ТОП 10:

Раздел VI ОТНОШЕНИЯ СОЮЗА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ. ДЕЛЕГАЦИИ СОЮЗА



Статья 220 (бывшая статья 188 Р) 1. Союз устанавливает любое полезное сотрудничество с органа­ми Организации Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, с Советом Европы, с Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и с Организацией Экономического Со­трудничества и Развития.

Союз также поддерживает уместные взаимосвязи с другими меж­дународными организациями.

2. Претворение в жизнь настоящей статьи возлагается на Верхов­ного представителя Союза по иностранным делам и политике без­опасности и на Комиссию.

Статья 221 (бывшая статья 188Q)

1. Делегации Союза в третьих странах и при международных ор­ганизациях обеспечивают представительство Союза.

2. Делегации Союза подчиняются Верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности. Они дей­ствуют в тесном сотрудничестве с дипломатическими и консульски­ми миссиями государств-членов.

329


Раздел VII

УСЛОВИЕ СОЛИДАРНОСТИ

Статья 222 (бывшая статья 188 R)

1. Союз и его государства-члены действуют совместно в духе со­лидарности, если одно из государств-членов подвергается террорис­тической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком. Союз мобилизует все име­ющиеся у него инструменты, в том числе предоставленные в его рас­поряжение государствами-членами военные средства, с целью:

a) - предотвратить террористическую угрозу на территории го­
сударств-членов;

- защитить демократические институты и гражданское население
от возможной террористической атаки;

— оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе
его политических органов в случае террористической атаки;

b) оказать содействие государству-члену на его территории по
просьбе его политических органов в случае катастрофы, вызванной
природными факторами или человеком.

2. Если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком, то другие государства-члены оказывают ему содействие по просьбе его политических органов. С этой целью государства-члены координируют свои шаги в рамках Совета.

3. Порядок реализации Союзом настоящего условия солидарнос­ти определяется решением, принимаемым Советом по совместному предложению Комиссии и Верховного представителя Союза по ино­странным делам и политике безопасности. Когда такое решение име­ет последствия в сфере обороны, Совет постановляет в соответствии с параграфом 1 статьи 31 Договора о Европейском Союзе. Европей­ский парламент подлежит информированию.

В рамках настоящего параграфа и без ущерба статье 240 Совету помогают Комитет по вопросам политики и безопасности при под­держке структур, развернутых в рамках общей политики безопасно­сти и обороны, и комитет, предусмотренный в статье 71, которые, в случае необходимости, представляют ему совместные заключе­ния.

4. Чтобы обеспечить Союзу и его государствам-членам возмож­
ность действовать эффективным образом, Европейский совет про­
водит регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Союз395.

395 См.: «Декларация в отношении статьи 188 R Договора о функционировании Европейского Союза» — Декларация № 37. — Прим. перев.

330


ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ

И ФИНАНСОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел I

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 ИНСТИТУТЫ

Отдел 1

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Статья 223 (бывшая статья 190)

1. Европейский парламент разрабатывает проект по установле­
нию необходимых положений с целью обеспечить возможность из­
брания его членов всеобщим прямым голосованием согласно едино­
образной процедуре во всех государствах-членах либо в соответствии
с принципами, общими для всех государств-членов.

Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после одобрения Европейского пар­ламента, выносящего свое решение большинством членов, входящих в его состав, устанавливает необходимые положения. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответ­ствии с конституционными правилами каждого из них.

2. Европейский парламент, постановляя посредством регламен­
тов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной
законодательной процедурой, после получения заключения Комис­
сии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия
осуществления функций своих членов. Любые правила или условия,
которые относятся к налоговому режиму действующих или бывших
членов, требуют единогласия в рамках Совета.

Статья 224 (бывшая статья 191)

Европейский парламент и Совет, постановляя посредством рег­ламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают статус политических партий на европейском уровне, предусмотренных в параграфе 4 статьи 10 Договора о Европейском Союзе, и, в частности, правила в отношении их финансирования.


Статья 225(бывшая статья 192)

Европейский парламент большинством членов, входящих в его состав, может запрашивать Комиссию о представлении любого со­ответствующего предложения по вопросам, которые, по мнению Европейского парламента, требуют подготовки акта Союза с целью претворения в жизнь Договоров. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Европейскому парламенту о причинах такого шага.

Статья 226(бывшая статья 193)

При выполнении своих задач Европейский парламент по запросу одной четверти членов, входящих в его состав, может образовывать временную следственную комиссию для того, чтобы без ущерба пол­номочиям, предоставленным Договорами другим институтам или органам, проверить утверждения о предположительно имевшем мес­то правонарушении или нарушении порядка управления в ходе при­менения права Союза — кроме случаев, когда утверждаемые факты выступают предметом судебного разбирательства, и до тех пор, пока не окончилась судебная процедура.

Временная следственная комиссия завершает свою деятельность представлением доклада.

Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после одобрения Совета и Комиссии, устанавливает порядок осуществления права на расследование.

Статья 227(бывшая статья 194)

Каждый гражданин Союза, а также каждое физическое или юри­дическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве-члене, вправе представлять в индивидуальном поряд­ке или совместно с другими гражданами или лицами петицию Евро­пейскому парламенту по вопросу, который относится к сферам дея­тельности Союза и непосредственно его затрагивает396.

Статья 228(бывшая статья 195)

1. Европейский омбудсман, избираемый Европейским парла­ментом, уполномочен получать от каждого гражданина Союза либо от каждого физического или юридического лица, проживающего или имеющего свой юридический адрес в государстве-члене, жало­бы в отношении случаев нарушения порядка управления в деятель­ности институтов, органов или учреждений Союза, кроме Суда Европейского Союза при осуществлении им своих юрисдикцион-

396 «Его затрагивает» — имеется в виду автор (авторы) петиции. — Прим. перев. 332


ных функций. Он расследует эти жалобы и составляет по ним до­клады.

В соответствии со своей задачей Омбудсман по своей собственной инициативе либо на основании жалоб, представленных ему непо­средственно или через члена Европейского парламента, проводит расследования, которые считает обоснованными, если только утверждаемые факты не являются или не являлись объектом судеб­ной процедуры. Если Омбудсман констатировал случай нарушения порядка управления, то он обращается к соответствующим институ­там, органам или учреждениям, которые располагают трехмесячным сроком на представление ему своего заключения. Омбудсман затем направляет доклад Европейскому парламенту и соответствующему институту, органу или учреждению.

Лицо, обратившееся с жалобой, информируется о результате этих расследований. Обмудсман ежегодно представляет Европейскому парламенту отчет о результатах своих расследований.

2. Омбудсман избирается после каждых выборов в Европейский
парламент на срок легислатуры397. Его полномочия могут возобнов-

; ляться.

Суд по ходатайству Европейского парламента может объявить об отставке Омбудсмана, если последний более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок.

3. Омбудсман осуществляет свои функции полностью независи­
мо. При выполнении своих обязанностей он не запрашивает и не
принимает инструкции ни от какого правительства, института, ор­
гана или учреждения. На протяжении срока осуществления своих
функций Омбудсман не может заниматься никакой иной профес­
сиональной деятельностью, оплачиваемой или нет.

4. Европейский парламент, постановляя посредством регламен­
тов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной
законодательной процедурой, после получения заключения Комис­
сии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия
осуществления функций Омбудсмана.

Статья 229(бывшая статья 196)

Европейский парламент проводит одну ежегодную сессию. Он собирается без специального решения о созыве во второй вторник марта.

397 «Срок легислатуры» — срок полномочий Европейского парламента (5 лет). — Прим. перев. 333


Европейский парламент может собираться на внеочередные пе­риоды заседаний по требованию большинства членов, входящих в его состав, по требованию Совета или Комиссии398.

Статья 230 {бывшая статья 197)

Комиссия может присутствовать на всех заседаниях и заслушива­ется по ее просьбе.

Комиссия в устной или письменной форме отвечает на вопросы, которые задаются ей Европейским парламентом или его члена­ми.

Европейский совет и Совет заслушивается Европейским парла­ментом согласно условиям, предусмотренным внутренними регла­ментами Европейского совета и Совета.

Статья 231 (бывшая статья 198)

Европейский парламент постановляет большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Договорами. Внутренний регламент фиксирует кворум.

Статья 232 (бывшая статья 199)

Европейский парламент принимает свой внутренний регламент большинством членов, входящих в его состав.

Акты Европейского парламента публикуются согласно условиям, предусмотренным Договорами и этим регламентом.

Статья 233 (бывшая статья 200)

Европейский парламент на открытом заседании проводит об­суждение ежегодного общего доклада, представляемого ему Комис­сией.

398 В соответствии с толкованием, данным Судом Европейских сообществ этой статье, Европейский парламент официально находится на сессии в течение целого года (решение Суда от 10 июля 1986 г. по делу 149/85 «Вибо (Wybot) против Фора (Faure)»).

Согласно установившейся практике ежегодные сессии Европейского парла­мента подразделяются на ежемесячные интервалы, в рамках которых послед­ний проводит свои пленарные заседания. Данные отрезки времени обознача­ются термином «периоды заседаний» (франц.: périodes de sessions; англ.: part-sessions). Положения второго абзаца настоящей статьи позволяют проводить дополнительные (внеочередные) заседания Европейского парламента, не пре­дусмотренные ежегодным планом его работы.

См. также: «Протокол об установлении местонахождений институтов, некото­рых органов, учреждений и служб Европейского Союза» (раздел II настоящего издания). Подробнее см.: Commentaire article par article des traités UE et CE / Sous la direction de Philippe Léger. Bâle — Genève — Munich: Helblich & Lichten-halrn, Dalloz, Bruyant, 2000. P. 1509-1510. - Прим. перев.

334


Статья 234 (бывшая статья 201)

Если на рассмотрение Европейского парламента вносится пред-| ложение о выражении недоверия по поводу ведения дел Комиссией, то Европейский парламент может принимать решение по этому предложению не ранее трех дней после его внесения и только откры­тым голосованием.

Если вотум недоверия принят большинством в две трети подан­ных голосов и большинством членов, входящих в состав Европей­ского парламента, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отстав­ку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии. Они ос­таются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе. В таком случае полномочия членов Комиссии, назначенных

для их замены, истекает в день, когда должны были бы истечь пол­номочия членов Комиссии, вынужденных коллективно уйти в от­ставку со своих должностей.

Отдел 2 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ

Статья 235 (бывшая статья 201bis)

1. В случае голосования каждому члену Европейского совета мо­
жет делегироваться право голоса со стороны не более одного из дру­
гих членов.

Параграф 4 статьи 16 Договора о Европейском Союзе и параграф 2 статьи 238 настоящего Договора применяются к Европейскому со­вету, когда он постановляет квалифицированным большинством. Когда Европейский совет принимает свои акты путем голосования, в голосовании не принимают участия его Председатель и Председа­тель Комиссии.

Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Европейского совета, которые требуют единогла­сия.

2. Председатель Европейского парламента может приглашаться для заслушивания Европейским советом.

3. Европейский совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.

4. Европейскому совету оказывает содействие Генеральный сек­
ретариат Совета.

335


Статья 236 (бывшая статья 201ter)

Европейский совет принимает квалифицированным большин­ством:

a) решение, устанавливающее перечень других формаций Совета помимо тех, которые предусмотрены в параграфе 6 статьи 16 Дого­вора о Европейском Союзе;

b) решение о председательстве в формациях Совета, кроме фор­мации по иностранным делам, в соответствии с параграфом 9 статьи 16 Договора о Европейском Союзе.

Отдел 3 СОВЕТ

Статья 237 (бывшая статья 204)

Совет созывается на заседания его Председателем по инициативе последнего, по инициативе одного из членов Совета или по иници­ативе Комиссии.

Статья 238 (бывшая статья 205)

1. При принятии актов399, которые требуют простого большин­ства, Совет постановляет большинством членов, входящих в его со­став.

2. В отступление от параграфа 4 статьи 16 Договора о Европей­ском Союзе и при соблюдении положений, установленных Прото­колом о переходных положениях400, когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется как не менее 72% чле­нов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосре­доточено не менее 65% населения Союза401.

3. При соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, в случаях, когда согласно Договорам не все члены Совета принимают участие в голосовании402, квалифициро-

399 См. примечание к статье 150. — Прим. перев.

400 См. раздел II настоящего издания. — Прим. перев.

401 См.: «Протокол относительно решения Совета о реализации параграфа 4 статьи
16 Договора о Европейском Союзе и параграфа 2 статьи 238 Договора о функ­
ционировании Европейского Союза между 1 ноября 2014 г. и 31 марта 2017 г.,
с одной стороны, и с 1 апреля 2017 г., с другой стороны» (раздел II настоящего
издания) и «Декларация в отношении параграфа 4 статьи 9 С Договора о Ев­
ропейском Союзе и параграфа 2 статьи 205 Договора о функционировании
Европейского Союза» — Декларация № 7 (раздел IV настоящего издания). —
Прим. перев.

402 Имеются в виду случаи, когда не все члены Совета вправе участвовать в голо­
совании (например, акты в области продвинутого сотрудничества, некоторые

336


ванное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется следующим об­разом:

a) Квалифицированное большинство определяется как не менее
55% членов Совета, представляющих участвующие государства-
члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих госу­
дарств.

Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% на­селения участвующих государств-членов, плюс один член; в против­ном случае квалифицированное большинство считается достигну­тым;

b) В отступление от пункта «а», когда Совет не постановляет по
предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по
иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное
большинство определяется как не менее 72% членов Совета, пред­
ставляющих участвующие государства-члены, в которых сосредото­
чено не менее 65% населения этих государств.

4. Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лич­но или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Совета, которые требуют единогласия.

Статья 239 (бывшая статья 206)

В случае голосования каждому члену Совета может делегировать­ся право голоса со стороны не более одного из других членов.

Статья 240(бывшая статья 207)

1. Комитет в составе постоянных представителей правительств

государств-членов отвечает за подготовку работы Совета и за испол­нение поручений, которые даются ему Советом. Комитет может при­нимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутрен­ним регламентом Совета. 2. При Совете состоит Генеральный секретариат под руковод­ством Генерального секретаря, назначаемого Советом.

Совет простым большинством принимает решение об организа­ции Генерального секретариата.

3. Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.

Статья 241(бывшая статья 208)

Совет, постановляя простым большинством, может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает

----------------------------------------------------

акты по вопросам экономической и денежной политики, обязательные только

для государств-членов, перешедших на евро). — Прим. перев. 337


уместными для реализации общих целей403, и о представлении ему любых соответствующих предложений. Если Комиссия не представ­ляет предложение, то она сообщает Совету о причинах такого шага.

Статья 242(бывшая статья 209)

Совет, постановляя простым большинством, устанавливает после консультации с Комиссией статус комитетов, предусмотренных До­говорами404.

Статья 243(бывшая статья 210)

Совет устанавливает оклады, надбавки и пенсии Председателя Европейского совета, Председателя Комиссии, Верховного предста­вителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, чле­нов Комиссии, председателей, членов и секретарей Суда Европей­ского Союза, а также Генерального секретаря Совета. Кроме того, он устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы.

Отдел 4 КОМИССИЯ

Статья 244(бывшая статья 21 Ibis)

В соответствии с параграфом 5 статьи 17 Договора о Европейском Союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов:

а) государства-члены подвергаются обращению на основе стро­гого равенства в целях определения порядка очередности и времени присутствия их граждан в Комиссии; соответственно разность меж­ду общим числом сроков полномочий, отведенных гражданам любой заданной пары государств-членов, никогда не может превышать еди­ницы405;

403 Целей, общих для всего Европейского Союза, прежде всего целей, которые
предусмотрены в Договорах (статья 3 Договора о Европейском Союзе и др.). —
Прим. перев.

404 Консультативный комитет по вопросам транспорта (статья 99 настоящего До­
говора), Экономический и финансовый комитет (статья 134), Комитет по во­
просам занятости (статья 150), Комитет по социальной защите (статья 160)
и др.

К числу комитетов в значении настоящей статьи не относятся Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы Евро­пейского Союза, которые самостоятельно фиксируют правила своей деятель­ности. Совет определяет только их состав и порядок формирования. См. статьи 300—307. — Прим. перев.

405 Например, если в период с 2014 по 2034 г. граждане ФРГ присутствуют в двух
составах Комиссии (2014-2019 гг. и 2029-2034 гг.), то в аналогичный период

338


Ъ) при соблюдении пункта «а» каждая из сменяющих друг друга Комиссий формируется таким образом, чтобы в удовлетворительной степени отражать демографический и географический диапазон всех [ государств-членов.

Статья 245(бывшая статья 213)

Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, не совмес­тимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при испол­нении ими своих задач.

На протяжении срока осуществления своих функций члены Ко­миссии не могут заниматься никакой иной профессиональной дея­тельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблю­дать обязанности, вытекающие из их поста, в частности обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается приня­тия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций406. В случае нарушения этих обязанностей Суд по ходатай­ству Совета, постановляющего простым большинством, или по хо­датайству Комиссии может, в зависимости от обстоятельств, вынес­ти решение о принудительной отставке согласно условиям статьи 247 либо о лишении заинтересованного лица права на пенсию или других заменяющих ее льгот.

Статья 246(бывшая статья 215)

Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добро-

вольной или принудительной отставки. Ушедший в отставку или скончавшийся член заменяется на ос­тавшийся срок полномочий новым членом с аналогичным нацио­нальным гражданством, которого назначает Совет по общему согла­сию с Председателем Комиссии, после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с критериями, предусмотренными во втором абзаце параграфа 3 статьи 17 Договора о Европейском Со­юзе.

граждане Франции или любого другого государства-члена должны присутство­вать, как минимум, в одном, но не более чем в трех составах Комиссии. —

Прим. перев. 406 Имеется в виду, в частности, поступление бывшего члена Комиссии на работу в коммерческие организации, предпринимательские союзы, в занимающиеся лоббированием на европейском уровне «группы интересов», а также в любые другие структуры, которые могли бы использовать его знания и связи, приоб­ретенные за время пребывания в составе Комиссии. — Прим. перев.

339


Совет, постановляя единогласно по предложению Председателя Комиссии, может принять решение о нецелесообразности произво­дить замену, особенно когда оставшийся срок полномочий члена Комиссии является коротким.

В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Председатель заменяется на оставшийся срок полномочий. К его замене подлежит применению процедура, предусмотренная в первом абзаце параграфа 7 статьи 17 Договора о Европейском Со­юзе.

В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи 18 Договора о Европейском Союзе.

В случае добровольной отставки всех членов Комиссии они оста­ются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены на оставшийся срок полномочий в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе.

Статья 247(бывшая статья 216)

Любой член Комиссии, если он более не отвечает условиям, не­обходимым для осуществления своих функций, или совершил серь­езный проступок, может быть отправлен в отставку Судом по хода­тайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии.

Статья 248{бывшая статья 217)

Без ущерба параграфу 4 статьи 18 Договора о Европейском Союзе обязанности, возлагаемые на Комиссию, структурируются и распре­деляются между ее членами Председателем в соответствии с параг­рафом 6 статьи 17 упомянутого Договора. Председатель в течение срока полномочий Комиссии может перераспределять эти обязан­ности. Члены Комиссии осуществляют функции, возложенные на них Председателем, под руководством последнего.

Статья 249(бывшая статья 218)

1. Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента.

2. Комиссия ежегодно, не позднее чем за месяц до открытия сес­сии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятель­ности Союза.

340


 

Статья 250(бывшая статья 219) Акты Комиссии принимаются большинством ее членов. Ее внутренний регламент фиксирует кворум.

Отдел 5

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Статья 251(бывшая статья 221)

Суд407 заседает в рамках палат или Большой палаты в соответ­ствии с правилами, предусмотренными с этой целью Статутом Суда Европейского Союза408.

Когда это предусмотрено Статутом, Суд также может заседать на пленуме.

Статья 252(бывшая статья 222)

Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может увеличить чис­ло генеральных адвокатов409.

Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с пол­ной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза требуют его участия.

Статья 253(бывшая статья 223)

Судьи и генеральные адвокаты Суда, отбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, которые отвечают условиям, требуемым для занятия высших судебных долж­ностей в своих соответствующих странах, или являются знатоками права410 с общепризнанной компетентностью, назначаются по об­щему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255.

407 Понятия «Суд» и «Суд Европейского Союза» не являются синонимами. По­
следний термин обозначает всю систему судебных инстанций Европейского
Союза, включающую Суд (высшее звено), Трибунал и специализированные
трибуналы. См. параграф 1 статьи 19 Договора о Европейском Союзе. — Прим.
перев.

408 См.: «Протокол о Статуте Суда Европейского Союза» (раздел II настоящего
издания). — Прим. перев.

409 См.: «Декларация в отношении статьи 222 Договора о функционировании Ев­
ропейского Союза о числе генеральных адвокатов в Суде» — Декларация № 38
(раздел IV настоящего издания). — Прим. перев.

410 Дословно: юрисконсультами. Данный термин (от лат. jurisconsultus) в отличие
от значения, придаваемого ему в нашей стране (юрист-консультант), подразу­
мевает крупных специалистов в области права, ученых-правоведов, известных
своим вкладом в юридическую науку. См.: Cornu G. Vocabulaire juridique. 4e édi­
tion. Paris: Quadrige / Puf, 2003. P. 508. — Прим. перев.

341


Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатог происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза.

Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.

Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.

Суд назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.

Суд устанавливает свой процессуальный регламент. Данный рег­ламент подлежит одобрению Совета.

Статья 254{бывшая статья 224)

Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европей­ского Союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты.

Члены Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих лю­бые гарантии своей независимости и обладающих качествами, тре­буемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назнача­ются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255. Частичное обновление происходит каждые три года.

Члены, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.

Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сро­ком на три года. Его полномочия могут возобновляться.

Трибунал назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.

Трибунал с согласия Суда устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.

Если иное не предусмотрено Статутом Суда Европейского Союза, то положения Договоров, относящиеся к Суду, подлежат примене­нию к Трибуналу.

Статья 255(бывшая статья 224bis)

Учреждается комитет с целью давать заключение о пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения в соответствии со статьями 253 и 254.

В состав комитета входят семь лиц, отбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов верховных национальных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает решение, уста­навливающее правила функционирования данного комитета, а так­же решение о назначении его членов. Совет постановляет по иници­ативе Председателя Суда.

342


Статья 256(бывшая статья 225)

1. Трибунал полномочен рассматривать по первой инстанции
иски, предусмотренные в статьях 263, 265, 268, 270 и 272, за исклю-

< чением тех, которые переданы в юрисдикцию специализированных трибуналов, создаваемых на основании статьи 257, и тех, которые Статут резервирует для Суда. Статутом может быть предусмотрено, что Трибунал обладает полномочиями в отношении других категорий исков.

Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему парагра­фу, могут служить предметом обжалования в Суде, которое ограни­чено вопросами права, на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом.

2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые пода­
ются на решения специализированных трибуналов.

Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему парагра­фу, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согла­сованности права Союза.

3. В специальных областях, определяемых Статутом, Трибунал
полномочен рассматривать преюдициальные вопросы, которые
представляются согласно статье 267.

Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципи­ального характера, которое способно затрагивать единство или внут­реннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда.

Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согла­сованности права Союза.

Статья 257(бывшая статья 225 А)

Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут создавать при Трибу­нале специализированные трибуналы, на которые возлагается рас­смотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, пода­ваемых в специальных областях. Европейский парламент и Совет постановляют посредством регламентов по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консуль­тации с Комиссией411.

41 ' Возможность создания специализированных трибуналов была впервые преду­смотрена Ниццким договором 2001 г., внесшего соответствующие поправки в

343


Регламент о создании специализированного трибунала устанав­ливает правила в отношении состава этого трибунала и четко опре­деляет объем предоставляемых ему полномочий.

Решения специализированных трибуналов могут служить пред­метом обжалования в Трибунале, которое ограничено вопросами права, либо — если это предусмотрено регламентом о создании спе­циализированного трибунала — предметом апелляции в Трибунал, которая относится и к вопросам факта.

Члены специализированных трибуналов отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обла­дающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.

Специализированные трибуналы с согласия Суда устанавливают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета.

Если иное не предусмотрено регламентом о создании специали­зированного трибунала, то положения Договоров, относящиеся к Суду Европейского Союза, и положения Статута Суда Европейского Союза применяются к специализированным трибуналам. Раздел I Статута и его статья 64 применяются к специализированным трибу­налам при любых обстоятельствах.

Статья 258 (бывшая статья 226)

Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило ка­кую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Догово­рам, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству пред­ставить свои замечания.

Если заинтересованное государство не приведет себя в соответ­ствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского Со­юза.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.033 с.)