Статья 261 (бывшая статья 229) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 261 (бывшая статья 229)



Регламенты, принимаемые совместно Европейским парламентом и Советом, и регламенты, принимаемые Советом на основании по­ложений Договоров, могут наделять Суд Европейского Союза все­объемлющей юрисдикцией в отношении предусмотренных в этих регламентах санкций413.

Статья 262 (бывшая статья 229 А)

Без ущерба другим положениям Договоров Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной про­цедурой и после консультации с Европейским парламентом, может принимать положения с целью наделить в установленной им мере Суд Европейского Союза полномочиями выносить решения по спо­рам в связи с применением актов, изданных на основании Догово­ров, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность414. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответ­ствии с конституционными правилами каждого из них.

413 «Всеобъемлющая юрисдикция» (франц.: «compétence de pleine juridiction»; англ.: unlimited Jurisdiction) означает наличие у Суда Европейского Союза пол­номочий всесторонне, то есть в полной мере, проверять законность (право­мерность), обоснованность и пропорциональность (соразмерность) санкций, наложенных институтами, органами и учреждениями Союза согласно упомя­нутым в настоящей статье регламентам (главным образом, это штрафы Комис­сии, налагаемые на предприятия за нарушение правил конкуренции на внут­реннем рынке ЕС). По итогам рассмотрения дела Суд Европейского Союза вправе принять решение о снижении размера штрафа или иной санкции, если посчитает их чрезмерно высокими.

Споры, в которых Суд Европейского Союза осуществляет всеобъемлющую юрисдикцию (франц.: contentieux de pleine juridiction), необходимо отличать от предусмотренных в статье 263 «споров об аннулировании» (франц.: contentieux de l'annulation), где Суд Европейского Союза может только отменить оспари­ваемый акт, но не вправе корректировать его содержание. — Прим. перев.

414 См. статью 118 настоящего Договора. — Прим. перев.

346


Статья 263 (бывшая статья 230)

Суд Европейского Союза контролирует правомерность415 законо­дательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского централь­ного банка, кроме рекомендаций и заключений416, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых \ последствий в отношении третьих лиц.

С этой целью Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Евро­пейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсут­ствием компетенции, нарушением существенных процедурных тре­бований, нарушением Договоров или любой нормы права, относя­щейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями.

На аналогичных условиях Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов в целях защиты своих прерогатив.

На условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против ак­тов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют ис­полнительных мер.

Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусмат­ривать особые условия и порядок для исков, подаваемых физиче­скими или юридическими лицами против актов этих органов или

И:

415 «Правомерность» (франц.: légalité; англ.: legality) означает соответствие право­
вых актов Европейского Союза учредительным документам (Договорам) и
другим источникам, обладающим в отношении данных актов более высокой
юридической силой (например, соответствие делегированных или исполни­
тельных актов Комиссии законодательным актам Европейского парламента и
Совета).

В современной практике судов Европейского Союза контроль правомерности также включает в себя проверку актов на соответствие «общим принципам права» (принципы «легитимных ожиданий», «правовой определенности» и др.).

Перечень оснований, по которым в Суде Европейского Союза могут оспари­ваться и отменяться правовые акты институтов, органов и учреждений Союза, закреплен во втором абзаце настоящей статьи («отсутствие компетенции» и др.). — Прим. перев.

416 Рекомендации и заключения являются актами, не имеющими обязательной
силы (статья 288). — Прим. перев.

347


учреждений, которые направлены на создание в отношении них пра­вовых последствий.

Предусмотренные в настоящей статье иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимо­сти от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или — при отсутствии такого опубликования или уве­домления — со дня, когда истец узнал о данном акте.

Статья 264 (бывшая статья 231)

Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет ос­париваемый акт ничтожным и не имевшим места417.

В то же время Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта долж­ны считаться окончательными418.

Статья 265 (бывшая статья 232)

В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский централь­ный банк воздерживаются от принятия решения419, то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европей­ского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия реше­ния.

Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.

Любое физическое или юридическое лицо на условиях, преду­смотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Евро­пейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения.

417 Используемая в тексте формулировка призвана подчеркнуть, что отмененный акт признается недействительным с самого начала, с момента его издания. — Прим. перев.

4,8 То есть остающимися в силе, несмотря на аннулирование акта, который по­служил основанием для их возникновения. — Прим. перев.

419 Имеется в виду решение в любой форме: регламент, директива, собственно решение как вид правового акта Союза в значении статьи 288 настоящего До­говора и т.д. — Прим. перев.

348


 

Статья 266 (бывшая статья 233) Институт, орган или учреждение, от которых исходит аннулиро­ванный акт или бездействие которых было признано противореча­щим Договорам, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза. Данная обязанность не наносит ущерба обязанности, которая мо­жет вытекать из применения второго абзаца статьи 340. Статья 267 (бывшая статья 234) Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в пре­юдициальном порядке о: а) толковании Договоров; Ь) действительности420 и толковании актов институтов, органов или учреждений Союза.

Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным орга-

HOM государства-члена421, данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу. Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмот­рении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза. Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмот­рении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд Европейского Союза выносит свое решение в максимально короткий срок. Статья 268 (бывшая статья 235) Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о воз­мещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем аб­зацах статьи 340. 420 «Действительность» (юридическая) — правомерный характер акта (см. первое примечание к статье 264), отсутствие в нем «пороков» (с точки зрения содер­жания, формы, порядка принятия и др.), вследствие которых он может быть лишен юридической силы (признан недействительным) Судом Европейского Союза). — Прим. перев. 421 Термин «юрисдикционный орган» (франц.: juridiction) обозначает как нацио­нальные суды, так и другие (внесудебные) органы государств-членов, облада­ющие юрисдикцией по рассмотрению и разрешению правовых споров. В анг­лийской редакции термин «юрисдикционный орган» переведен выражением «суд или трибунал» (court or tribunal). — Прим. перев. 349


Статья 269 (бывшая статья 235bis)

Суд полномочен выносить решение о правомерности акта, при­нятого Европейским советом или Советом на основании статьи 7 Договора о Европейском Союзе, исключительно по обращению го­сударства-члена, ставшего объектом констатации Европейского со­вета или Совета, и только в отношении соблюдения процедурных предписаний, установленных данной статьей.

Подобное обращение должно быть подано на протяжении одно­го месяца с момента упомянутой констатации. Суд выносит решение в течение одного месяца со дня подачи обращения.

Статья 270 (бывшая статья 236)

Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по лю­бым спорам между Союзом и его сотрудниками в пределах и на усло­виях, которые определяются Статутом служащих Союза и режимом, подлежащим применению к другим сотрудникам Союза422.

Статья 271 (бывшая статья 237)

В установленных ниже пределах Суд Европейского Союза полно­мочен рассматривать споры, касающиеся:

a) исполнения государствами-членами обязанностей, вытекаю­щих из Устава Европейского инвестиционного банка423. В этой свя­зи Административный совет Банка располагает полномочиями, ко­торые признаны статьей 258 за Комиссией;

b) актов Совета управляющих Европейского инвестиционного банка. Каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка могут подавать иски в этой сфере на условиях, преду­смотренных в статье 263;

c) актов Административного совета Европейского инвестицион­ного банка. Иски против таких актов могут подаваться на условиях, предусмотренных в статье 263, исключительно государствами-чле­нами и Комиссией, и только в связи с нарушением процедурных требований, предусмотренных в параграфах 2 и 5—7 статьи 19 Устава Банка;

d) исполнения национальными центральными банками обязан­ностей, вытекающих из Договоров и Устава ЕСЦБ и ЕЦБ. В этой связи Совет управляющих Европейского центрального банка распо­лагает по отношению к национальным центральным банкам такими же полномочиями, какие признаны статьей 258 за Комиссией по отношению к государствам-членам. Если Суд Европейского Союза

422 См. примечание к статье 336. — Прим. перев.

423 См.: «Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка» (раздел II
настоящего издания). — Прим. перев.

350


признает, что национальный центральный банк не выполнил какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то данный банк должен принять меры, которые требуются для испол­нения решения Суда Европейского Союза.

Статья 272 (бывшая статья 238)

Суд Европейского Союза полномочен выносить решения на осно­вании арбитражных оговорок, которые содержатся в публично-пра­вовых или частно-правовых договорах, заключенных Союзом или от его имени.

Статья 273 (бывшая статья 239)

Суд полномочен выносить решения по любому спору между го­сударствами-членами, имеющему связь с предметом Договоров, если этот спор представлен ему на основании арбитражного соглашения сторон.

Статья 274 (бывшая статья 240)

С изъятием в отношении полномочий, предоставленных Догово­рами Суду Европейского Союза, споры, в которых стороной высту­пает Союз, не исключаются на этом основании из компетенции на­циональных юрисдикционных органов.

Статья 275 (бывшая статья 240bis) Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отноше­нии положений об общей внешней политике и политике безопасно­сти424, а равно в отношении актов, принимаемых на их основе.

Однако Суд Европейского Союза полномочен контролировать соблюдение статьи 38 Договора о Европейском Союзе и выносить решения по искам, подаваемым на условиях, предусмотренных в чет­вертом абзаце статьи 263 настоящего Договора, в целях контроля правомерности решений, принимаемых Советом на основании гла­вы 2 раздела V Договора о Европейском Союзе, которыми предусмат­риваются ограничительные меры против физических или юридиче­ских лиц.

Статья 276 (бывшая статья 240ter)

При осуществлении своих функций применительно к положени­ям глав 4 и 5 раздела V части третьей о пространстве свободы, без­опасности и правосудия Суд Европейского Союза не обладает полномочиями проверять действительность425 или соразмерность 424 Глава 2 раздела V Договора о Европейском Союзе. — Прим. перев. 425 Имеется в виду юридическая действительность, правомерность. См. примеча­ние к пункту «Ь» первого абзаца статьи 267. — Прим. перев. 351


операций, проводимых полицией или другими репрессивными служ­бами426 в государствах-членах, равно как и выносить решения отно­сительно выполнения обязанностей государств-членов по поддержа­нию общественного порядка и охране внутренней безопасности.

Статья 277 (бывшая статья 241)

Несмотря на истечение срока, предусмотренного в шестом абзаце статьи 263, любая сторона по случаю рассмотрения дела, в котором затрагивается принятый институтом, органом или учреждением Со­юза акт общего действия427, может опираться на основания, указан­ные во втором абзаце статьи 263, в целях постановки перед Судом Европейского Союза вопроса о неприменении этого акта.

Статья 278 (бывшая статья 242)

Иски, подаваемые в Суд Европейского Союза, не имеют приоста­навливающего действия. Однако если Суд Европейского Союза счи­тает, что этого требуют обстоятельства, то он может распорядиться об отсрочке исполнения оспариваемого акта.

Статья 279 (бывшая статья 243)

В делах, поступивших на его рассмотрение, Суд Европейского Союза может предписывать необходимые временные меры428.

Статья 280 (бывшая статья 244)

Решения Суда Европейского Союза обладают исполнительной силой на условиях, предусмотренных в статье 299.

Статья 181 (бывшая статья 245)

Статут Суда Европейского Союза устанавливается отдельным протоколом429.

Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут вносить изменения в положения Статута, за исключением его раздела I и его статьи 64. Европейский парламент и Совет постановляют по запросу Суда и после консультации с Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Судом.

426 См. примечание к параграфу 1 статьи 87. — Прим. перев.

427 «Акт общего действия» — нормативный акт, акт, содержащий нормы права
(правила поведения общего характера). — Прим. перев.

428 Меры по обеспечению иска и другие меры, призванные гарантировать эффек­
тивное разрешение дела. — Прим. перев.

429 См.: «Протокол о Статуте Суда Европейского Союза» (раздел II настоящего
издания). — Прим. перев.

352


Отдел 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.027 с.)