ТОП 10:

Группа 3 «Предоставление кредитов, долевое участие».



Для отдельных направлений и видов некоммерческой деятельности свойственно преобладание отдельных составляющих расходов. Например, в организациях социальной защиты населения высок удельный вес трансфертов, особенно домашним хозяйствам. Сюда относятся пособия многодетным семьям, компенсации малообеспеченным гражданам в связи с инфляцией, различные компенсации инвалидам, участникам войн, гражданам, пострадавшим в результате экологических бедствий.

В учреждениях здравоохранения характерными расходами являются расходы на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь.

 

Финансы профессионального образования

 

Финансы профессионального образования относят к некоммерческой сфере. При этом образовательные организации могут иметь любую форму собственности (государственную, муниципальную, частную) и любую организационную форму, предусмотренную для некоммерческих организаций. Наиболее распространенной организационной формой является учреждение.

Источниками финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций являются в основном бюджетные средства и плата за обучение студентов в коммерческих группах. Учитывая это, такие организации ведут по бухгалтерии два параллельных баланса: по бюджетному учету и обычной схеме бухгалтерского учета, принятой для хозяйствующих субъектов. Как правило, доля бюджетного финансирования ниже, чем коммерческого. Источниками финансирования негосударственных образовательных организаций являются прежде всего поступления по договорам оказания образовательных услуг, а для аккредитованных возможен дополнительный источник в виде бюджетного финансирования.

На финансы образовательных организаций показатели финансово-хозяйственной деятельности помимо общих факторов в значительной мере влияют:

1. Факторы объективного характера. К ним можно отнести социальные факторы, демографические условия для данного региона или города, уровень платежеспособности клиентов (обучаемых), макроэкономические факторы.

2. Факторы субъективного характера, т.е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно в конечном итоге воздействовать на тот или иной показатель финансово-хозяйственной деятельности. Например, субъективными факторами в образовательной сфере могут быть:

· реализуемые программы и направления профессиональной подготовки;

· мероприятия по компьютеризации, техническому оснащению образовательного процесса;

· административные решения (например, приказ об установлении платы за обучение, договора с юридическими лицами на прохождение студентами практик и пр.);

· оптимизация графиков учебного процесса и рабочих учебных планов и т.д.

Эти и другие факторы предопределяют организацию, управление финансами в данной сфере профессиональной деятельности. Основными участниками финансовых отношений являются в первую очередь обучаемые студенты, персонал образовательной организации (преподаватели, руководители структурных подразделений, вспомогательный персонал и пр.) и налоговые органы. Недостаточность средств для финансирования образовательной деятельности побуждает образовательные организации вступать в финансовые отношения с другими субъектами рынка, в частности, страховыми компаниями (образовательное страхование), банками (по поводу взятия кредита), инвесторами (образовательные сертификаты, векселя, облигации), искать иные легальные источники финансирования. Расходы образовательной организации можно сгруппировать следующим образом.

1. Оплата труда работников учреждения профессионального образования, в том числе:

– штатных преподавателей, преподавателей-совместителей;

– работников администрации;

– оплата труда учебно-вспомогательного персонала;

– надбавки к заработной плате.

2. Налоги, сборы, отчисления в целевые фонды, в том числе в бюджет.

3. Расходы на содержание, использование оборудования:

– расходы на обслуживание, текущий ремонт компьютерной техники, содержание технических средств обучения;

– на содержание, ремонт копировальной, множительной техники;

– на содержание, ремонт учебной мебели;

– на оплату электроэнергии;

– на содержание прочего оборудования, используемого в учебном процессе;

– амортизация стоимости интеллектуальных активов.

4. Расходы на содержание зданий, учебных и вспомогательных площадей:

– арендная плата;

– расходы по текущему ремонту зданий, учебных и вспомогательных площадей;

– расходы, связанные с реконструкцией;

– по уборке учебных, вспомогательных площадей;

– на коммунальные услуги, освещение;

– по охране и пожарной сигнализации.

5. Целевые расходы:

– расходы по приобретению учебной литературы;

– по приобретению вспомогательных методических материалов, подготовке, изданию учебных пособий;

– канцелярские расходы, приобретение бланков документов;

– командировочные расходы;

– расходы по электросвязи;

– по аренде специальных помещений для проведения отдельных видов занятий.

6. Единовременные расходы:

– расходы на развитие и единовременное приобретение учебного оборудования, в том числе специального лабораторного оборудования, демонстрационных стендов;

– по единовременному приобретению учебной мебели;

– на приобретение дополнительного оборудования для учебных помещений;

– капитальные расходы по ремонту собственных зданий.

7. Дополнительные расходы:

– расходы по содержанию собственных или арендованных автотранспортных средств;

– дополнительные командировочные расходы (для проведения занятий в другом городе);

– расходы на проведение конференций, научных совещаний;

– на оплату труда, командирование членов аттестационных комиссий Минобразования, лицензирование, аттестацию образовательной деятельности.

В плане управления финансами образовательных организаций отметим следующее. Одним из таких актуальных вопросов является управление себестоимостью и ценой образовательной услуги как главными финансово-экономическими показателями. Кратко охарактеризуем суть этой проблемы.

Управление отмеченными показателями может включать следующие основные стадии (этапы):

1. Финансовый анализ (анализ определяющих факторов, структуры себестоимости и цены, динамики изменения расходных статей и т.д.).

2. Финансовое планирование (в первую очередь составление сметы доходов и расходов, калькуляция образовательной услуги, график поступлений и выплат и т.д.).

3. Реализация принятых финансовых решений и анализ результатов по ним.

Особое значение анализ себестоимости и цены приобретает для негосударственных образовательных учреждений, в том числе вновь создаваемых, которые в отличие от государственных не финансируются из бюджета. Указанные финансовые показатели можно рассматривать для них как основное средство в конкурентной борьбе за клиента (обучающихся).

Образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность и конкурируя между собой, рискуют попасть в две крайние ситуации. Уменьшение цены образовательной услуги (с целью привлечь возможно большее число обучающихся) может повлечь за собой резкое снижение качества обучения. И напротив, увеличение цены – резкий отток обучающихся из-за перехода их в другие учреждения. Как следствие – снижение денежных поступлений за обучение и возможная потеря финансовой устойчивости.

В общем, одну из целей финансовой стратегии и одновременно ценовой политики образовательных организаций можно сформулировать как оптимизацию цены ОУ на таком уровне, чтобы обеспечивалось высокое качество обучения при минимальных затратах без извлечения чистой прибыли от ведения образовательной деятельности.

Анализируя факторы, определяющие цену и себестоимость, можно отметить их большое разнообразие и сложности в группировке, классификации, а также трудности в установлении количественной связи между отдельным фактором и расходной позицией в себестоимости образовательной услуги.

В качестве одного из главнейших можно указать фактор специальности. Например, по специальностям авиационно-космического приборостроения требуется проведение лабораторных работ на дорогом высокоточном учебном оборудовании.

По компьютерным специальностям – большой парк персональных ЭВМ, продолжительная работа обучаемого в компьютерных сетях. По ряду технологических специальностей (например, горнодобывающей, газовой промышленности) требуются учебные испытательные полигоны.

Для языковых специальностей – большой объем часов индивидуального обучения и технические (аудио-, видео-) средства.

При финансовом планировании важное значение имеет выбор метода калькулирования и принятие финансовых решений. Параллельно с нормативным методом, широко используемым в практике бюджетных образовательных организаций, могут быть использованы и другие, в зависимости от показателя себестоимости. Например, для показателя себестоимости обучения по специальности в целом на весь период обучения можно одновременно использовать нормативный и подетальный методы.


Задания для практических занятий

Задание № 1

Выберите из правой графы выражение или определение, относящееся к термину в левой графе

 

  А) Та часть прибыли, которая не выплачивается акционерам в форме дивидендов
1. Средства из внешних источников Б) Движение денег, поступающих в фирму и выходящих из нее
2. Движение денежных средств В) Способность предприятия быстро погашать свою задолженность
3. Коммерческий кредит Г) Денежные средства, такие, как кредиты, изысканные за пределами фирмы
4. Нераспределенная прибыль Д) Суммарная величина собственных средств предприятия и его задолженности
5. Инвестор Е) Покупатель акций, получающих тем самым право на часть доходов корпорации и участие в управлении ею
6. Балансовый отчет Ж) Финансовый план, суммирующий доходы и расходы
7. Ликвидность 3) Итоговый документ, отражающий состояние доходов и расходов фирмы за определенный период времени
  И) Разрешение поставщика продукции отсрочить ее оплату

 

Задание № 2

Компания осуществляет свою деятельность в сфере производства и реализации продуктов питания. В рамках своей текущей деятельности на дату определения стоимости компания инвестировала в совокупный капитал 100 млн. Структура инвестированного капитала: 50% - собственный капитал, 50% - заемный капитал, при этом стоимость ь заемного капитала составляет 5%, стоимость собственного капитала - 15%. Операционная прибыль компании - 11 млн.

Вопрос:

Рассчитайте показатель экономической добавленной стоимости (EVA) при существующей структуре и стоимости капитала.

Как изменится показатель EVA, если в процессе принятия управленческого решения руководство осуществит дополнительные инвестиции в размере 25 млн. за счет заемного капитала, а рентабельность инвестиций составит 6%. Сделайте вывод об эффективности данной операции и ее влиянии на повышение стоимости бизнеса.

Задание №3

Организация применяет позаказный метод калькулирования. Накладные расходы, предусмотренные бюджетом на 2014 г., составили 2500 тыс.

Прямые затраты на оплату труда основных производственных рабочих предприятия, определенные бюджетом, составляют 2000 тыс. , материальные затраты - 2800 тыс.

В течение октября организация выполнила работы для одного из своих клиентов. Согласно расчетам на выполнение заказа прямые затраты на оплату труда основных производственных рабочих составили 120 тыс. , а на материалы - 40 тыс.

1)Определите коэффициент косвенных затрат, если в качестве базы их распределения выступают прямые затраты на оплату труда основных производственных рабочих, и рассчитайте себестоимость заказа.

2) Определите коэффициент косвенных затрат, если в качестве базы их распределения выступают прямые затраты, и рассчитайте себестоимость заказа.

Задание № 4

Стоимость товарной продукции, выпущенной в IV квартале отчетного года, в отпускных ценах составила 7150 тыс. , по производственной себестоимости - 6500 тыс. Выпуск товарной продукции в IV квартале планового года в отпускных ценах предприятия составляет 8640 тыс. , по производственной себестоимости - 7200 тыс. Производственная себестоимость входных остатков готовой продукции в плановом году составит 700 тыс. Производственная себестоимость выходных остатков - 640 тыс. Планируемый объем выпуска товарной продукции в отпускных ценах на год составляет 36 000 тыс. Определите планируемый объем выручки от реализации продукции в плановом году.

Задание № 5

Акционерное общество выпустило 900 простых акций, 100 привилегированных и 150 облигаций. Номинал всех ценных бумаг 1000 рублей. Процент по облигациям 15%, дивиденд по привилегированным акциям 20% (выплата от номинальной стоимости). Прибыль к распределению между акционерами за прошедший год составила 146 тыс. Разместите держателей разных ценных бумаг в порядке уменьшения их дохода.

Задание № 6

Рассчитать чистую приведенную стоимость и внутреннюю норму доходности инвестиционного проекта, в котором единовременные затраты составляют 1200 тыс. , а доходы 50; 200; 450; 500 и 600 тыс. Ставка дисконтирования составляют соответственно 5%. Шаг изменения ставки дисконтирования равен 10%. Сделайте выводы по полученным результатам.

Задание № 7

У инвестора имеется следующая информация по ценной бумаге эмитента:

Рыночная стоимость акции,
Выплаченные дивиденды,
Темп роста дивидендов,% в год:  
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Темп роста дивидендов по истечении 5 лет,% в год
Среднерыночная альтернативная доходность,%

 

Определите справедливую рыночную стоимость акции, используя модель оценки дивидендов, и обоснуйте свое инвестиционное решение.

(Дополнительные факторы при принятии решения не учитываются)

Задание № 8

Имеются следующие данные результатов деятельности компании-эмитента и отраслевые показатели мультипликатора Р/Е.

Выручка, :  
за пол года
Себестоимость, :  
за пол года
Налог на прибыль,%
Количество обыкновенных акций, шт.
Количество привилегированных акций, шт.
Дивиденды,% от номинала прив. акций
Номинальная стоимость привилегированных акций, за шт.
Рыночная стоимость обыкновенной акции, за шт.
P/E аналогичных компаний в отрасли по данным годовой отчетности:
Компания 1 7,62
Компания 2 11,87
Компания 3 8,99
Компания 4 9,77
     

 

Дивиденды по привилегированным акциям (ПА) выплачиваются как доля от номинальной стоимости. Деятельность компании – эмитента не подвержена сезонным колебаниям.

Определите уровень недооцененности (переоцененности) акций эмитента в сравнении со среднеотраслевым значением мультипликатора, сделайте соответствующий вывод.

Задание № 9

Определите наиболее эффективную структуру источников финансирования предприятия, если имеются следующие показатели:

Показатели Варианты структуры финансового капитала
  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Собственный капитал, ден. ед.
Заемный капитал, ден. ед. -
Выручка, ден.ед.
Затраты (включая операционные), ден. ед.
Ставка процента по заемному капиталу,% - 17% 18%
Сумма процентов по заемному капиталу, ден. ед. -
Ставка налога на прибыль,% 20% 20% 20%

 

Задание № 10

Определите величину потребности в заемном капитале предприятия в 2013 г и 2014 г, если известно, что темп роста выручки составит 7% в год. Доля затрат в выручке составляет 85%, доля амортизации в затратах составляет 1%.

Дополнительные условия:

В расчетах использовать динамический показатель изменения собственного оборотного капитала.

Исходные данные:

Расчетные показатели Значения показателей
  2012 год
Выручка,
  2012 год 2013 год 2014 год
Капитальные вложения, -
Товарно-материальные запасы,
Дебиторская задолженность,
Кредиторская задолженность,

 

 


Вопросы для самоконтроля

 

1. Что подразумевается под «финансовой самостоятельностью» организации?

2. В чем проявляются особенности распределительной функции финансов в организациях? Приведите примеры.

3. Чем отличаются организационно-правовые формы предприятий с финансовой точки зрения? Назовите финансовые критерии для сравнения.

4. Как организовать финансовый контроль на предприятии?

5. В чем заключаются особенности финансового контроля в некоммерческой организации?

6. Поясните термины «финансовый ресурс», «денежно-финансовые отношения», «финансовый аспект деятельности предприятия», «уставной капитал».

7. Какие цели могут преследоваться на предприятии при образовании на нем определенных денежных фондов? Поясните на примерах.

8. Какие из известных принципов организации финансов реализуются в большей и меньшей степени в российской экономике? Обоснуйте ответ.

9. Приведите примеры влияния отраслевых особенностей на финансы предприятий.

10. Сравните организационно-правовые формы НКО по критерию формирования первоначального (уставного) капитала. То же по критерию реализации прав собственников на имущество НКО.

11. Приведите примеры из практики (субъекта, района, города) бюджетного финансирования негосударственных организаций. Каковы процедура, критерии предоставления такой финансовой помощи?

12. Охарактеризуйте виды, формы налогового контроля на предприятии.

13. Дайте характеристику финансов для одной из перечисленных некоммерческих сфер деятельности: здравоохранение; дошкольное и среднее образование; культура; иное (по выбору студента).

14. Каковы общие и отличительные (от предприятий) источники финансирования некоммерческих организаций?

15. Составьте смету доходов и расходов некоммерческой организации (по выбору студента).

16. Каковы особенности ведения финансового учета предпринимательской деятельности некоммерческими, в частности, бюджетными организациями?

17. Перечислите виды финансовых планов для некоммерческой организации.

18. Какие льготы по налогам предусмотрены для некоммерческих организаций?

19. Какие источники финансирования, в том числе перспективные (новые для российской практики), могут быть использованы в учреждениях профессионального образования частной формы собственности? Дайте им общую сравнительную характеристику.

20. Какие финансовые показатели молено назвать для некоммерческой организации?

21. На какие цели может быть использована прибыль от коммерческой деятельности?

22. Какие факторы предопределяют показатели финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации?

Контрольные тесты

 

1. На финансы предприятий влияют прежде всего следующие главные факторы:

а) вид деятельности;

б) организационно-правовая форма и особенности отрасли;

в) форма собственности и проводимая собственником финансовая политика.

2. Составление аналитического баланса имеет главной целью:

а) определить наиболее важные экономические, финансовые показатели для их дальнейшего использования в расчетах аналитических коэффициентов;

б) проанализировать структуру бухгалтерского баланса;

в) спрогнозировать определенные финансово-экономические показатели.

3. Доходами организации признается:

а) увеличение экономических выгод в результате поступления активов;

б) любые поступления, в денежной и натуральной форме;

в) валовая прибыль в результате деятельности предприятия.

4. Учетная политика предприятия является частью:

а) бизнес-плана предприятия;

б) бухгалтерской политики;

в) финансовой политики.

5. Может ли финансовая служба организации быть представленной только одним главным бухгалтером?

а) может;

б) может, если в его подчинении находятся финансовые работники;

в) не может.

6. При каком условии частное предприятие может получить бюджетное финансирование?

а) если оно выполняет общественно-значимые работы;

б) если оно является победителем конкурса региональных или федеральных программ;

в) если одним из его учредителей является государство в лице органов власти.

7. Анализ устойчивости предприятия проводится с целью:

а) оценить, проанализировать финансовое состояние предприятия;

б) рассчитать финансовый результат;

в) сделать вывод о платежеспособности предприятия.

8. Одним из принципиальных отличий финансового менеджмента от управления финансами на предприятии является:

а) рассмотрение в качестве объекта управления не только финансовых отношений, но и финансовых ресурсов и их источников;

б) использование математических моделей в целях управления финансами;

в) научная направленность.

9. Затратами предприятия или организации можно считать:

а) любые затраты по основной деятельности;

б) затраты по основной и не основной (но все же уставной) деятельности;

в) расходы, относимые на себестоимость продукции.

10. Основные отличия финансов некоммерческих организаций проявляются:

а) еще на стадии формирования уставного капитала;

б) при осуществлении ими деятельности;

в) в зависимости от главной цели уставной деятельности.

11. Может ли студент образовательного учреждения являться дебитором по отношению к этому учреждению?

а) не может;

б) может, если это специально оговорено в договоре на обучение;

в) может по определению.

12. Термин «финансовая деятельность предприятия» означает:

а) деятельность, направленную на достижение финансового результата;

б) что предприятие выступает в качестве участника финансового рынка;

в) деятельность, направленную на формирование денежных фондов на предприятии.

13. Какие из перечисленных активов являются наиболее ликвидными?

а) ценные бумаги;

б) основные средства;

в) долгосрочная дебиторская задолженность.

14. Для каких уже действующих предприятий имеются законодательные ограничения по минимальному уставному капиталу?

а) для малых предприятий;

б) для предприятий сферы услуг;

в) для акционерных предприятий.

15. Рентабельность предприятия означает:

а) экономический эффект, отнесенный к затратам;

б) прибыльность работы предприятия;

в) полную компенсацию (возврат) инвестиций.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.032 с.)