ТОП 10:

ДРУГИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА



Как и в случае судебной системы, произведенные Лиссабонским договором 2007 г. преобразования в правовом положении других ин­ститутов (Европейский центральный банк, Счетная палата) и глав­ных консультативных органов ЕС (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) являются более скромными по своим масштабам в сравнении с реформой, которой были подвергнуты по­литические институты ЕС (см. выше, пункт 2.7.2 комментария).

173 В отношении республик бывшего СССР подобные ограничения в последние годы вводились Европейским Союзом для руководителей Приднестровской Республики (Молдова), должностных лиц Беларуси и Узбекистана.


Наиболее заметными среди этих преобразований являются сле­дующие:

1) Европейский центральный банк (ЕЦБ)в соответствии с Лисса­бонским договором приобрел статус института Союза, то есть официально признан в качестве одного из ключевых элементов ме­ханизма управления ЕС (ранее, как и Европейский совет, он считал­ся простым «органом» Союза — см. выше, пункт 2.7.1 коммента­рия).

Лиссабонский договор изменил порядок формирования Дирекции Европейского центрального банка, являющейся его внутренним ор­ганом текущего управления. Весь состав Дирекции (Председатель ЕЦБ, Вице-председатель ЕЦБ и четыре других члена) отныне должен назначаться не правительствами государств-членов по общему со­гласию, а Европейским советом на основе квалифицированного большинства (параграф 2 статьи 283 Договора о функционировании ЕС). В принятии соответствующих решений, как и ранее, вправе бу­дут участвовать только представители государств-членов, входящих

в «зону евро».

2) Статус Счетной палатыкак института финансового контроля Европейского Союза оставлен практически в неизменном виде. В ходе работы над проектом Европейской конституции 2004 г. рас­сматривалось, но не получило поддержки предложение отказаться от системы квот при формировании этого института. Указанная сис­тема («одно государство-член — один член Счетной палаты») сохра­нена Лиссабонским договором 2007 г. и для «нового» Союза.

3) Среди двух главных консультативных органов Союза — Эко­номического и социального комитета(в составе представителей раз­личных классов, социальных слоев, профессиональных групп евро­пейского общества) и Комитета регионов(состоящего из представи­телей местных и региональных властей государств-членов) наиболее существенные новеллы Лиссабонский договор 2007 г. вносит в пра­вовое положение последнего.

Комитет регионов, несмотря на его неоднократные ходатайства, не был признан элементом «институционального механизма» Евро­пейского Союза (остался простым «органом» ЕС). Несмотря на это, благодаря новеллам проекта Европейской конституции 2004 г., вос­принятым Лиссабонским договором 2007 г., данный Комитет при­обрел важную дополнительную прерогативу, которая приближает его статус к статусу институтов Союза. Речь идет о праве Комитета ре­гионов обращаться с исками в Суд Европейского Союза, впервые при­знанном за ним в «новом» ЕС.

Подобные иски могут подаваться Комитетом регионов к другим институтам ЕС «с целью защиты своих прерогатив» (третий абзац


статьи 263 Договора о функционировании ЕС), например, с целью добиться отмены законодательного акта, изданного Европейским парламентом и Советом без проведения консультации с данным Ко­митетом, когда таковая является обязательной согласно учредитель­ным документам.

Кроме того, в рамках контроля за соблюдением принципа субси­диарное™ Комитет регионов получил возможность оспаривать в Суде Европейского Союза законодательные акты ЕС, которые, по его мнению, нарушают указанный принцип (см. выше, пункт 2.6 комментария).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.003 с.)