ТОП 10:

Регулирование международных финансов



 

Объектом данного регулирования являются непосредственно международные финансы, отражают денежные отношения государств между собой, каждого отдельного государства с международными финансовыми организациями, хозяйствующих субъектов различных государств и т.д.

Субъектами регулирования международных финансов являются государства, международные финансовые организации. В зависимости от вида субъекта можно рассматривать три основных вида такого регулирования (рис. 33).

Национальное регулирование международных финансов осуществляется в рамках национального законодательства, а межгосударственное регулирование и регулирование международными финансовыми организациями – на основе международного публичного права. Целями национального регулирования, как правило, являются: защита национальной экономики от вторжения в нее иностранных валют, пополнение государственного бюджета, препятствие вывозу капитала за границу, сохранение платежного баланса страны и т.д. Целями регулирования во втором и третьем случае является интеграция национальных экономик, их вхождение в мировое хозяйство, адаптация к требованиям мирового экономического сообщества и т.д. Достижение отмеченных целей способствуют глобализации международных финансов, что отвечает интересам участников рынка мировых финансовых ресурсов.

 

 
 

 

 


Рис. 33. Виды и методы регулирования международных финансов

Из методов государственного регулирования международных финансов ведущая роль отводится методам валютного регулирования. Международная практика валютного регулирования сводится к следующим основным мерам:

– проведение всех валютных операций исключительно через уполномоченные банки;

– обязательность хранения резидентами – юридическими лицами определенных резервов (в иностранной валюте);

– регулирование центральным банком (банками) курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам;

– определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектам хозяйствования;

– регулирование операций, связанных с движением капитала в иностранной валюте из страны и обратно, и другие меры.

Налоговое регулирование, как другой метод регулирования международных финансов, связано с установлением ставок, порядка расчета, взимания и уплаты тех налогов по внешнеэкономической деятельности, как правило, резидентов – субъектов хозяйствования, а также сборов и иных обязательных платежей (НДС, акцизы на ввозимые и (или) вывозимые товары, таможенные пошлины и сборы). Объектами налогообложения могут быть: добавленная стоимость, доходы субъектов ВЭД, стоимость экспортных, импортных, транзитных товаров и т.д.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой механизм воздействия на внешнеторговый оборот и имеет целью защиту экономических, финансовых интересов национальных товаропроизводителей. Использование конкретных инструментов таможенного регулирования в той или иной стране определяется конкурентоспособностью национальных товаров на мировом рынке, целями финансовой политики государства. Как правило, в странах существует специальное законодательство, практически действующее как основа таможенного регулирования, в частности международных финансов. В России к нему можно отнести Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 № 5003-1.

 

Государственное регулирование
международных финансов (на примере России)

 

Охарактеризуем основные направления государственного регулирования в России с учетом действующего законодательства.

Валютное регулирование

Правовой основой валютного регулирования в России является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 № 3615-1, в котором отражаются вопросы регулирования деятельности крупнейших операторов валютного рынка: уполномоченных российских банков и валютных бирж, а также хозяйствующих субъектов: резидентов – юридических лиц (экспортеров, импортеров) и нерезидентов (в частности, иностранных банков). Регулирование деятельности указанных лиц заключается в регламентации совершения операторами валютного рынка валютных операций, контроле за этими операциями, ограничении использования хозяйствующими субъектами иностранной валюты.

Центральный банк является основным органом валютного регулирования и контроля в РФ и в целях оперативного решения возникающих проблем ему предоставлено право на издание обязательных к исполнению нормативных актов: инструкций, писем, положений, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений.

Уполномоченные банки (т.е. коммерческие банки, получившие лицензию ЦБ РФ на проведение банковских операций в иностранной валюте) осуществляют в свою очередь контроль – над соответствием проводимых клиентами (хозяйствующими субъектами) валютных операций.

Существует большое количество нормативных и инструктивных материалов Центрального банка России, которые регулируют деятельность субъектов международных финансов, находящихся на территории России, в том числе и в отношениях между собой, Например, согласно Положению «О порядке проведения отдельных валютных операций» от 14.10.99 № 93-П резидент обязан производить возврат в случаях;

– кредита, предоставленного резиденту нерезидентом;

– авансового платежа (предоплаты);

– денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества, участником которого он является;

– денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту;

– процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Одним из нормативных документов для уполномоченных банков является Инструкция Центробанка «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации» от 26.05.96 № 41, которая, в частности, определяет валютную позицию как требования и обязательства уполномоченного банка в соответствующих валютах. Цель установления лимитов открытой валютой позиции – ограничение рисков курсовых потерь от валютно-обменных операций, обеспечение возможности уполномоченных банков отвечать по своим обязательствам. Среди прочих мер валютного регулирования в РФ, косвенно влияющих на международные финансы, являются мероприятия, проводимые в рамках политики валютного курса. Среди них имеют место:

· установление режима курсообразования (плавающий, фиксированный, привязанный);

· техническая реализация механизма установления официального валютного курса рубля;

· практикование валютных интервенций, направленных на сглаживание текущих спекулятивных аномалий в уровне валютного спроса и предложения, и т.д.

 

Примечание.Политика валютного курса ЦБРФ осуществляется с учетом мониторинга широкого круга индикаторов состояния международных финансово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. В последние годы сохраняется достаточно высокий уровень обеспеченности денежного предложения золотовалютными резервами, что способствует устойчивости национальной валюты.

Методы и инструменты валютного регулирования в целом обеспечивают необходимую динамику развития внешней торговли, защищая национальный финансовый рынок от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала.

Налоговое регулирование

Основными налогами, регулирующими международные финансы, являются федеральные: НДС (в отношении ввозимых товаров) и акцизы (в отношении ввозимых и вывозимых товаров). Специфике обложения данными налогами уделено в Налоговом кодексе РФ значительное место, в частности, ст. 150, 151, 152, 157, 160, 177 главы 21 (налог на добавленную стоимость), ст. 184, 185, 186, 191, 205 главы 22 (акцизы). Например, в зависимости от избранного таможенного режима НДС может уплачиваться:

– в полном объеме (при выпуске товаров в свободное обращение, при переработке для внутреннего потребления);

– в полном или частичном объеме (в таможенном режиме временного ввоза, при переработке вне таможенной территории);

– в объеме суммы налога, от которых налогоплательщик был освобожден (режим реимпорта).

Налог не уплачивается в режиме переработки на таможенной территории при условии вывоза продукции переработки в определенный срок, а также при перемещении товаров, помещенных под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, свободной таможенной зоны и т.д. Налогооблагаемой базой НДС является таможенная стоимость товаров (в режиме таможенного оформления) или стоимость приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку. В отношении акцизов по внешнеторговым операциям имеются особенности: налогоплательщик-экспортер освобождается от уплаты акциза по произведенным им товарам при условии предоставления в налоговый орган поручительства или гарантии (уполномоченного) банка.

При отсутствии поручительства (или банковской гарантии) акциз уплачивается в полном объеме. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ акцизы уплачиваются в зависимости от принятого таможенного режима аналогично налогу НДС.

 

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование в РФ реализуется на основе Таможенного кодекса постановления, утвержденного ВСРФ от 18.06.93
№ 5223-1, Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 № 5003-1,
а государственным органом регулирования и контроля является Таможенный комитет. Конкретные мероприятия в этой области отражены в ряде федеральных законов, например, «Об экспортном контроле» от 18.07.99 № 183-ФЗ, инструктивных письмах ТК РФ, Минфина, постановлениях Торгово-промышленной палаты РФ и ряда других органов власти.

К числу особенностей можно отнести обеспечение таможенных платежей в том случае, если одним и тем же лицом (экспортером или импортером) неоднократно совершаются таможенные операции в течение определенного времени. Размер обеспечения определяется непосредственно таможенным органом и не может превышать суммы таможенного платежа. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться плательщиком различными способами (ст. 340 ТК РФ):

– залогом товаров и иного имущества;

– банковской гарантией;

– непосредственным внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа;

– поручительством третьих лиц.

Налоговое и таможенное государственное регулирование, безусловно, влияет на международные финансы, способствуя или, наоборот, препятствуя их развитию. Налоги, сборы, таможенные пошлины включаются в цену экспортируемого (импортируемого) товара, повышают издержки участников внешнеэкономической деятельности. Регулируя процедуру, ставки обязательных платежей, государство может обеспечивать оптимальное формирование целевых денежных фондов, источниками которых являются данные платежи.

 

Сотрудничество России
с международными финансовыми организациями

 

За период рыночных преобразований сотрудничество России с международными финансовыми организациями значительно расширилось. Так, в 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и др. Российская финансовая система теперь существенно зависит от международных финансовых организаций. В настоящее время Россия готовится вступить в ВТО.

Управляя внешнеэкономической деятельностью российских хозяйствующих субъектов и нерезидентов, Правительство страны все большее внимание уделяет международному лизингу – приобретению имущества у нерезидентов на конкретный срок на определенных условиях с правом последующего выкупа.

Одной из прогрессивных форм производственной кооперации, получающей в России все большее распространение, является франчайзинг,когда компания одной страны (в данном случае России) разрешает предприятию (фирме) другой страны производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия, оказывая консультации и т.д. В России таким образом работают, например, организации фирм «Кодак», «Адидас», автомобильные компания «ДЭУ» и др.

С учетом того, что либерализация внешнеэкономической деятельности коснулась всех предприятий, организаций РФ, и в связи с переходом к многоукладной экономике Правительство, Центральный банк РФ с 2003 г. взяли курс на переход к конвертируемой валюте, а также на развертывание кредитных операций между Центральным банком России, коммерческими банками РФ, субъектами хозяйствования, с одной стороны, и зарубежными частными банками, публичными финансовыми организациями – с другой.

По данным отчета Центрального банка РФ, итоги международного сотрудничества отражены, в частности, по линии с МВФ и Всемирным банком. Так, представители Банка России принимали участие в рабочих встречах, консультациях с экспертами МВФ, подготовке материалов по вопросам создания системы страхования вкладов, прогнозирования развития ситуации в банковском секторе, развития секьюритизации активов, ипотечного кредитования, регулирования рисков, методологии проведения стресс-тестирования. Сотрудничество со Всемирным банком продолжалось по вопросам, связанным с реализацией Проекта развития финансовых учреждений и разработкой нового проекта в поддержку региональных банков и малого, и среднего предпринимательства.

В рамках участия в Координированном проекте по составлению показателей финансовой устойчивости (Coordinated Compilation Exercise –далее ССЕ), представляющем собой этап рабочей программы МВФ, связанный с анализом национальных финансовых систем, Банк России участвовал в опросе (Inventory Survey), проведенном МВФ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.024 с.)