ТОП 10:

Другие источники формирования банковского капитала



 

В составе депозитных источников привлеченных ресурсов можно выделить межбанковские кредиты, операции с ЦБ с так называемым обратным выкупом, переучет векселей в ЦБ, выпуск коммерческих бумаг, получение займов у зарубежных кредиторов и т.д.

Большое развитие в деятельности российских КБ получили межбанковские кредиты, в процессе которых свободно продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в РКЦ Банка России. ЦБ предоставляет так называемые централизованные кредиты в процессе рефинансирования.

Межбанковский рынок представляет собой большую часть финансового рынка, в состав которого входят денежный рынок (рынок кредитов и депозитов), рынок государственных ЦБ, рынок частных ЦБ, валютный рынок и рынок акций. Кредитный рынок и в его составе рынок межбанковских кредитов является одним из наиболее ликвидных и емких. Этот сегмент финансового рынка неоднороден, в нем можно выделить три основные части:

1) трехмесячные кредиты;

2) одномесячные кредиты;

3) «короткие» деньги – весьма краткосрочные ссуды.

Одним из источников формирования так называемых прочих ресурсов является выпуск коммерческим банком облигаций. Для такого выпуска готовится проспект, в котором указываются условия займа, его срок и уровень процента. Банки, как и другие АО, вправе выпускать облигации в размере не более 25% УФ и после полной оплаты всех ранее выпущенных акций.

Условия банковского облигационного займа должны учитывать необходимость защиты интересов кредиторов. Ими могут быть:

– гарантирование выплат процента по займу другим банком;

– предоставление права облигационерам объединяться в собрание с совещательным голосом;

– ипотечное покрытие облигации.

Ипотечное покрытие облигации способствует ликвидности облигационного займа, баланса банка, защите интересов держателей ЦБ. Учитывая, что в России формируется рынок недвижимости, возрождение банковских ипотечных кредитов и облигаций имеет благоприятную почву.

 

7.5. Регулирование и обеспечение безопасности
банковской системы

 

Современный этап развития денежно-кредитных отношений в Российской Федерации характеризуется тенденцией увеличения правонарушений в этой сфере. Поэтому растет необходимость в обеспечении уровня экономической безопасности банковской системы. В связи с этим, к финансовым документам предъявляются следующие требования:

– обозначение необходимых реквизитов – обязательных данных, предусмотренных действующими правилами или законом для документов, без которых они не могут служить основанием для совершения операций;

– четкость оттисков печатей и штампов;

– отсутствие разночтений в экземплярах одного и того же документа и подчисток, исправлений, дописок, травлений;

– соответствие подписи должностных лиц и т.д.

На стадиях подготовки и мониторинга контроля за выданным кредитом необходимо обращать внимание на обстоятельства работы клиента. В партнерских отношениях важно удостовериться в объективности информации по ряду позиций. Для этого необходимо:

1) уточнить факт регистрации и постановки на учет в регистрационных налоговых и иных органах и соответствие этих сведений представленным данным;

2) проверить соблюдение требований по созданию организации, в том числе с участием иностранного капитала, а также уточнение, в какие холдинги (финансово-промышленные группы, иные объединения коммерческих организации) входит дебитор, имеются ли дочерние и зависимые общества, участие в уставных капиталах друг друга, совместное руководство (нахождение одного и того же лица на руководящих постах в разных организациях), совместная хозяйственная деятельность;

3) выяснить фактические адреса или причины несовпадения юридического и фактического адресов, узнать, где ранее находилась организация, где она собирается размещаться в дальнейшем, в чьей собственности находится помещение, на какой срок и когда заключен договор аренды, своевременно ли внесена арендная плата; взаимоотношения учредителей с собственником или арендодателем;

4) уточнить репутацию клиента: судимость, психические недостатки, дееспособность, компетентность, отношение к выполнению своих обязательств в прошлом, наличие имущественных претензий и долгов;

5) проверить достоверность представленных сведений об обеспечении обязательств, соответствие бухгалтерских данных сведениям их налоговых инспекций;

6) заручиться информацией о кредитоспособности поручителя, проверить, выданы ли им другие поручительства (кому и за что), подлинность банковских гарантий;

7) проверить расчетные счета, которыми может пользоваться заемщик, в том числе, расчетных счетов родственных предприятий, особых отношений с предприятиями и лицами, которые в случае необходимости могут помочь клиенту скрыть свое имущество,

8) выяснить отношения с основными партнерами по приобретению и сбыту сырья, продукции; были ли ранее факты банкротства; проверить характеристики учредителей и руководителей организации; определить наиболее «тесные и близкие» отношения с партнерами и контрагентами и др.

Основные приемы противодействия нанесению вреда изнутри заключаются в анализе выявленных факторов утечки информации и определении круга лиц, имеющих к ней доступ, а также ближайшего окружения этих лиц, входящих в узкий доверительный круг общения. Основным направлением оперативных разработок по выявлению источника такой утечки, внедрившегося в банк информатора, является изучение доходов и расходов, а также «кредитной истории» сотрудника данной финансово-коммерческой структуры. Подобные методы помогали выявить многих агентов криминальных групп, конкурентов и их пособников.

Специалисты рекомендуют разработать и внедрить систему обеспечения безопасности, предусмотрев:

– создание разветвленной организационной структуры обеспечения безопасности как по банку в целом, так и в каждом структурном подразделении;

– систематическую оценку потенциальных возможностей по несанкционированному доступу к информации с целью ее хищения, накопления или уничтожения;

– разработку организационно-распорядительной и методической документации по обеспечению безопасности информации, а также системы мер ответственности за невыполнение требований документов по обеспечению защиты информации,

– разработку и внедрение системы современных организационно-технических мер и программно-аппаратных средств защиты информации силами специализированной организации;

– аттестацию системы защиты информации от несанкционированного доступа в соответствии с существующими требованиями;

– организацию надзора за функционированием внедренных мер и средств защиты информации и их эффективности;

– подготовку специалистов банка по вопросам обеспечения экономической безопасности информации.

В мировой практике основанием для выявления фактов мошенничества является аудиторская проверка. Внутренняя – осуществляется аудиторами, включенными в штат предприятия. В проверке финансовой документации с целью выявления правонарушений целесообразно иметь специальное подразделение внутрибанковского (внутрифирменного) аудита. Как показывает зарубежный опыт, это подразделение находится в непосредственном и исключительном подчинении первого лица банка. Оно укомплектовывается классными и высокооплачиваемыми специалистами, постоянно наблюдающими за решением ключевых кредитно-финансовых вопросов, нацеленными на обнаружение и предупреждение противоправных действий в этой сфере. Внешняя – аудиторами, как правило, известной, имеющей определенную деловую репутацию компании, как реально представляющей суть проводимых ревизуемой фирмой операций, так и учитывающей национально-психологический этнос окружающей внешней среды, факторы, способствующие или побуждающие к мошенничеству. Внешние аудиторы обязаны оценить возможности влияния на финансовую отчетность допущенных ошибок и согласно этой оценке определить тип ревизии.

Риски банков выделяют внутренние и внешние обстоятельства, сопровождаемые угрозами их экономическим интересам. Внутренние связаны с технологией собственно банковских процедур и контактной аудиторией – физическими и юридическими лицами, социальными группами, проявляющими потенциальный или реальный интерес к деятельности конкретного банка. Внутренние риски относятся к основной или вспомогательной деятельности банка. Первые представляют самую распространенную группу видов рисков: кредитный, процентный, валютный, по факторинговым, лизинговым и расчетным операциям, по операциям с ценными бумагами. Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности для данного банка, от банковских злоупотреблений, утраты позиций на рынке, потери репутации, состава клиентов и т.д. Они отличаются от рисков по основной деятельности банков тем, что зачастую имеют лишь условную, косвенную оценку и могут выражаться в улучшенной выгоде. К внешним относятся обстоятельства, отражающие влияние множества факторов окружающей среды жизнедеятельности общества и бизнеса – политических, социальных, психологических, демографических, экономических, научно-технических, географических. К внешним рискам банка не связанным непосредственно с его деятельностью, можно причислить: неустойчивость валютных курсов, инфляцию, неплатежеспособность клиента, банкротство клиента, отказ от платежа, ошибки в документах, изменение цен, подделка платежных документов и т.д.

В зависимости от сферы возникновения выделяют:

· риск стран;

· риск финансовой надежности отдельного банка (недостаточности капитала банка, несбалансированной ликвидности);

· риск отдельного вида банковской операции.

Риску подвержены практически все виды банковских операций, поэтому в оценках экономической безопасности можно в известной степени обоснованно уделять равноценное внимание каждой из ситуаций, которая рассматривается с позиции потенциального или реального вреда. Этим обусловлено большое число методических разработок по измерению и управлению рисками.

По стадиям их проявления опасности группируют на предоперационный и операционный периоды. Анализ по стадиям осуществления инвестиционного проекта позволяет банку или финансовой группе выявить присущие проекту нежелательные обстоятельства и при возможности предупредить их вредные последствия путем тех или иных гарантий.

Предоперационный период предполагает серьезную информационно-аналитическую работу. Многие коммерческие банки, озабоченные возвратом финансовых ресурсов при кредитовании, не только осуществляют тщательную проверку предполагаемого заемщика, но и в случае необходимости идут на информационную его поддержку в целях дополнительных стабилизационных мер по обеспечению безопасности и надежности возврата заемных сумм. Результаты проведенных мероприятий с использованием различных источников информации служат основанием для согласия или отказа в сотрудничестве. Оценивают и уровень гарантий по кредитам с целью установить надежность, платежеспособность клиента.

Состав клиентов банка определяет метод расчета риска банка и оценку его степени. Мелкий заемщик подвержен большей зависимости от случайностей рыночной экономики, чем крупный. В то же время крупные кредиты, выданные одному заемщику, отрасли, региону или стране, нередко служат причиной банковских банкротств. Поэтому одним из методов регулирования риска от предоставления крупных кредитов является ограничение его размера 10-50% уставного капитала банка. Существенное значение имеет и правильный выбор предпочтительного клиента для банка.

Можно различать набор рисковых ситуаций и видов риска для трех типов коммерческих банков: отраслевых, специализированных и универсальных. Отраслевые тесно связаны с определенным видом производства. Их риски зависят от состояния производственных показателей под влиянием экономических отношений с партнерами и клиентами. Оценки риска способствуют определению уровня неиспользованных резервов и перспектив развития. В специализированном банке оценку ведут по тем специфическим операциям, которые составляют основное направление деятельности. Например, в инновационном банке риски связаны с кредитованием нововведений, реализация продукции от которых носит рисковый характер в начальный период, что потребует использования способов регулирования банковского риска: получение гарантий, введение налогового права на недвижимость и т.п. Участники же фондового рынка будут оценивать риск по операциям с ценными бумагами. Универсальные банки вынуждены учитывать в своей деятельности больший набор рисков.

В этой связи целесообразно выработать оптимальный набор видов риска для каждого типа банка. Повышенной степенью риска обладают отраслевые банки как некрупные, немобильные, с жесткой привязкой к отрасли и клиенту; наименьшей – универсальные банки, имеющие возможность покрыть потери от одного вида деятельности доходами от другой.

При выборе метода расчета выделяют комплексные (общие) и частные риски. Первые включают численную характеристику и соблюдение экономических нормативов банковской ликвидности. Вторые ориентированы на принятую шкалу коэффициентов риска, взвешивание с группировкой по обязательствам и отдельным банковским операциям. По шкале коэффициентов различают полный, умеренный и низкий риск, характеризуемые вероятностью события с потерями банком средств по данной операции. Обязательства коммерческих банков группируются по степени риска вложений и возможности потерь части стоимости. При этом категориям и группам активов приписываются соответствующие поправочные коэффициенты. В первую группу входят активы, свободные от риска, во вторую группу – активы с минимальным риском, в третью и четвертую – с повышенным риском. Несмотря на приведенную группировку, один и тот же риск может иметь различную степень в зависимости от возможностей его гарантирования, страхования и других методов регулирования. Например, при страховании долгосрочной ссуды банка, выданной на строительство нового предприятия, степень риска уменьшится до 10-15% (при условии страхования в объеме 50-90% ссуды); при получении гарантии правительства риск падает до нуля.

С точки зрения оценки рисков, важны показатели достаточности капитала банка и максимальной величины риска на одного заемщика.

В общем представлении капитал банка – это средства, принадлежащие самому банку как хозяйствующему субъекту, без учета средств клиентов. Критерии, на основании которых финансовые инструменты относят к составляющим банковского капитала, следующие:

– служить источником для покрытия убытков банка, кроме случаев его ликвидации;

– иметь неограниченный срок действия;

– давать право на получение дохода от деятельности банка только в случае прибыльной работы последнего.

Указанным критериям, вне всякого сомнения, удовлетворяют обыкновенные акции, привилегированные некумулятивные акции и нераспределенная прибыль.

Для предупреждения потерь при формировании депозитов банкам приходится соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными операциями, определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг в целях повышения уровня и качества мобильных средств, минимизировать соотношение собственных средств и рисковых активов.

С этих позиций управление активами и пассивами обусловлено оценками процентного риска. Его уровень зависит от изменений в портфеле активов, включая соотношение кредитов и инвестиций с фиксированной и плавающей ставкой, от изменений в структуре пассивов – соотношение собственных и заемных средств, динамики процентных ставок.

В одинаковой степени и к банкам, и к их клиентам относится кредитный риск, или риск невозврата долга. Уровень кредитного риска зависит от ряда факторов:

· степени концентрации кредитной деятельности банка в сфере, имеющей эластичный спрос на производимую продукцию;

· доли кредитов, выдаваемых в «одни руки» – концентрации кредитов;

· доли кредитов в сферу инноваций;

· принятия в качестве залога низколиквидных ценностей;

· нестабильности ситуации на рынке.

Следует отметить, что снижение кредитного риска достигается консервативной политикой управления кредитованием, установлением максимального размера риска на одного заемщика, эффективного обеспечения или страхования кредитов. Важнейшим условием управления кредитными рисками являются использование информационных систем, методы изучения и оценки кредитоспособности клиентов и тщательное документальное сопровождение процесса делового сотрудничества с клиентами.

Риск банка зависит от ряда обстоятельств: поступления платежей со стороны заемщика – банку полностью и в сок не возвращены долги; оттого, что падение рыночной стоимости финансовых вложений или других инструментов банковских активов ниже первоначальной цены приобретения или вынужденная реализация активов ниже балансовой стоимости из-за сужения рынка при попытке их продажи банком. Клиент также анализирует ситуацию своих деловых отношений с позиции риска: вероятности финансового краха или ухудшающегося состояния баланса банка, сокращения банком суммы кредита или установления более высокого процента по кредиту, становления более высокой комиссии за заключение договора или принятия более жесткого курса в управлении кредитным портфеля

Взаимоотношения банка с клиентом обеспечиваются достаточной информацией. Сообщения в прессе являются весьма полезным источником. Информация о финансовом положении главных банков широко публикуется. О приобретении банком репутации учреждения, отказывающего в поддержке клиентам, скорее всего, будет сообщено в финансовых изданиях. Не является исключением и информация о деятельности хозяйствующих субъектов. Тем самым сравнительно доступным становится мониторинг сведений коммерческого характера о банках и их политике кредитования, о потенциальных клиентах и их платежеспособности и деловом авторитете каждой стороны.

Анализ кредитоспособности банка влияет на решение клиента по обращению за ссудами или осуществлению иных операций, связанных с кредитованием. При крупных суммах риск следует распределять. При малых суммах свободных средств весьма существенно знать, какие ставки процента предлагает тот или иной банк, какова устойчивость финансового положения хозяйствующего субъекта.

В анализе сведений о потенциальных клиентах выделяют хозяйствующего субъекта – пять классов заемщиков. Заемщики четвертого-пятого классов считаются некредитоспособными, и банк не должен с ними работать. Из оставшихся предпочтительным для банка является, естественно, заемщик первого класса. Однако на него могут действовать внешние факторы, связанные с коммерческими, политическими, геофизическими рисками, например, неустойчивость валютных курсов, инфляция, отказ его покупателя от платежа, изменение цены сырья и т.д. С заемщиками второго и третьего классов банки строят более жесткие отношения, в частности, вводят обязательства залога, проверки обеспеченности ссуд, повышенную ответственность за нарушения и т.д.

В странах с развитой экономикой ориентиром оценки риска отдельного клиента служит кредитная котировка предприятий банком. Она составляется исходя из объема оборота хозяйствующего субъекта, его кредитной и платежной оценок. Из количественного анализа выводится качественная оценка, позволяющая отнести клиента к одной из шести групп: государственные, зарубежные, хорошие, испытывающие трудности, находящиеся в частном управлении банком, некотируемые заемщики. На основании этой оценки банки строят свои отношения с клиентами. Как отмечалось, размер риска на одного заемщика не должен превышать 10% суммы активов банка.

Совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, превышающая 20% капитала банка, рассматривается в качестве крупного кредита. Существующие нормативы направлены на ограничение выдачи банкам крупных кредитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка – с другой.

В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов риска, отличающихся местом и временем возникновения, совокупностью влияющих факторов, способами анализа и методами описания. Так как банковские операции связаны единой технологией, оценки различных рисков во взаимосвязи отражаются на деятельности банка. Oт конкретной ситуации на рынке банковских услуг зависит, как методически приемлемо анализировать уровень рисков и управлять ими.

Денежно-финансовой система оказывает разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в рыночной экономике. Сущностная сторона проявляется в степени развитости кредитных отношений и вовлеченности в сферу своего влияния процессов формирования и реализации доходов хозяйствующих субъектов, в использовании институтов банков как основных структур финансового обеспечения экономического роста. Превращение же банков в инструмент перекачки финансовых ресурсов из реального сектора в сферу финансово-посреднических операций рассматривается как существенная деформация банковской деятельности с негативными последствиями для всех хозяйственных систем.

С развитием рыночных отношений в банковской системе России произошел переход от односубъектной структуры единого государственного банка к двухъярусной многосубъектной. Произошли коренные изменения в формах собственности, преобладающими стали акционерные коммерческие банки, роль государства и ЦБ РФ сузилась. Изменилась и сама технология расчетов на основе компьютеризации, оснащения современными средствами связи, освоения технологий косвенного регулирования с помощью экономических нормативов. Важно оценить, в какой мере эта банковская система отвечает критериям и стратегии экономической безопасности. При этом ключевое значение в анализе функционирования системы имеют три взаимосвязанных аспекта:

1. Общая оценка жизнеспособности;

2. Оценка роли ЦБ РФ в банковской системе, его законодательных функций и надежности практического механизма их реализации;

3. Оценка способности банковской системы к взаимодействию как между отдельными хозяйствующими субъектами, так и с государственными и общественными центрами в выработке долгосрочных стратегических и краткосрочных целей развития экономики.

Устойчивость банковской системы зависит прежде всего от ее надежности, которая прямо связана с доверием к национальной денежной единице. Долларизация финансово-хозяйственных отношений и бегство капитала вносят дестабилизационные для национальных банков воздействия на кредитно-денежные функции. В практическом плане трансформируются принципы и механизм поддержания устойчивости рубля, его покупательной способности.

Безопасность банка – защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал – подразумевает комплекс правовых, организационно-управленческих социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, в том числе:

– защиту законных прав и интересов банка как субъекта экономической деятельности;

– сбор, анализ, оценку и прогнозирование данных, характеризующих ситуационную обстановку вокруг банка и в нем самом;

– изучение партнеров, клиентов и конкурентов;

– своевременное выявление возможного интереса к банку и его сотрудникам со стороны лиц, представляющих источник потенциальных угроз безопасности;

– недопущение проникновения в банк представителей структур экономического шпионажа, организационной преступности и лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в банк в преступных целях;

– предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной наносящей ущерб деятельности сотрудников банка;

– защиту сотрудников от насильственных посягательств;

– охрану финансовых и материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну;

– получение необходимой информации для выработки руководством банка оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики финансовой деятельности;

– физическую и техническую охрану зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование в средствах массовой информации, у партнеров и клиентуры благоприятного мнения о банке, способствующего его деятельности;

– создание условий для возмещения материального и морального ущерба, нанесенного банку и его сотрудникам неправомерными действиями организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности.

Наиболее распространенный способ выявления источника опасностей – это анализ всей системы оборота документов внутри банка (бухгалтерская отчетность, приказы, распоряжения, сведения о работающих, проекты, инвестиционные программы и т.д.). Доступ к этой информации должен быть сведен к минимуму.

К числу мероприятий по обеспечению безопасности банка относятся: специальная защита всех носителей информации, составляющей коммерческую тайну, и мест их хранения, целенаправленное обучение сотрудников, имеющих доступ к важным документам, элементарным приемам защиты информации; введение системы доступа к работе со служебными материалами, для того чтобы исключить ненужное расширение круга лиц, которые бы могли ознакомиться с рабочими документами банка или фирмы.

Опыт работы служб безопасности банков и фирм зарубежных стран свидетельствует о первостепенной важности проверки лиц, поступающих на работу в банк, а не на организацию тотальной проверки всех работающих сотрудников.

Все эти методы весьма не лишние в условиях, когда, согласно исследованию специалистов США, в среднем в банке примерно 25% – это честные люди, 25% ожидают удобного случая, чтобы совершить правонарушение, и 50% действуют в зависимости от обстоятельств.

В США, например, на содержание подразделений безопасности финансово-коммерческих структур расходуется ежегодно около пяти млрд долл., а прямая выгода от их работы в виде прибыли и не понесенных убытков оценивается на сумму, превышающую вышеупомянутую, примерно в 100 раз. Аналогичная ситуация складывается в странах Западной Европы и Японии.

В условиях соперничества и конкуренции, использования разнообразных технических средств важными остаются два принципиальных направления организационно-управленческого характера:

1) создание комплексной режимно-охранной системы безопасности банка;

2) требовательный подход к подбору, проверке, расстановке, обучению и переподготовке кадров с целью поддержания высокого их профессионального уровня.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите способы обеспечения безопасности в сфере денежного обращения.

2. В чем заключается сохранность и безопасность банковской информации?

3. Перечислите основные практические меры обеспечения должного уровня экономической безопасности финансовых организаций.

4. Каковы меры экономического характера в обеспечении безопасности?

5. Раскройте особенности партнерских отношений при выдаче кредитов.

6. В чем суть анализа банковских рисков?

7. Аргументируйте требования к надежности функционирования банковской системы.

8. Что относится к мерам по обеспечению безопасности банка?

9. Перечислите объекты защиты экономических интересов банка как института финансовой системы хозяйственной деятельности.

10. Каковы организация и функции службы безопасности банка?

11. Охарактеризуйте структуру подразделений безопасности.

12. В чем заключается суть мероприятий по обеспечению безопасности?

Контрольные тесты

 

1. Что составляет муниципальную казну?

а) средства местного бюджета и средства предприятий, передаваемые на развитие муниципалитетов;

б) средства внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

в) средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2. Что представляет собой консолидированный бюджет субъекта РФ?

а) бюджет, рассчитанный по единым государственным стандартам;

б) свод бюджета субъекта РФ и консолидированных бюджетов муниципальных образований;

в) сумму бюджетов всех уровней бюджетной системы.

3. Что является экономической основой реализации перераспределительной функции государства?

а) чистый факторный доход страны;

б) созданный национальный доход;

в) созданный валовой внутренний продукт.

4. Что характеризует принцип открытости и прозрачности финансов органов власти и управления?

а) достоверность показателей в планах и прогнозах;

б) отсутствие секретных и закрытых статей в бюджетных и иных финансовых документах;

в) обязательную публикацию и обсуждение проектов бюджетов и отчетов об их исполнении.

5. Как классифицируются доходы бюджетов согласно бюджетной классификации?

а) в соответствии с источниками их формирования;

б) в соответствии с органами власти их взимающими;

в) по целевым статьям расходов бюджета.

6. Какие виды налогов составляют большую долю доходов федерального бюджета РФ?

а) налог на прибыль и налог на доходы физических лиц;

б) НДС, акцизы, таможенные пошлины;

в) федеральные лицензионные и регистрационные сборы.

 

 

7. Каково содержание субвенции?

а) это бюджетные средства, предоставляемые бюджету иного уровня или юридическому лицу на безвозмездной, безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

б) это бюджетные средства иным бюджетам в качестве целевой финансовой помощи;

в) это бюджетные средства иным бюджетам на безвозмездной, безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

8. Что составляет большую долю доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности в местных бюджетах?

а) доходы от оказания услуг или компенсации затрат местной власти;

б) прибыль муниципальных унитарных предприятий;

в) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.

9. Каким образом определить содержание финансового холдинга?

а) организация, менее 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов;

б) организация, владеющая контрольным пакетом акций ряда промышленных предприятий;

в) организация, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы.

10. Что представляет собой негосударственный пенсионный фонд?

а) некоммерческую организацию социального обеспечения, осуществляющую негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда;

б) коммерческую организацию, осуществляющую пенсионное страхование участников;

в) коммерческую организацию, осуществляющую накопительное пенсионное страхование всех участников.

11. Что такое субсидия?

а) средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на финансирование государственных и муниципальных заказов;

б) бюджетные средства, предоставляемые иным бюджетам, юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов;

в) бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной, безвозвратной основах по целевым программам.

12. На основании, каких нормативов, устанавливаются минимально необходимые расходы местных бюджетов?

а) финансовых нормативов, утвержденных по сметам бюджетных организаций;

б) натуральных и стоимостных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, разработанных федеральными и региональными органами власти;

в) социальных норм, разработанных каждым конкретным муниципальным образованием.

13. Как называется правительственная политика в области расходов и налогообложения?

а) монетарная;

б) политика распределения расходов;

в) фискальная.

14. Что выступает источниками покрытия дефицита государственного бюджета?

а) внутренние и внешние займы, а также кредиты ЦБ РФ;

б) возрастающие налоговые поступления в ходе исполнения бюджета;

в) его неналоговые доходы.

15. Какие доходы в экономике относятся ко вторичным?

а) доходы участников реального сектора экономики;

б) доходы участников нематериальной сферы производства и налоги;

в) доходы государства.

16. Как определить текущий государственный долг?

а) это ежегодные расходы федерального бюджета на выплату процентов и погашение займов этого года;

б) это сумма эмиссии государственных ценных бумаг текущего года;

в) это расходы федерального бюджета на выплату процентов по государственным займам.

17. В связи, с чем возникают финансовые отношения страхования?

а) по поводу реализации страховой защиты через распределение страхового фонда;

б) перераспределения финансовых ресурсов в пользу страховых организаций;

в) по поводу финансовой ответственности за не целевое использование финансовых ресурсов.

18. Что представляет собой бюджетный процесс?

а) деятельность по распределению финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы;

б) деятельность по составлению проекта и исполнению бюджета;

в) деятельность по организации кассового исполнения финансового плана.

19. Чем является механизм секвестра расходов бюджета?

а) сокращением расходов бюджета по всем статьям бюджетной классификации до конца года;

б) уменьшением финансовой помощи организациям из бюджета;

в) ежемесячным пропорциональным сокращением расходов бюджета по всем статьям, кроме защищенных.

20. Что такое дотация?

а) целевая помощь для финансирования отдельных текущих расходов;

б) не целевая финансовая помощь;

в) не целевые финансовые средства для обеспечения всех долгосрочных проектов.

21. Какие контрольные показатели утверждает Федеральное собрание РФ по государственному бюджету?

а) верхний предел объема ассигнований по бюджету текущих расходов и предел несбалансированности бюджета;

б) предел объема ассигнований по бюджету текущих расходов и бюджету развития;

в) объемы ассигнований по каждой статье расходов бюджета.

22. Какую цифру не должен превышать предел соотношения всех долговых обязательств местного бюджета и объема его расходов?

а) 10%;

б) 50%;

в) 15%.

23. Что такое бюджетная роспись?

а) документ о поквартальном распределении расходов бюджета между ведомствами;

б) документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями;

в) график поступления налоговых доходов бюджета в течение года.

24. Что представляют собой трансферты?

а) безвозмездные поступления финансовых средств для нужд хозяйствующих субъектов из бюджета;

б) финансовые средства целевого и общего характера для выравнивания бюджетной обеспеченности, поступающие из бюджета одного уровня в бюджет другого;

в) возвратные средства нижестоящим бюджетам из трансфертных фондов вышестоящих.

25. На какие цели и сроки привлекаются целевые бюджетные ссуды субъектами РФ?

а) финансирование целевых федеральных программ долгосрочного характера;

б) финансирование региональных программ развития, более года;

в) финансирование кассовых разрывов сезонного характера затрат либо сезонного характера поступления доходов, до шести месяцев.

26. Что относится к регулирующим доходам местного бюджета?







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.043 с.)