Периодизация Древнеиндийской государственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация Древнеиндийской государственности.



Первые государства на территории Индии, в долине Инда и Ганга возникли в 1 половине 2 тыс. до н.э.

 

Периодизация

1. Древний период (первая половина 2 тыс. до н.э.). Известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ного строя, началось социальное расслоение населения. Хараппская культура (центры в Хараппе и Махенджо-Даро) не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Индии. До нашего времени о ней дошло мало сведений.

2. Ведический (индоарийский) период (вторая половина 2 тыс. до н.э. — середина 1 тыс. до н.э.) связан с проникновением на территории Индии с северо-запада индоарийских племен. Этот период отмечен образованием классового общества и государства.

3. Магадхо-маурийский период (вторая половина 1 тыс. до н.э. — II в. н.э.) — период складывания и существования империи Маурьев (IV в. до н.э. — II в. н.э.) — самого крупного государственного образования на всем Древнем Востоке.

 

1.4.2. Социальная структура. В древней Индии сословия (варны) подразделялись следующим образом:

· брахманы — священнослужители, жрецы;

· кшатрии — воины;

· вайшьи — земледельцы, ремесленники;

· шудра — слуги.

На содержание брахманов и кшатриев две последние варны платили налог — бали. Слово «варна» означает цвет. Предполагается, что это поначалу было вызвано резким размежеванием между первыми тремя группами и шудрами — населением покоренных ариями племен, выделявшихся цветом кожи (арии были светлокожими в отличие от темнокожих индийцев).

По Законам Ману (ЗМ), существовало 7 категорий рабов в зависимости от способов их приобретения: захваченные под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме хозяина, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания.

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью и крайней патриархальностью. Индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и варновых связей. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим. Характерной и отличительной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

Важнейшим компонентом общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев.

Государственное устройство.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием племени. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно­го управления. Со временем должность раджи становится наследствен­ной. С усилением власти раджи связано умаление роли народных собра­ний: постепенно собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою прежнюю роль и становились собранием зна­ти, приближенной к радже. Органы племенной администрации постепенно перерастают в государственные орга­ны: Совещательный совет при царе — паришад (бывший совет старейшин). Правосудие осуществляли брахманы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государствен­ной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. Завоевания Александра Македонского ускорили объединение индийских княжеств. В конце из них создается Империя Маурьев.

Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллекти­вов начали возникать государственные образования, принимавшие фор­му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

Для Магадхо-маурийского периода в Древней Индии (вторая половина I тыс. до н. э.) характерны усиление монархической власти и падение роли ин­ститутов племенного управления. Главой государства являлся царь. При сме­не власти строго соблюдался принцип наследования: еще при жизни царь на­значал одного из своих сыновей наследником престола. Царь возглавлял госу­дарственный аппарат и обладал законодательной властью, был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе действовали советы:

паришад - совет царских сановников, преимущественно из брахманов;

Тайный совет;

раджа-сабха, или личный царский совет.

В эпоху Маурьев (IV—II вв. до н. э.) государство имело следующее адми­нистративно-территориальное деление:

• главные провинции;

• обычные провинции (джанапады);

• области {прадеши);

• округа (ахале);

• деревни.

Главных провинций было четыре. И они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки деятель­ности местных чиновников царевичи использовали институт специальных инспекторов. Во главе обычных провинций (джанапад) стояли крупные государственные чиновники -раджпуты. В главных городах округов (ахале) имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

Если первоначально в общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, то со временем все большее значение приобретали главы де­ревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

 

Судебная система. В Древней Индии существовало две системы судов — царские и общинные (кастовые).

1. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников, либо по назначению царя заседала судебная коллегия (сабха) в составе назначенного брахмана и трех членов. У царя имелось право на ежегодные амнистии.

2. Кастовые суды делились на внутриобщинные и городские. Внутриобщинные (рассматривали большинство дел) — судебная коллегия из 3 судей — одна на 10 деревень для суда и надзора за ворами. Городские — городские судебные коллегии. Также действовали агенты с обыском и облавами.

Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

 

Армия была профессиональной и в мирное время распределялась по гарнизонам. Насчитывала свыше 600 тыс. воинов, в нее входила кавалерия и 9 тысяч боевых слонов.

 

Древняя Индия не является типичной восточной деспотией. Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слабым по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было связано с сохранением важной роли варно-кастового деления и органов общинного самоуправления.

 

Право

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не сложилось. Повседневная жизнь индусов подчинялась правилам, утвержденным нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определявшие повседневное поведение людей (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах.

В это понятие древние индусы вкладывали порой гораздо большее значение, чем просто «закон». Выполнение дхармы обеспечивалось не только юридическими санкциями, но и религиозными, моральными. Человек, послушный дхарме, заслужи­вал похвалы, радости в земной и загробной жизни. Дхарма являлась общеобязательной для всех, но имелись нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.

Цель дхармы как свода религиозно-этических норм поведения инду­са - указать ему наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия и помочь обретению «истинной» и «абсолютной свободы».

Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и цар­скими чиновниками, так как дхарма - не только свод правил, обязатель­ный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено соблюдению подданными дхармы.

Поведение человека, его поступки должны были соответствовать трем видам социальных норм: Дхармашастре, Артхашастре (трактат о политике и праве), законам и актам правителей. Закон назывался «ньяя».

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, законы Ману (II в. до н.э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей. После распада империи Маурьев централизованная власть отсутство­вала, народ страдал от мятежей, беззакония, грабежа и насилия. Власть имущих подвергалась опасности. По легенде, всевышний бог Брахма по­слал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Этот рассказ содержится в Махабхарате. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение. Однако буддисты и джайны упорно отрицали сакральный характер власти правителей Индии.

Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.)- это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций. Законы Ману (ЗМ) созданы, по всей видимости, одной из брахманских правовых школ. Состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок (двустиший). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения — характерная особенность многих древневосточных законодательных и, в особенности, религиозно-законодательных сводов и текстов.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара­ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

Древний Китай.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.066 с.)