ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая безопасность государства



 

Исследование реальной структуры мирового хозяйства, существующих в нем воспроизводственных связей позволяет судить о механизме экономических отношений между хозяйствующими субъектами (участниками, агентами рынка) как в границах национальных экономик, так и преодолевающими их. Расширение делового сотрудничества вносит коррективы в мотивы поведения, которые могут опираться на жесткость, устойчивость, компромисс или либерализм. Эти факторы характеризуют поступки (договоры, соглашения) хозяйствующих субъектов с учетом ежеминутных, временных или долговременных интересов их экономической деятельности.

Общемировые тенденции имеют особое значение для России, находящейся на стыке Запада и Востока как замыкающее звено «кольца развитых стран севера планеты: Европа–США–Канада–Япония». Его формирование как целого сможет адекватно выразить геоэкономическое пространство цивилизации третьего тысячелетия.

Осуществление этой миссии зависит как от рационального с позиций рыночных отношений использования имеющихся ресурсов, так и преодоления общемировых тенденций жизнедеятельности при своеобразии последствий исторических предпосылок.

В России сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов полученных ископаемых оценивается в 28,6 трлн долл. (32% – газ, 23% – уголь и сланец, 15% – нефть, 74% – металлические руды, 6% – редкие металлы). Наличие уникальных технологий в авиакосмонавтике, лазерном производстве, атомной промышленности и судостроение могут стать достойным скрепляющим материалом северного кольца постиндустриализма.

Среди особенностей и потенциальных возможностей открытой экономики можно отметить:

– ускорение формирования в стране рыночных институтов и механизмов, которые слабы или отсутствуют без конкурентной среды;

– изменение модели взаимодействия с мировым хозяйством, дополнившее товарообмен иными формами сотрудничества – переплетением капиталов, научно-технической кооперацией, производственной интеграцией на основе новой парадигмы отношений;

– увеличение национального дохода по сравнению с обусловленными масштабами внутреннего производства на основе роста международного оборота ресурсов и повышения его эффективности;

– усиление роли международного обмена как фактора сбалансированности экономического роста.

Включение ресурсного потенциала России по принципу открытой экономики в мировой рынок, значительно осложнило его функционирование, отразившись на состоянии хозяйственной деятельности всех стран постсоветского пространства.

Открытость экономики способствовала доступу иностранного капитала во внутреннее экономическое пространство страны. Появились совместные предприятия, в различные сферы хозяйственной деятельности стали поставляться зарубежные технологии, иностранный капитал стал участвовать в производственной сфере и сфере сервиса, возникли ранее неизвестные формы организации и управления субъектами хозяйствования и в быту. При этом появился и активизировался экономический вектор внешнего направления: миграция рабочей силы, утечка финансовых средств (бегство капитала) и работников-интеллектуалов («утечка мозгов» – научных, творческих), мотивы демпинговых решений и неадекватного анализа элементов зарубежного опыта экономических преобразований.

Принцип экономической самостоятельности и слабое представление о «правилах игры» на мировом рынке внесли свои коррективы во взгляды на внешние экономические отношения. Цели интеграции в мировое хозяйство прежде всего нашли выражение в либерализации внешней торговли, что односторонне интерпретировалось как мера, проводимая в интересах поставщиков и потребителей импортных товаров. Конечно, открытость экономики и либерализация внешней торговли способствовали ликвидации товарного дефицита, отечественный рынок заполнился широким ассортиментом товаров, появились разнообразные средства технологического и технического назначения, используя их, население приобщалось к прогрессивным способам организации труда на производстве и в быту, тем более что новшества отличались рациональностью и экономичностью.

На какое-то время эти преимущества в известной степени отвлекли внимание аналитиков от исследования негативных последствий, которые были чреваты определенными ограничениями. Это обуславливается опирающимся на принцип либерализации внешней торговли отношениями на мировом рынке к участию российских экспортеров, которое имело следствием, в частности:

· активное противодействие продвижению на зарубежные рынки конкурентно-способной российской продукции и целенаправленные действия по вытеснению России с освоенных рынков;

· все еще сохраняющиеся ограничения России на доступ к передовым технологиям;

· несовершенство контроля за вывозом важнейших сырьевых товаров и капитала;

· использование проблем внешней задолженности и поставок по критическому импорту в качестве средства оказания политического давления;

· вероятность перехода части национального богатства под контроль иностранного капитала.

Некоординированная внешнеэкономическая деятельность российских экспортеров, не обладающих должной квалификацией, как правило, абстрагирующихся от государственных интересов, ухудшила конъюнктуру на рынках традиционных товаров российского экспорта. Возникшая между ними конкуренция вела к неоправданному занижению цен и, как следствие, к проведению антидемпинговых процедур.

Однако мировой опыт свидетельствует, что многие страны не одно десятилетие шли к так называемой полной открытости под строгим контролем государства. И сегодня во многих промышленно развитых странах (Японии, Франции, США, Швеции) законодательно определен список отраслей и сфер производства, где иностранному инвестору не позволено покупать акции компаний, работающих в оборонных отраслях, в области связи и в некоторых других сферах.

Нельзя ориентироваться на замкнутость, изолированность от мирохозяйственных связей, но опасны и чрезмерная «распахнутость» внутреннего рынка, пассивность законодательного регулирования и правопорядка в вопросах ответственности за допуск иностранного капитала и защиты национальных интересов страны. Проведение курса на непродуманную открытость экономики и либерализацию внешнеэкономической деятельности ограничивает активность отечественного производителя и нормальное функционирование финансово-денежной системы, повышает уровень зависимости от импорта и международных экономических организаций.

В сложившихся условиях эта проблема самым непосредственным образом связана с экономической безопасностью страны, угрозами экономическим интересам, достижению целей экономического успеха. Поэтому необходимы меры, способствующие ослаблению этих опасностей, в частности, создание процедур независимой предварительной экспертизы предлагаемых инвестиционных проектов и крупномасштабных соглашений с иностранными партнерами по учету требований экономической безопасности страны; усиление профессионализма в хозяйствовании независимо от форм собственности; определение в законодательном порядке для иностранных инвесторов не только приоритетных сфер приложения капитала, но и запретных отраслей; ужесточение процедуры покупки акций иностранными инвесторами, ограничение возможностей завладения ими национальным богатством России путем покупки акций и другими способами купли-продажи, обеспечение защиты банковской системы страны.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение международным финансам. Что их отличает от финансов других категорий (например, государственных, муниципальных)?

2. Рассмотрите случаи возникновения международных публичных финансов. Приведите примеры.

3. Что подразумевают под термином «международные частные финансы»?

4. Имеют ли они место в современной России?

5. Каким образом международные финансы могут влиять на развитие мировой и национальных экономик?

6. Дайте определение мировым финансовым ресурсам. Охарактеризуйте их возможные источники и связь с национальными финансовыми ресурсами.

7. Приведите статистику официальных золотовалютных резервов в странах Европы, в том числе в России. Какие прослеживаются тенденции в формировании этих резервов, какова их структура?

8. Охарактеризуйте структуру мирового финансового рынка. Что общего и отличительного от структуры национального рынка?

9. Дайте пояснения к сегментам рынка деривативов.

10. Что такое «коллективные валюты»?

11. Дайте пояснения экю, евро.

12. По каким признакам можно классифицировать участников мирового финансового рынка?

13. Рассмотрите подробно классификацию участников мирового финансового рынка по стране принадлежности. Приведите характеристики оффшорных зон и центров.

14. Охарактеризуйте деятельность одной из глобальных публичных финансовых организаций (по выбору).

15. Охарактеризуйте деятельность одной из региональных публичных финансовых организаций. Что их принципиально отличает от глобальных финансовых организаций?

16. Дайте определение институциональной структуре финансовой системы. Каковы принципиальные отличия институционального подхода к определению финансовой системы от многозвенного подхода с формированием денежных фондов?

17. Представьте институциональную структуру финансовой системы РФ.

18. Охарактеризуйте группы финансовых посредников, функционирующих в рамках национальных финансовых систем.

19. В чем отличие сегментированной финансовой системы от универсальной?

20. Приведите примеры финансовых систем стран.

21. Дайте характеристику сегментированных финансовых систем развитых стран.

22. Дайте характеристику универсальных финансовых систем развитых стран.

23. Перечислите особенности финансовых систем развивающихся стран.

24. Что содержит в себе понятие «регулирование международных финансов»?

25. Дайте определение международным финансам. Приведите примеры таких экономических отношений.

26. В чем сущность государственного регулирования международных финансов?

27. Какие методы могут быть использованы государством в этой сфере?

28. Охарактеризуйте мероприятия по валютному регулированию, проводимые Центральным банком РФ.

29. Какие особенности присущи налоговому и таможенному регулированию ВЭД в РФ?

30. Приведите примеры межгосударственного регулирования международных финансов, участником которого является Россия.

31. Какие требования предъявляют в сфере финансов международные публичные финансовые организации к своим участникам (странам)? Приведите примеры.

32. По каким направлениям сотрудничает Россия с международными финансовыми организациями и органами управления международными финансами?

33. Охарактеризуйте сотрудничество с МВФ на современном этапе.

34. Что понимается под открытостью национальной экономики?

35. Охарактеризуйте особенности и возможности открытой экономики.

36. Что означает либерализация внешней торговли?

37. Перечислите институциональные принципы организации экономики в условиях открытости и либерализации торговых отношений.

38. В чем суть организационно-управленческих мер, способствующих экономической безопасности государства?


Контрольные тесты

 

1. Принципиальным отличием международных финансов от финансов организаций является:

а) государственный характер их регулирования, соответствие нормам международного права;

б) публичность и большие льготы, предоставляемые их участникам;

в) многочисленность и неоднородность субъектов, отсутствие единого органа управления.

2. Субъектами частных международных финансов являются:

а) резиденты и нерезиденты;

б) институты государства;

в) резиденты, нерезиденты и институты государства.

3. Мировые финансовые ресурсы сосредоточены:

а) на мировом финансовом рынке;

б) на мировом финансовом рынке, в государствах и в международных финансовых организациях;

в) в государствах и в международных финансовых организациях.

4. Свопы, фьючерсы, опционы являются сегментами:

а) рынка ценных бумаг;

б) валютного рынка;

в) рынка деривативов.

5. Хеджеры как субъекты международных финансов осуществляют:

а) операции с целью защиты валютной выручки экспортеров;

б) операции по скупке валюты с целью ее прибыльной продажи;

в) операции по перепродаже валюты по поручению клиентов.

6. Одной из целей МВФ является:

а) стабилизация валютных курсов;

б) проведение валютных интервенций;

в) стимулирование международной торговли.

7. Членами ассоциации MAP являются:

а) страны ООН;

б) страны – участники МВФ;

в) промышленно развитые страны и страны, «сильные» в финансовом отношении.

8. Европейский фонд валютного сотрудничества считает основной задачей:

а) предоставление кредитов странам с целью покрытия дефицита госбюджета;

б) организацию консультаций по вопросам валютного регулирования;

в) ведение статистики курсов национальных валют.

9. Институциональная структура финансовой системы страны представлена следующими основными элементами:

а) Центральным банком, финансовыми посредниками, контролирующими органами;

б) контролирующими органами, финансовыми институтами, финансовыми союзами;

в) банковской системой, органами государственного регулирования, налоговой системой.

10. Одним из органов надзора за финансовыми института в США является:

а) Центральный банк Америки;

б) федеральное казначейство;

в) федеральная резервная система.

11. Банковский сектор финансовой системы Англии представлен:

а) оптовыми, розничными и заграничными банками;

б) Банком Англии и коммерческими банками;

в) торговыми домами, сберегательными банками и Банком Англии.

12. Одной из характерных черт финансовой системы Японии является:

а) государственный жесткий порядок регулирования;

б) высокая концентрация банковского капитала;

в) универсальный характер финансовой системы.

13. Одной из главных особенностей финансовых систем развивающихся стран является:

а) активность на рынке сбережений;

б) отсутствие финансовых посредников;

в) активная роль государства.

14. Регулирование международных финансов осуществляется:

а) на межгосударственном уровне;

б) на уровне отдельного государства;

в) на межгосударственном, государственном уровнях и на уровне международных финансовых организаций.

15. Методами государственного регулирования международных финансов являются:

а) валютное, налоговое, таможенное регулирование;

б) банковское, налоговое, бюджетное регулирование;

в) таможенно-тарифное регулирование.


Список литературы

Нормативные акты

1. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 2007 г.

2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный Закон от 30.11.94 № 52-ФЗ.

3. Закон РСФСР «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 № 3615-1.

4. О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Положение утв. Советом директоров Банка России от 19.12.97 № 47.

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год».

6. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

7.ФЗ от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»

8. Закон Липецкой области от 4 декабря 2013 года № 218-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

 

Основная литература

1. Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. Финансы, денежное обращение, кредит.- Липецк: ЛГТУ, 2008

2. Финансы и кредит. Учебник/под ред. Г.Б. Поляка.-М.: Вольтерс Клувер,2010

3. Финансы. Учебник/под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2011.Гриф МО

4. Финансы. Учебник/ под ред. Е.В. Маркиной.- М.: КНОРУС, 2014, Гриф ФГБОУ ВПО «ГУУ»

5. Финансы и кредит. Учебник/под ред. Г.Б. Поляка.-М.: Вольтерс Клувер,2010

6. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. Учебник.- М.: ЭКСМО 2010, 2013 Гриф

 

Дополнительная литература

1. Чернецов С. А. Финансы: Учебное пособие / С.А. Чернецов; Московский городской университет управления Правительства Москвы. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. Гриф УМО, ЭБС Знаниум

2. Малиновская О. В. Финансы: Учебное пособие. В 2-х т. / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: ИНФРА-М, 2012. Гриф УМО, ЭБС Знаниум

3. Деньги, кредит, банки. Учебник /Под ред. Г.Н. Белоглазовой..-М.: Юрайт,2010, Гриф УМО, ЭБС Юрайт

4. Финансы и кредит. Учебник/ под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой.- М.: Юрайт, 2012

5. Барулин С.В. Финансы. Учебник.- М.: КНОРУС, 2010

6. Финансы. Учебник/ под ред. Н.И. Берзона.- М.: Юрайт, 2013

7. Финансы. Учебник/ под ред. А.М.Ковалевой.- М.: Юрайт, 2013

8. Финансы бюджетных организаций. Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. Гриф, ЭБС Знаниум

9. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика. Учебник/ под ред. А.М. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, А.В. Маркиной.-М.: Юрайт, 2015, Гриф УМО ЭБС Юрайт

10. Лукасевич И.Я. Инвестиции. Учебник.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2011. ГрифУМО, ЭБС: знаниум

 

Интернет-ресурсы

1. Университетская информационная система России. – www.cir.ru.

2. www. financepress. ru

3. www. super broker. ru

4. www.ress.ru

5. www.gks.ru

6. http://law.rarrlbler.ru

7. www.ach.gov.ru

8. http: //dni. ru/news/econom


Приложение 1

 

 

Глоссарий

 

Бенчмаркинг - процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования аналогичного предприятия (кластера) с целью улучшения собственной работы. Он включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление. Активно используется в развитии кластеров.

Бизнес-инкубатор - организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Активно используется в развитии кластеров.

Инновационный цикл - комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение НИР с целью обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных НИР и ОКР с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация.

Интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованных правил и принципов.

Интеллектуальный ресурс - накопленные знания, опыт, квалификация сотрудников, которые образуют научно-технический и инновационный или интеллектуальный потенциал предприятия.

Кластер – в рамках настоящего исследования понимается как юридически оформленное территориальное отраслевое/межотраслевое объединение предприятий, связанных отношениями функциональной зависимости, имеющих общие цели и осуществляющих системное взаимодействие между собой для достижения экономического эффекта и развития конкурентных преимуществ, как отдельных предприятий, так и кластера в целом. Это определение дополняет понятие «Территориальный кластер»*[3], данное в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 №20615-ак/д19), которое определяет территориальный кластер как объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Кластерная группа – статистически выявляемая совокупность торгуемых[4] видов деятельности, которые обладают тематической близостью и демонстрируют тенденцию к совместной локализации.

Так как кластерные группы представляют собой статистические группировки, то в любом регионе, как правило, присутствуют в той или иной мере все или практически все кластерные группы. Таким образом, важной задачей при формировании стратегии является определение значимых для области кластерных групп.

Значимая кластерная группа – соответствует целям региона и установленным критериям значимости. Именно значимые кластерные группы (а не все кластерные группы вообще) представляют собой основные перспективные направления для стимулирования кластеризации в регионе.

Консорциум - организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, в России реализуемая в форме простого товарищества. Консорциум может использоваться для создания кластера и создаваться для осуществления кластерного проекта.

Кооперация - форма устойчивых связей между предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. В основе кооперации в промышленности лежит процесс разделения труда и специализация отраслей и предприятий на выпуске все более ограниченной номенклатуры однородных изделий, деталей, заготовок. Для характеристики уровня кооперации в промышленности применяют такие показатели, как доля комплектующих деталей, узлов, полуфабрикатов, поступающих на данное предприятие по кооперации в общем объеме его продукции.

Локализация – создание на определенной территории высокотехнологичных современных производств предприятиями из других стран и регионов РФ.

Особая экономическая зона - определяемая федеральными или региональными органами власти Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Протокластер - объединение предприятий, обладающих рядом признаков кластера и способное при реализации мероприятий государственной поддержки стать полноценным кластером.

Можно выделить следующие распространенные виды протокластеров:

· протокластер малых и средних предприятий, располагающих необходимым уровнем инновационности и взаимодействия, но не обладающий необходимой критической массой;

· протокластер, сформированный в результате иностранных прямых инвестиций (как правило, не обладающий необходимым уровнем интеграции с местными хозяйствующими субъектами, научными и образовательными учреждениями, предпринимательскими союзами, ассоциациями и пр.);

· протокластер производственного аутсорсинга, обеспечивающий реализацию функции массового производства с недостаточным развитием функции инновационного развития и конкуренции участников.

Региональное хозяйство - территориальная хозяйственная система, характеризуемая относительной однородностью социально-экономических показателей, обладающая определённой устойчивостью, состоящая их хозяйственных субъектов, группирующихся из представителей различных отраслей и подотраслей, взаимосвязанных кооперацией и общими ресурсами, единой инфраструктурой.

Региональная хозяйственная система – система продуктивного взаимодействия институтов-норм и институтов-субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Специализированная организация *- раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2013 №188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров". В соответствии с положениями данного постановления под специализированной организацией понимается предприятие, осуществляющее в соответствии с заключенным с организациями-участниками территориального кластера договором координацию их деятельности, учредителем или одним из учредителей которой является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которого располагается территориальный кластер (либо организация, учредителями которой являются исключительно субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которого располагается территориальный кластер). При этом специализированная организация для признания ее таковой должна отвечать следующим критериям:

· целью деятельности специализированной организации является создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации проектов развития территориального кластера, выполняемых совместно 2 и более организациями-участниками;

· основными видами деятельности специализированной организации должны являться разработка и содействие реализации проектов развития территориального кластера, организация повышения квалификации кадров, предоставлении консультационных услуг в интересах организаций-участников, оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов и развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, а также организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций-участников.

В рамках разработки и содействия реализации проектов развития территориального кластера специализированная организация должна осуществлять:

· оказание консультационных услуг организациям-участникам по направлениям реализации программы;

· организация предоставления организациям-участникам услуг в части правового обеспечения, маркетинга и рекламы;

· проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности территориального кластера и перспектив его развития;

· проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции территориального кластера.

Территориально-производственный комплекс - совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации *- согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2013 №188, является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для поддержки кластеров, и через который осуществляется взаимодействие Министерства экономического развития РФ и субъектом РФ. Данный уполномоченный орган определяется из числа своих региональных государственных органов субъектом Российской Федерации.

Участники кластеров *- согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2013 №188 под ними понимаются организации, указанные в программах развития пилотных инновационных территориальных кластеров в качестве их участников. При этом Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 №20615-ак/д19) определяют основные категории участников кластера:

· предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности;

· предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

· предприятия (организации), обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

· организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

· научно-исследовательские и образовательные организации;

· некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;

· организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации);

· центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Хозяйственная агломерация – совокупность организаций, географически сконцентрированных и объединенных общей сферой деятельности, в рамках исследовательских мероприятий, относимых к соответствующей кластерной группе.

Хозяйственная агломерация включает в себя отдельные предприятия и организации, кластеры и протокластеры.

Эффект синергии - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т.н. системного эффекта (эмерджентности).

Фондовооруженность - показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами. Фондовооруженность определяется как отношение стоимости основных средств предприятия к средней годовой списочной численности работников.

Приложение 2

 

Закон Липецкой области от 4 декабря 2013 года №218-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

Закон Липецкой области от 4 декабря 2013 года №218-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

Закон Липецкой области от 4 декабря 2013 года №218-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

Дата подписания: 04.12.2013

Дата публикации: 06.12.2013 19:00

Статья 1. Основные характеристики областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2014 год:

1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 36588790,4 тысяч рублей (далее - тыс. руб.);

2) общий объем расходов областного бюджета в сумме 41160190,4 тыс. руб.;

3) дефицит областного бюджета в сумме 4571400,0 тыс. руб.

2. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на 2016 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2015 год в сумме 37139445,8 тыс. руб. и на 2016 год в сумме 40302012,7 тыс. руб.;

2) общий объем расходов областного бюджета на 2015 год в сумме 41745451,8 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1485079,6 тыс. руб., и на 2016 год в сумме 45075592,7 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2754489,8 тыс. руб.;

3) дефицит областного бюджета на 2015 год в сумме 4606006,0 тыс. руб., на 2016 год в сумме 4773580,0 тыс. руб.

3. Утвердить источники финансирования дефицита областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Липецкой области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

1. Утвердить дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.

2. Утвердить дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 3 к настоящему Закону.

3. Утвердить дифференцированные нормативы отчислений по доходам от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащим зачислению в областной бюджет, в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.

4. Утвердить нормативы отчислений по отдельным видам налогов и сборов в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам и сборам в бюджеты муниципальных районов и городских округов на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению 5 к настоящему Закону.

5. Утвердить норматив отчисления в размере 50 процентов:

- в областной бюджет от:

доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;

доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- в бюджеты городских округов от:

доходов от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

доходов от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходов от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;

доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- в бюджеты поселений от:

доходов от продажи земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

доходов от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.042 с.)