................................... 63 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА I 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ I 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ' И НАПРАВЛЕНИЯ. Психология - научная дисциплина, которая изу- I Античность. Именно в период расцвета античной | ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ. чает закономерности функционирования и развития I культуры и были предприняты первые попытки по- I ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ психики. Она основана на представлении в самонаб- нять, распознать, изучить и описать психику чело- I века. Концепция взаимоотношений младенцев с родите- людении человека особых переживаний, не относи- I [ а. Одним из первых направлений был анимизм, ко-. лями Фрейда основана на предположении, что мла- мых к внешнему миру. Ее история как изучение души й рассматривал психику человека во многом денцам от рождения присущи биологические инстин- человека, его психического мира методом самонаб- q jmm зрешя тфотт и психологии богов (как . кты, требующиеудовлетворения. Потребность ребенка людения (интроспекции) и самоанализа уходит да- | известно, мифология в период античности была осо- I в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась леко в глубь веков, в философские и медицинские ■ бенно развита). Анимизм рассматривал именно по- 1 им как стремление к сенсорному удовольствию. учения.. I ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль ] По мнению Фрейда, с развитием ребенка его дея-
Термин «психология» появился в научном употреб- I поведения и отношение к внешнему миру. I тельность, люди и предметы, которым ребенок пе- лении лишь в середине XVI в. Датой начала научной. Настоящей революцией в развитии мысли стал | редает энергию либидо, предсказуемо меняются. психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге I переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, I Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве са- В. Вундтом была открыта первая психологическая I означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии I мые важные потребности связаны с питанием, вни- лаборатория. Со второй половины XIX в. произош- с которым весь мир, космос считался изначально мание ребенка сосредоточивается на том, кто удов- СЛ ло отделение психологии от философии, что стало | живым; границы между живым, неживым и психи- | летворяет эти потребности. По мнению Фрейда, - возможным в силу развития объективных экспери- I ческим не проводилось - все они рассматривались ■ избыточное или недостаточное удовлетворение по- ментальных методов, пришедших на смену интрос- I как порождения единой живой материи. I требностей, связанных с раздражением оральной . - I PnRpniiiPHHo HORvin гтопону пояняния ятих flRnp- I области, способно затормозить развитие ребенка на пекции, и формирования особого предмета психо- I Совершенно новую сторону познания этих явле г ■ ним логии человека, основными признаками которого "ий °™P™a деятельность философов-софистов следующих стадиях, так как может возникнуть фик- стали деятельностная активность и присвоение об- (от греч. софия - «мудрость»). Их интересовала не | сация или внутреннее сопротивление передаче ли- ■ природа, с ее не зависящими от человека закона-. бидо новым объектам и видам деятельности. Фрейд щественно-исторического опыта. Психология как | ^ а сам ^^ ^^ ^ ^^ ^^ \ выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной самостоятельная наука утвердилась лишь в конце первого софиста Протагора, «есть мера всех ве- I стадии может способствовать предрасположенности XIX в., после того как получила экспериментальную J щей>> | человека к психическим отклонениям в будущем, базу и естественно-научную физиологическую ос- I В трудах древнегреческих мыслителей имеются j Например, люди, потребности которых в младенче- нову. Впоследствии, уже в начале XX в., сфера ис- попытки решения многих проблем, которые и сегод- с тве удовлетворялись недостаточно, могут быть следований психологов значительно расширилась, | „я направляют развитие психологических идей. В их I предрасположены к депрессии и шизофрении, а те, вобрав в себя и неосознаваемые психические про- i объяснениях генезиса и структуры души обнаружи- I чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут цессы, и деятельность человека. " I ваются три направления поиска тех больших, неза- ' проявлять излишнюю зависимость от окружающих. Научный путь формирования психологии был за- | висимых от индивида сфер, по образу и подобию I Теория социального учения. Бихевиористы пола-
но отрицали понятие либидо, так как его нельзя измерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было названо ими первичным подкреплением. Все, что сопутствует удовлетворению этих потребностей, называется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребенка. Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только когда он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым проявляя общую зависимость от нее. Сокрушительный удар теориям, ставящим во главу угла удовлетворение физиологических потребностей, нанесли Харлоу и его коллеги серией экспериментов с детенышами обезьян, которые выявили новый источник взаимосвязи «мать - младенец» ~ удовлетворение от контакта. В клетку, где рос малыш обезьяны, помещали двух различных искусственных «мам». Одна «мама» была сделана из проволоки и к ней была прикреплена бутылочка с молоком, которое детеныш мог сосать из соски. Другая «мама» была покрыта мягкой махровой тканью, но никакого питания детеныш от нее не получал. Вопреки предсказаниям как психоаналитиков, так и бихевиористов обезьяны-младенцы проводили большую часть времени в обнимку с мягкой махровой «мамой». К проволочной «маме» они подходили только когда бывали голодны. Когда детеныш пугался незнакомого предмета, он бежал к махровой «маме» и прижимался к ней, точно чувствуя себя в большей безопасности, чем рядом с проволочной «мамой». Таким образом, у этих приматов удовольствие, связанное с кормлением, не легло в основу привязанности младенца к матери. Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым - и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов. Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом. ющиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все. Житейская психология - это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно (£> пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневнаяпсихология», или «обыденная психология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений. Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности. 4. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ в начале XIX в. стали складываться новые подходы к психике. Физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта. Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был ^ч Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил он,- ибо живой организм, с позиций физики, это система, в которой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение в органических и неорганических телах. Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно: на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбужде-. ние которых волнами различной длины создаетощу- < ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической иауки? Это психика человека и животных, включающая в себяразличные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Ихназы-вают психическими свойствами и состояниями. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции; 4)склонности; 5)способности; 6)знания; 7)созна-щу-<; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.
I
| Психика - это системноесвойствовысокоорг
низованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. I Психика проявляется в психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы: ] 1) психические процессы; 2) психические состоя- ния; 3) психические свойства личности. Некоторые авторы отмечают, что психика есть [ функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, I а его сложную деятельность с различных сторон изу-
чают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. I Психология изучает то свойство мозга, которое ' заключается в психическом отражении материаль-I ной действительности, в результате которого ■ формируются идеальные (психические) образы | реальной действительности, необходимые для ре-J гуляции взаимодействия организма с окружающей ' средой. f Содержанием психики являются идеальные обра-I зы объективно существующих явлений. Но эти об-| разы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. I Иначе говоря, психика - это субъективное отраже-. ние объективного мира. Однако субъективный ха-| рактер отражения не означает, что это отражение
неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от-I ражение окружающего мира. Итак, психика - это субъективное отражение у о бъ е кти в н о г действительности в идеальных обра- зах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней. Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. щения основных цветов: красного, зеленого и фиолетового. Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По-скольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, экспериментальная работа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достигшей расцвета уже в XX в. Дальнейшие исследования в области психики и психологии проводились уже многочисленными учеными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора (Сеченовым), затем были исследованы практически все основные психические процессы, память и подведена научная основа под понятия «гипноз» и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке психология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многихдругих процессов. Однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.
ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1) базисное доверие - недоверие; 2) автономия - чувство зависимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность -чувство неполноценности; 5) идентичность - диффузия идентичности; 6) интимность и солидарность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни. Центральными понятиями в теории Э. Эриксона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие личности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым. Сензитивные периоды развития (от лат. sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность суще- ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ Ранний возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: 1)формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2) развиваются ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками; 3) формируются когнитивные процессы; 4) происходит овладение пассивной и активной речью; 5) становятся более определенными аффективная и волевая сферы; 6) формируется самосознание. Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; функционирование психофизического отражения в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми °н взаимодействует, а на третьем году пониманиеп 2 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ Подростковый возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11 -1 2 до 16-17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чув-С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного теоретического мышления. Юношеский возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.76.155 (0.096 с.) |