Нормативное регулирование бухгалтерского учёта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.



В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов. В целях создания национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 была принята Программа реформирования системы бухгалтерского учета.
В качестве основных направлений Программы реформирования системы бухгалтерского учета были предусмотрены:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (разработка методических указаний, рекомендаций и т.п.).
Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.
В настоящее время нормативное регулирования бухгалтерского учета включает в себя документы четырех уровней:
I уровень системы
– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
II уровень системы - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учёта различных видов активов и др.;
III уровень системы – методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, позволяющие подробно раскрыть конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы (например, План счетов бухгалтерского учета, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и т.д.);
IV уровень системы – рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов и т.д.).
Основным актом первого уровня регулирования бухгалтерского учета является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления от-четности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы бухгалтерского учета также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.XII.95 г.
№ 222-ФЗ, «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 14.VI.95 г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.XII.95 г.
№208-ФЗ. Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.III.98 г. №283 и др.
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Закон «О бухгалтерском учете» состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия. Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения по нормативному регулированию бухгалтерского учета и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций. Во втором разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. В третьем разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Второй уровень — учётный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определённого объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. В 1998 году Правительство РФ утвердило программу реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. Эта программа наметила основные направления совершенствования российской системы бухгалтерского учёта. Среди них формирование нормативной базы, методическое обеспечение (инструкции, указания и рекомендации, комментарии), совершенствование нормативно-правового регулирования, подготовка и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учёту, международное сотрудничество. В рамках указанной программы Минфин России разработал национальные стандарты или как их принято называть положения по бухгалтерскому учёту. ПБУ устанавливают основные правила по организации и ведению бухгалтерского учёта имуществ и обязательств. Они служат для нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учёту обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учёта);
- определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учёта);
- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- порядок учёта (описывается порядок учёта наличия и изменения соответствующего объекта учёта);
- раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учётной политике и в бухгалтерской отчётности).
В настоящее время действуют двадцать ПБУ:
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 9.12.1998 г. №60н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (приказ Министерства финансов РФ от
20.12.1999г.№167).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н).
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность орга-низации" ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н)
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально производственных запасов" ПБУ 5/01 (приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н).
Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 (приказ Министерства финансов РФ от 25.11.98 г. № 56н).
Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (приказ Министерства финансов РФ от 28.11.2001 г. № 96н).
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н).
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн).
Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах (директор, член Совета директоров, собственник)" ПБУ 11/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. № 5н).
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 27.01.2000 г. № 11н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 92н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 91н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2001 г. № 60н).
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2002 г. № 66н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно - ис-следовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 115н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на при-быль" ПБУ 18/02 (приказ Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н). Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03 (приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. № 105н).

Представленные выше документы II уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета условно можно разделить на 3 группы:
- первая группа – включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета активов и обязательств организации (ПБУ 3/2000, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000, ПБУ 15/01, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02);
- вторая группа – включает в себя ПБУ, раскрывающие правила учета финансовых результатов организации (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ 13/2000, ПБУ 18/02);
- третья группа – включает в себя ПБУ, раскрывающие правила формирования бухгалтерской отчетности и информации об организации, приводи-мой в бухгалтерской отчетности (ПБУ 1/98, ПБУ 4/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/01, ПБУ 11/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 16/02, ПБУ 20/03).
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Это помогает в деле нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учёта соответствующих объектов.
Согласно Закону "О бухгалтерском учете" (Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23 июля 1998г. № 123-ФЗ), при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации гласит: "Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации". Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит применяемый в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

 

Рабочие планы счетов организации сферы материального производства содержат, как правило, счета из всех разделов типового Плана счетов:
1. Внеоборотные активы;
2.Производственные запасы
3.Затраты на производство;
4.Готовая продукция и товары;
5.Денежные средства
6.Расчеты
7.Капитал;
8.Финансовые результаты;
Забалансовые счета.
В рабочие планы счетов организации в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности и производственной структуры включают определенные типы специфических счетов.
Третий уровень – методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учётные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Так же особое место в регулировании занимают Закон о бухгалтерском учёте, Положения о бухгалтерском учёте и отчётности 1992, 1994 и 1998 гг. и положение «Учётная политика организации» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учёта и оценки соответствующих объектов (оценки готовой продукции, товаров и другого имущества, учёта затрат на производство продукции, выпуска продукции, её реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учётной политикой.
Положения о нормативном регулировании бухгалтерского учета, ввиду его значимости подвергается постоянной переработке. В дальнейшем в Положения вносятся изменения и дополнения. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации и др. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа по учетной политике.
В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета.
В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представ-ления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основ-ных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
Четвертый уровень – рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учёта в нём.
В состав рабочих документов входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов, и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Основные рабочие документы организации:
- документ по учётной политике предприятия;
- утверждённые руководителем формы первичных учётных документов;
- графики документооборота;
- утверждённый руководителем План счетов бухгалтерского учёта;
- утверждённые руководителем формы внутренней отчётности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.007 с.)