Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В.



Психологии



 



Аллель


М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина

ШПАрГАЛКА ПО

Психологии

Ответы на экзаменационные билеты Министерство образования'рекомендует


Москва Аллель-2000


Г


УДК 159.9

ББК 88я73

Г67

Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В.

Г67 Шпаргалка по психологии: Ответы на экзаменационные билеты. — М: Аллель-2000, 2005. — 64 с. — (Полный зачет).—

ISBN 5-9661-0062-4

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необхо­димое по Психологии, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

УДК 159.9 ББК 88я73



 


Горбунова Марина Юрьевна Ножкина Татьяна Валерьевна

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ

Ответы на экзаменационные билеты

Подписано в печать 14.01.2005. Формат 84хЮ8Уз2

Гарнитура «PragmaticaCondC». Печать офсетная

Усл. печ. л. 3,36. Тираж 8 000 экз. Заказ № 169

Отпечатано с готовыхдиапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

По вопросам приобретения обращайтесь в книготорг «Юрайт»

Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru

Покупайте наши книги:

в нашем офисе: 105037 Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10; через службу «Книга-почтой»: 105037 Москва-37, а/я «Книга-почтой»; - через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: books@books.urait.ru.


ISBN 5-9661-0062-4


© Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В.,

2004 © ООО «Аллель-2000», 2005


Содержание

. 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.......................................................................................................................... 5

2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ............................................................................................ 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ.

ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ...................................................... '........................................................... 5

4. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................................. '.................. 7

5. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ....................................................................................................... 7

6. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ.............................................................................................................:.......7

7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.................................................................................... 9

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ........................................................................................... 9

9. РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ...................................................................................... 9

10. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ................................................................... 11

1 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.........;............................................................................... 11

12. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ................................................................ 11

13. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.................................. 13

14. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ..................................................................................................... 13

15. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............................................................ 13

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ..................................................................................... 15

17. ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА............................................................................................................................. 15

БИО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.................................................................................................... 15

19. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»............................................................................................................ 17

20. ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ................................................................................................................ 17

21. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ.............................................................................................................. 17

22. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ................................................................................. 19

23. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ................................................................................... 19

24. САМОСОЗНАНИЕ........................................................................................................................................ 19

25. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ................................................................................................................ 21

26. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ................................................................................................................................. 21

27. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ........................................................................................................................................ 21

28. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ........................................................ '..................... 23

 

29. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................. 23

30. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ..................................,..................................................................... 23

31. РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................... 25

СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

(ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП)....................................... *,................................................................ 25

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.......................................... 25

34. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА....................................... 27

35. ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ............................................................................................... 27

36. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ............................................................................................... 27

37. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ........................................................................................................... 29

38. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ...... 29

39. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................................... 29

40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ....................................................................... 31

41.АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................. 31

ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРОЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................:......................... 31

43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................................................................... 33

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ.......................................................................................................................................... 41

56. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ........................................................................................... 41

ЯВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ

И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ............................................................................................................... 41

ОСОБЕННОСТИ

ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ................................................................................................................................... 43

ОСОБЕННОСТИ

СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.............................................................. 43

60. ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ..................................................................... V...................................................... 43

61.ВОСПРИЯТИЕ......................................................................................................................................................... 45

62. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ВОСПРИЯТИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА.................................................................................................45

63. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ............................................................................................................... 45

ОСОБЕННОСТИ

И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ........................................................................................................ 47

65. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................................................................. 47

66. ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................ 47

67. ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.................................................................................................................. 49

 

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНИМАНИЯ,

ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТИМУЛАМ............................................................................................................................. 51

72. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ...................................................................................................................51

73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ.............................................................................................................. 53

НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ

И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ................................................................:............................................................................ 55

77. МЫШЛЕНИЕ......................................................................................................................................................... 55

78. ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................................................................................. 55

79. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ............................................................................................................................................... 57

80. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ........................................................................................................................57

81. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА........................................................................................................................................... 57

82. РЕЧЬ.....................................................................................................................................................................59

83. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................................................... 59

84. ВООБРАЖЕНИЕ.................................................................................................................................................... 59

85. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.......................................................................................................................................... 61

86. УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................................. 61

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 63

89. ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................................... 63

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................................................... 63


1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА I 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ I 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

' И НАПРАВЛЕНИЯ.

Психология - научная дисциплина, которая изу- I Античность. Именно в период расцвета античной | ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ.

чает закономерности функционирования и развития I культуры и были предприняты первые попытки по- I ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

психики. Она основана на представлении в самонаб- нять, распознать, изучить и описать психику чело-

I века. Концепция взаимоотношений младенцев с родите-

людении человека особых переживаний, не относи- I [ а.

Одним из первых направлений был анимизм, ко-. лями Фрейда основана на предположении, что мла-

мых к внешнему миру. Ее история как изучение души й рассматривал психику человека во многом денцам от рождения присущи биологические инстин-

человека, его психического мира методом самонаб- q jmm зрешя тфотт и психологии богов (как . кты, требующиеудовлетворения. Потребность ребенка

людения (интроспекции) и самоанализа уходит да- | известно, мифология в период античности была осо- I в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась

леко в глубь веков, в философские и медицинские ■ бенно развита). Анимизм рассматривал именно по- 1 им как стремление к сенсорному удовольствию.

учения.. I ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль ] По мнению Фрейда, с развитием ребенка его дея-

Термин «психология» появился в научном употреб- I поведения и отношение к внешнему миру. I тельность, люди и предметы, которым ребенок пе-

лении лишь в середине XVI в. Датой начала научной. Настоящей революцией в развитии мысли стал | редает энергию либидо, предсказуемо меняются.

психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге I переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, I Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве са-

В. Вундтом была открыта первая психологическая I означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии I мые важные потребности связаны с питанием, вни-

лаборатория. Со второй половины XIX в. произош- с которым весь мир, космос считался изначально мание ребенка сосредоточивается на том, кто удов-

СЛ ло отделение психологии от философии, что стало | живым; границы между живым, неживым и психи- | летворяет эти потребности. По мнению Фрейда,

- возможным в силу развития объективных экспери- I ческим не проводилось - все они рассматривались ■ избыточное или недостаточное удовлетворение по-

ментальных методов, пришедших на смену интрос- I как порождения единой живой материи. I требностей, связанных с раздражением оральной

. - I PnRpniiiPHHo HORvin гтопону пояняния ятих flRnp- I области, способно затормозить развитие ребенка на

пекции, и формирования особого предмета психо- I Совершенно новую сторону познания этих явле г ■ ним

логии человека, основными признаками которого "ий °™P™a деятельность философов-софистов следующих стадиях, так как может возникнуть фик-

стали деятельностная активность и присвоение об- (от греч. софия - «мудрость»). Их интересовала не | сация или внутреннее сопротивление передаче ли-

■ природа, с ее не зависящими от человека закона-. бидо новым объектам и видам деятельности. Фрейд

щественно-исторического опыта. Психология как | ^ а сам ^^ ^^ ^ ^^ ^^ \ выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной

самостоятельная наука утвердилась лишь в конце первого софиста Протагора, «есть мера всех ве- I стадии может способствовать предрасположенности

XIX в., после того как получила экспериментальную J щей>> | человека к психическим отклонениям в будущем,

базу и естественно-научную физиологическую ос- I В трудах древнегреческих мыслителей имеются j Например, люди, потребности которых в младенче-

нову. Впоследствии, уже в начале XX в., сфера ис- попытки решения многих проблем, которые и сегод- с тве удовлетворялись недостаточно, могут быть

следований психологов значительно расширилась, | „я направляют развитие психологических идей. В их I предрасположены к депрессии и шизофрении, а те,

вобрав в себя и неосознаваемые психические про- i объяснениях генезиса и структуры души обнаружи- I чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут

цессы, и деятельность человека. " I ваются три направления поиска тех больших, неза- ' проявлять излишнюю зависимость от окружающих.

Научный путь формирования психологии был за- | висимых от индивида сфер, по образу и подобию I Теория социального учения. Бихевиористы пола-
ложен в середине Ж в., когда начали развиваться ^которых трактовался микрокосм индивидуальной - гали, что голод, жажда, боль являются основными
экспериментально обоснованные концепции, опира-Хчеловеческой души. ^стимулами, побуждающими младенца к действию,


но отрицали понятие либидо, так как его нельзя из­мерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было назва­но ими первичным подкреплением. Все, что сопут­ствует удовлетворению этих потребностей, называ­ется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребен­ка. Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только когда он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым проявляя общую зависимость от нее.

Сокрушительный удар теориям, ставящим во гла­ву угла удовлетворение физиологических потребно­стей, нанесли Харлоу и его коллеги серией экспе­риментов с детенышами обезьян, которые выявили новый источник взаимосвязи «мать - младенец» ~ удовлетворение от контакта. В клетку, где рос ма­лыш обезьяны, помещали двух различных искусст­венных «мам». Одна «мама» была сделана из проволоки и к ней была прикреплена бутылочка с молоком, которое детеныш мог сосать из соски. Другая «мама» была покрыта мягкой махровой тка­нью, но никакого питания детеныш от нее не полу­чал. Вопреки предсказаниям как психоаналитиков, так и бихевиористов обезьяны-младенцы проводи­ли большую часть времени в обнимку с мягкой мах­ровой «мамой». К проволочной «маме» они подхо­дили только когда бывали голодны. Когда детеныш пугался незнакомого предмета, он бежал к махро­вой «маме» и прижимался к ней, точно чувствуя себя в большей безопасности, чем рядом с проволочной «мамой». Таким образом, у этих приматов удоволь­ствие, связанное с кормлением, не легло в основу привязанности младенца к матери.


Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов.

Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей.

Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.


ющиеся на данные биологии, физики, химии и ма­тематики. К настоящему времени образовалась мно­гомерная и дифференцированная область различ­ных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализ­мом, содержит и попытки интеграции психологичес­кого сознания. Это связано с использованием об­щей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психоло­гию как науку знают в основном только те, кто спе­циально занимается ею, или те, кому она необхо­дима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле зна­ют все.

Житейская психология - это разнообразный на­бор психологических знаний и умений, ставших до­стоянием широкого круга людей. Мы ежедневно (£> пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Поми­мо слова «житейская», употребляются также терми­ны «повседневнаяпсихология», или «обыденная пси­хология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем бук­вально на каждом шагу. Знания житейской психо­логии закреплены в народных пословицах и пого­ворках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Житейские психологические знания могут способ­ствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.


4. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

в начале XIX в. стали складываться новые подхо­ды к психике. Физиология стимулировала рост пси­хологического знания. Имея своим предметом осо­бое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе пси­хические) исследовались под углом зрения их за­висимости от строения органа, его анатомии. Умоз­рительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Центральной фигурой в создании основ психоло­гии как науки, имеющей собственный предмет, был ^ч Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его раз­носторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психичес­кого. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил он,- ибо живой организм, с позиций физики, это система, в кото­рой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отлича­ющих поведение в органических и неорганических телах.

Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергичес­кое (молекулярное), а анатомическое начало. Имен­но: на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбужде-. ние которых волнами различной длины создаетощу- <


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической

иауки? Это психика человека и животных, включа­ющая в себяразличные субъективные (или психи­ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от­носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле­ние; 7) речь.

Другие явления определяют направленность ак­тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от­носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин­тересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы­ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») де­ятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми­ром, регулируют его общение с людьми. Ихназы-вают психическими свойствами и состояния­ми. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции; 4)склонности; 5)способности; 6)знания; 7)созна-щу-<; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.


 

6. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

I

е свойство высокоорга-

| Психика - это системноесвойствовысокоорг

|

низованной материи (мозга), заключающееся в ак­тивном отражении субъектом объективного мира. I Психика проявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы: ] 1) психические процессы; 2) психические состоя-

 

ния; 3) психические свойства личности. Некоторые авторы отмечают, что психика есть [ функция мозга. Изучением мозга занимаются раз­личные науки. Его строение исследует анатомия, I а его сложную деятельность с различных сторон изу-

|

чают нейрофизиология, медицина, биофизика, био­химия, нейрокибернетика.

I Психология изучает то свойство мозга, которое ' заключается в психическом отражении материаль-I ной действительности, в результате которого ■ формируются идеальные (психические) образы | реальной действительности, необходимые для ре-J гуляции взаимодействия организма с окружающей ' средой.

f Содержанием психики являются идеальные обра-I зы объективно существующих явлений. Но эти об-| разы возникают у различных людей своеобразно.

|

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно­стей, интересов, психического состояния и т. д. I Иначе говоря, психика - это субъективное отраже-. ние объективного мира. Однако субъективный ха-| рактер отражения не означает, что это отражение

неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от-I ражение окружающего мира.

Итак, психика - это субъективное отражение у о бъ е кти в н о г действительности в идеальных обра-


зах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является поня­тие психического образа. Психический образ -

целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно­сти; это информационная модель действительнос­ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли­вается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все­общей функцией - регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен­ты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей­ствия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело­века, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про­извольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и дру­гих психических явлений.


Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро­вания и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра­зием теоретических и практических задач, встаю­щих перед ней.

Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы клас­сифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли­ны. Изменился понятийный аппарат психологичес­кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм­пирическими данными. Для психологии исследо­вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изу­чающей факты, закономерности и механизмы пси­хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди­видуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.


щения основных цветов: красного, зеленого и фио­летового.

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про­странстве. Это побудило его ввести два новых фак­тора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По-скольку эти правила действуют независимо от со­знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, эксперимен­тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи­мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достиг­шей расцвета уже в XX в.

Дальнейшие исследования в области психики и психологии проводились уже многочисленными уче­ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана­лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак­тически все основные психические процессы, память и подведена научная основа под понятия «гипноз» и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси­хология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многихдругих процес­сов. Однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.


       
   
 

щие компоненты поведенческих актов, врожденная способность к пространственной ориентации живых I создает орудие в конкретной ситуации. Вне конк-организмов в сторону благоприятных, жизненно не- | реТной ситуации животное никогда не выделяет ору-обходимых элементов окружающей среды (по- • д и е как орудие, не сохраняет его впрок. Как только \/ложительные таксисы), либо от неблагоприятных Vорудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно

ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА

У Э. Эриксона индивидуальное развитие опре­деляется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типич­ных стадий. На каждой стадии решается своя зада­ча развития, специфика которой зависит и от ситу­ации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие лич­ностные новообразования. Это: 1) базисное дове­рие - недоверие; 2) автономия - чувство за­висимости; 3) инициативность - чувство вины; 4) производительная предметная деятельность -чувство неполноценности; 5) идентичность - диф­фузия идентичности; 6) интимность и солидар­ность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни.

Центральными понятиями в теории Э. Эрик­сона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие лич­ности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым.

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные ин­тервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружа­ющего мира. В развитии психических функций по­добные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилет­него возраста, становятся наиболее чувствительны­ми к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность суще-


ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ

Ранний возраст - этап индивидуального психичес­кого развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменения­ми в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следую­щие события индивидуального развития: 1)форми­руются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2) развиваются ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками; 3) фор­мируются когнитивные процессы; 4) происходит овладение пассивной и активной речью; 5) стано­вятся более определенными аффективная и воле­вая сферы; 6) формируется самосознание.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; функ­ционирование психофизического отражения в нераз­рывной связи с практическими действиями; выражен­ный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом воз­расте выступает предметно-манипулятивная деятель­ность, в рамках которой происходит овладение куль­турно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с вз­рослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное раз­витие речи ребенка: на втором году ребенок уже по­нимает названия некоторых предметов, с которыми °н взаимодействует, а на третьем году пониманиеп


2 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ

Подростковый возраст - этап индивидуально­го психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношес­кого возраста (от 11 -1 2 до 16-17 лет). Характери­зуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накла­дывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление но­вого, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности.

Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспо­собности отличать временное и постоянное (мел­кая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (по­стоянное ощущение себя в центре внимания дру­гих людей), уникальное и универсальное (все чув-С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникаю­щее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой явля­ются основой для собственных нравственных оце­нок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятель­ности, формирование абстрактного теоретическо­го мышления.

Юношеский возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.76.155 (0.096 с.)