ТОП 10:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОСМОС



Статья 179 {бывшая статья 163)

1. Союз ставит целями укрепить свои научные и технологические основы путем формирования европейского пространства научных исследований со свободным перемещением исследователей, научных познаний и технологий, создать благоприятные условия для развития своей конкурентоспособности, в том числе конкурентоспособности своей промышленности, а также содействовать научно-исследова­тельским мероприятиям, которые признаны необходимыми соглас­но другим главам Договоров370.

2. В этих целях Союз на всем своем пространстве поощряет пред­приятия (в том числе малые и средние предприятия), научно-иссле­довательские центры и университеты в их усилиях по проведению высококачественных исследований и достижению высококачествен­ного технологического развития; Союз оказывает поддержку их уси­лиям по осуществлению сотрудничества, стремясь, в частности, обеспечить возможность исследователям свободно сотрудничать че­рез границы, а предприятиям — в полной мере использовать потен­циал внутреннего рынка, особенно при помощи установления от-

369 регламенты о применении положений настоящего раздела. — Прим. перев.

370 Термин «главы» в данном случае использован как собирательное понятие, обо­
значает любые структурные подразделения (части, разделы, собственно главы,
отделы) Договоров, в соответствии с положениями которых могут принимать­
ся решения о необходимости научно-исследовательских мероприятий. — Прим.
перев.

306


крытости национальных публичных сделок371, определения общих стандартов и устранения юридических и налоговых препятствий это­му сотрудничеству.

3. Все мероприятия Союза, проводимые на основании Договоров в сфере научных исследований и технологического развития, в том числе демонстрационные проекты, утверждаются и реализуются в соответствии с положениями настоящего раздела372.

Статья 180 (бывшая статья 164)

При достижении этих целей Союз проводит следующие меро­приятия, которые дополняют собой действия, предпринимаемые в государствах-членах:

a) реализация научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ, содей­ствуя сотрудничеству с предприятиями, научно-исследовательскими центрами, университетами и их сотрудничеству между собой;

b) содействие сотрудничеству с третьими странами и междуна­родными организациями по вопросам научных исследований, тех­нологического развития и демонстрационных проектов, осуществля­емых в Союзе;

371 «Публичные сделки» (франц.: marchés publics; англ.: public contracts) — сделки,
заключаемые государством и другими публично-правовыми образованиями с
частными лицами. Предметом публичных сделок служит выполнение частным
предприятием работ или осуществление иных действий, предназначенных для
общественных (публичных) нужд: строительство автодорог, ремонт или техни­
ческое обслуживание объектов, находящихся в государственной собственно­
сти, и т.п.

«Открытость национальных публичных сделок» означает предоставление каж­дым государством-членом равных возможностей по заключению подобных сделок (в том числе по участию в соответствующих торгах или конкурсах) не только национальным предприятиям, но также гражданам и юридическим лицам из других государств-членов.

В отличие от России, в ряде государств-членов Союза публичные сделки регу­лируются нормами административного права, считаются разновидностью публично-правовых договоров и находятся за рамками Гражданского и/или Торгового кодекса. Подобная ситуация существует, например, во Франции, где зародилась сама концепция «публичных сделок» и для их регулирования при­нят специальный кодекс («Кодекс публичных сделок»). Понятие «публичная сделка» в праве Европейского Союза не следует отожде­ствлять с «публичным договором» в значении статьи 426 Гражданского кодек­са Российской Федерации как частноправовой сделкой, заключаемой коммер­ческой организацией с потребителями ее товаров и услуг (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования и т.д.). — Прим. перев.

372 См.: «Декларация в отношении статьи 163 Договора о функционировании Ев­
ропейского Союза» — Декларация № 34. — Прим. перев.

307


c) распространение и внедрение результатов деятельности в сфе­ре научных исследований, технологического развития и демонстра­ционных проектов, осуществляемых в Союзе;

d) стимулирование подготовки и мобильности исследователей в Союзе.

Статья 181(бывшая статья 165)

1. Союз и государства-члены координируют свою деятельность в сфере научных исследований и технологического развития, чтобы обеспечить взаимную согласованность национальной политики и политики Союза.

2. Комиссия, действуя в тесном сотрудничестве с государства­ми-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия предусмотренной в параграфе 1 координации, в частности инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке не­обходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере.

Статья 182(бывшая статья 166)

1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии
с обычной законодательной процедурой и после консультации с Эко­
номическим и социальным комитетом, принимают многолетнюю
рамочную программу, в которой отражается весь комплекс меропри­
ятий Союза.

Рамочная программа:

• устанавливает научные и технологические цели, которые подле­жат реализации с помощью мероприятий, предусмотренных в статье 180, и связанные с ними приоритеты;

• указывает главные направления этих мероприятий;

• фиксирует общую максимальную сумму и порядок финансового участия Союза в рамочной программе, а также соответствующие доли в отношении каждого из запланированных мероприятий.

 

2. Рамочная программа адаптируется и дополняется исходя из изменений в ситуации.

3. Рамочная программа претворяется в жизнь посредством спе­циальных программ, разрабатываемых в отношении каждого из ме­роприятий. В каждой специальной программе определяется порядок ее реализации, фиксируется ее продолжительность и предусматри­ваются средства, признанные необходимыми. Совокупная величина признанных необходимыми сумм, которые предусматриваются спе­циальными программами, не может превышать общей максимальной

308


I суммы, зафиксированной для рамочной программы и для каждого i мероприятия.

4. Специальные программы принимает Совет, постановляя в со­
ответствии со специальной законодательной процедурой и после
консультации с Европейским парламентом и Экономическим и со-

I циальным комитетом.

5. В дополнение к мероприятиям, предусмотренным в многолет-
i ней рамочной программе, Европейский парламент и Совет, поста­
новляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и

после консультации с Экономическим и социальным комитетом, устанавливают меры, необходимые для формирования европейского пространства научных исследований.

 

Статья 183(бывшая статья 167) В целях реализации многолетней рамочной программы Союз:

• устанавливает правила участия предприятий, научно-исследова­тельских центров и университетов;

• устанавливает правила, подлежащие применению к распростра­нению результатов научных исследований.

Статья 184(бывшая статья 168)

В ходе реализации многолетней рамочной программы могут ут­верждаться дополнительные программы, в которых участвуют толь­ко некоторые государства-члены, обеспечивающие их финансиро­вание при условии возможного участия Союза.

Союз принимает правила, подлежащие применению к дополни­тельным программам, в частности, по вопросам распространения знаний и доступа других государств-членов.

Статья 185(бывшая статья 169)

В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз с со­гласия заинтересованных государств-членов может предусматривать участие373 в программах научных исследований и развития374, кото­рые осуществляются несколькими государствами-членами, в том числе участие в структурах, созданных для исполнения этих про­грамм.

Статья 186(бывшая статья 170)

В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз мо­жет предусматривать сотрудничество с третьими странами или меж­дународными организациями по вопросам осуществляемых в нем

373 Участие Союза. — Прим. перев.

374 Технологического развития. — Прим. перев.

309


научных исследований, технологического развития и демонстраци­онных проектов.

Условия этого сотрудничества могут выступать предметом согла­шений между Союзом и заинтересованными третьими сторонами.

Статья 187 (бывшая статья 171)

Союз может создавать совместные предприятия или любые другие структуры, необходимые для эффективной реализации научно-ис­следовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ Союза.

Статья 188 (бывшая статья 172)

Совет по предложению Комиссии и после консультации с Евро­пейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом принимает положения, предусмотренные в статье 187.

Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Эко­номическим и социальным комитетом, принимают положения, пре­дусмотренные в статьях 183, 184 и 185. Принятие дополнительных программ требует согласия заинтересованных государств-членов.

Статья 189 (бывшая статья 172bis)

1. В целях содействия научно-техническому прогрессу, промыш­ленной конкурентоспособности и осуществлению всех направлений своей политики Союз разрабатывает европейскую космическую по­литику. Для этого он может поощрять совместные инициативы, ока­зывать поддержку научным исследованиям и технологическому раз­витию, координировать усилия, необходимые для изучения и ис­пользования космического пространства.

2. Чтобы способствовать достижению указанных в параграфе 1 целей, Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают необходи­мые меры, которые могут выступать в форме европейской космичес­кой программы — исключая при этом любую гармонизацию законо­дательных и регламентарных положений государств-членов.

3. Союз устанавливает любые полезные взаимосвязи с Европей­ским космическим агентством.

4. Настоящая статья не наносит ущерба другим положениям на­стоящего раздела.

Статья 190 (бывшая статья 173)

В начале каждого года Комиссия представляет доклад Европей­скому парламенту и Совету. Этот доклад, в частности, посвящается деятельности, которая проводилась в сфере научных исследований,


технологического развития и распространения их результатов в те­чение предшествующего года, и программе работы на текущий год.

Раздел XX ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Статья 191 (бывшая статья 174)

1. Политика Союза в сфере окружающей среды способствует до­
стижению следующих целей:

— сохранение, защита и улучшение качества окружающей среды;

— охрана здоровья людей;

— осмотрительное и рациональное использование природных ре­сурсов;

— содействие на международной арене мерам, направленным на решение региональных или глобальных проблем окружающей среды, и в частности борьба с изменением климата.

2. Политика Союза в сфере окружающей среды стремится к до­
стижению высокого уровня ее охраны с учетом разнообразия си­
туаций в различных регионах Союза. Она основана на следующих
принципах: принципы предосторожности и профилактических дей­
ствий; принцип устранения ущерба окружающей среде путем обра­
щения прежде всего к его источнику; принцип «загрязнитель пла­
тит».

В этом контексте меры по гармонизации, отвечающие потребно­стям в сфере охраны окружающей среды, включают в соответству­ющих случаях защитную оговорку, которая позволяет государствам-членам исходя из природоохранных мотивов неэкономического характера принимать временные меры, подпадающие под действие процедуры контроля со стороны Союза.

3. При разработке своей политики в сфере окружающей среды

Союз учитывает:

— имеющиеся научные и технические данные;

— природные условия в различных регионах Союза;

— преимущества и издержки, которые могут повлечь за собой соот­ветствующее действие или бездействие;

— экономическое и социальное развитие Союза в целом и сбалан­сированное развитие его регионов.

4. В рамках своей соответствующей компетенции Союз и госу­
дарства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными
международными организациями. Условия сотрудничества, осуще­
ствляемого Союзом, могут выступать предметом соглашений между
ним и заинтересованными третьими сторонами.

311


Предыдущий абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и за­ключать международные соглашения.

Статья 192(бывшая статья 175)

1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Эко­номическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, уста­навливают меры, которые необходимо предпринять Союзу для до­стижения указанных в статье 191 целей.

2. В отступление от предусмотренной в параграфе 1 процедуры принятия решений и без ущерба статье 114 Совет, постановляя еди­ногласно в соответствии со специальной законодательной процеду­рой после консультации с Европейским парламентом, Экономиче­ским и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает:

 

a) положения, которые имеют преимущественно налоговый ха­рактер;

b) меры, воздействующие на:

 

— благоустройство территории;

— количественное управление водными ресурсами либо прямо или косвенно влияющие на обеспеченность подобными ресурсами;

— назначение земель, кроме управления отходами;

c) меры, которые оказывают заметное воздействие на выбор го­
сударств-членов между разными источниками энергии и на общую
структуру их энергоснабжения.

Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, может распростра­нить применение обычной законодательной процедуры на сферы, указанные в первом абзаце.

3. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии
с обычной законодательной процедурой и после консультации с Эко­
номическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, при­
нимают программы действий общего характера, которые фиксируют
цели, подлежащие достижению в приоритетном порядке.

Меры, необходимые для реализации этих программ, принимают­ся в соответствии с условиями, предусмотренными, в зависимости от случая, в параграфе 1 или в параграфе 2.

4. Без ущерба отдельным мерам, принимаемым Союзом, государ­ства-члены обеспечивают финансирование и исполнение политики в сфере окружающей среды.

5. Без ущерба принципу «загрязнитель платит», если основанная на параграфе 1 мера вызывает расходы, признанные несоразмерны-


ми для публичных властей отдельного государства-члена, то подоб­ная мера предусматривает соответствующие положения в форме :

• временных изъятий и/или

• финансовой поддержки из Фонда сплочения, учреждаемого в со­ответствии со статьей 177.

Статья 193(бывшая статья 176)

Охранительные меры375, принимаемые согласно статье 192, не являются препятствием для сохранения или введения любым госу­дарством-членом более строгих охранительных мер. Эти меры долж­ны соответствовать Договорам. О них уведомляется Комиссия.

Раздел XXI ЭНЕРГИЯ

Статья 194(бывшая статья 176 А)

1. В рамках создания или функционирования внутреннего рынка
и с учетом потребности в сохранении и улучшении качества окружа­
ющей среды политика Союза в энергетической сфере ставит целями
в духе солидарности между государствами-членами:

a) обеспечить функционирование энергетического рынка;

b) обеспечить надежность энергоснабжения в Союзе;

c) содействовать энергетической эффективности и экономии энер­гии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии;

d) содействовать межсоединению энергетических сетей.

2. Без ущерба применению других положений Договоров Евро­
пейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной
законодательной процедурой, устанавливают меры, необходимые
для достижения указанных в параграфе 1 целей. Данные меры при­
нимаются после консультации с Экономическим и социальным ко­
митетом и Комитетом регионов.

Они не затрагивают право любого государства-члена определять условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, его выбор между разными источниками энергии и общую структуру его энер­госнабжения, без ущерба пункту «с» параграфа 2 статьи 192.

3. В отступление от параграфа 2, когда предусмотренные в нем
меры имеют по существу налоговый характер, их устанавливает Со­
вет, постановляя единогласно в соответствии со специальной зако­
нодательной процедурой и после консультации с Европейским пар­
ламентом376.

375 Меры по охране окружающей среды. — Прим. перев.

376 См.: «Декларация в отношении статьи 176 А Договора о функционировании
Е.р„„е„ск„ГО с— - Де„р,»и, » 35. - «К «„..


Раздел XXII ТУРИЗМ

Статья 195(бывшая статья 176 В)

1. Союз дополняет деятельность государств-членов в туристичес­
ком секторе, в частности, способствуя конкурентоспособности пред­
приятий Союза в данном секторе.

С этой целью деятельность Союза направлена на:

a) содействие формированию благоприятной среды для развития предприятий в данном секторе;

b) создание благоприятных условий для сотрудничества госу­дарств-членов, в частности, путем обмена успешной практикой.

2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии
с обычной законодательной процедурой, устанавливают специаль­
ные меры, призванные дополнять собой деятельность, проводимую
в государствах-членах для достижения указанных в настоящей статье
целей — исключая при этом любую гармонизацию законодательных
и регламентарных положений государств-членов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.012 с.)