Периодизация государственности в Древнем Китае. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация государственности в Древнем Китае.



История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.

1. Период Шан (Инь): XVI—XI вв. до н.э. (1583—1027 гг. до н.э.).

2. Период Чжоу (Срединная империя): XI—III вв. до н.э. (1027—258 гг. до н.э.).

3. Период Цинь: 258—207 гг. до н.э.

4. Период Хань: 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

 

Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена. со II тыс. до н.э. появляются раннеклассовые общества. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). с XVIII в. до н.э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государ­ственный аппарат.

Основные формы собственности в этот период — царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления — царским, общинным и частным. Земли делились на две категории — общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.

Начиная с IV в. до н.э., а также в циньско-ханьский период окончательно складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии».

Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены.

Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии (206 г. до н.э. — 221 г. н.э.) В этот период введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551—497 гг. до н.э. — Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм.

 

1.5.2. Социальная структура. Процесс образования классов протекал медленно. Классы эксплуататоров и эксплуатируемых неоднородны. К VI—V в. Складываются следующие классы.

1. Эксплуататоры (жили за счет ренты-налога с общины):

o титулованная знать, ранжированное чиновничество (основная опора царя);

o незнатные крупные землевладельцы и купцы.

2. Средний формирующийся слой (непривилегированные свободные мелкие производители, собственники средств производства — крестьяне и ремесленники — были основными налогоплательщиками. При этом шел процесс постоянного сокращения общинной собственности.

3. Эксплуатируемые работники, лишенные собственности на землю и на средства производства (безземельные и малоземельные крестьяне, рабы, наемные работники).

Рабы: в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит. Во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные; в период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов" - своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной. Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия.

 

Государственный строй. Во главе государства стоял правитель (ван, «сын Неба»), власть монарха обожествлялась. Существовала дворцово-вотчинная система управления: центром управления в период Чжоу был дворец вана, управитель дворца. Страна делилась на автономные уделы во главе с удельными правителями со своими советниками и помощниками.

В IV в. до н.э. в циньско-ханьский период складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Было принято новое положение о рангах знатности, которые присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем — 9 рангов и 18 степеней. В конце III в. до н.э. в империи Хань было 20 рангов чиновников: 1 ранг владел от 10 тыс. даней зерна (1 дань — 103,5 л) и денежными средствами; 20 ранг — 100 данями.

После создания Циньской империи ван принимает титул императора, берет на себя всю военную и законодательную власть, назначает всех высших чиновников центрального и местного аппарата. Центральный аппарат империи включает ряд ведомств: финансово-налоговое, судебное, контрольное, военное, ведомство обрядов, императорского двора и дворцовой стражи. Циньско-Ханьский Китай делился на провинции, уезды, волости и общины.

Судебная система. По уголовным делам в империи Цинь наметилось определенное отделение суда от администрации. Существовало ведомство наказаний (судебное ведомство), которое разбирало наиболее тяжкие уголовные дела. Вторая инстанция — провинциальный судья, он же одновременно и начальник тюрем в округе. Гражданскими делами занималась уездная администрация, губернатор провинции, судебное ведомство. В качестве последней инстанции выступал император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

В Ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Право Древнего Китая.

На развитие права оказали влияние конфуцианство и легизм (законность).

Можно выделить 3 этапа в развитии права.

1) Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай — главную роль играли этические нормы (ли).

2) Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.).

3) Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство.

 

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие (забота родителей о детях, почтительное отношение к старшим, справедливое отношение к другим), выполнение правил ритуала.

Центральное место в конфуцианстве занимает понятие “благородного мужа”. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе государем – Сыном Неба. Конфуций выделил благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа). Принижая роль права отождествляли его с уголовным законом, с наказанием за нарушение общественного порядка (син).

Главным оппонентом конфуцианцев была школа фацзя, или легисты-законники.

Основателем легизма выступил Шан Ян (390-338 гг. до н.э) – обосновал управление, опирающееся на законы (фа) и суровые наказания. Легисты выступили как сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. Законы разрабатываются мудрыми реформаторами, а издает и придает им силу государь. Он – единственный, кто может стать над законом, но и он не должен делать этого. Почтение к закону и администрации обеспечивается специально введенной строгой системой круговой поруки и перекрестных доносов, которая в свою очередь держится на страхе сурового наказания даже за мелкие проступки.

Оба эти течения родственны друг другу, так как выступали за сильную центральную власть схорошо налаженным административно-бюрократическим аппаратом. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс слияния легизма с конфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм прекращает свое самостоятельное существование. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной на практике; легизм потерпел поражение. Однако он не исчез бесследно. Вся схема государственного аппарата, иерархии чинов и сословий судопроизводства была взята у легизма. Зато сами чиновники, осуществлявшие управление страной, набирались из среды убежденных конфуцианцев. Это сочетание легистских методов и конфуцианских идеалов обеспечивало эффективность и стабильность.

Доминирующей идеей ортодоксального конфуцианства стала доктрина о неравенстве людей, их социальных, сословных, ранговых различий. Их незыблемости должна была служить тщательная регламентация поведения людей с помощью жёстких моральных норм, ритуала. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Однако, первая задавала стереотип поведения, а второе с помощью наказаний запрещало от него уклоняться.

Источники.

1. Писаные законы (VI—V вв. до н.э.). Одним из первых законов был текст на бронзовом треножнике («Обозрение законов»). Он предусматривал 5 видов наказаний за преступления (536 г. до н.э.) — клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь (отрубание головы).

2. «Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.). Один из первых сводов законов, содержал 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, об орудиях казни и пытках. Позже «Книга законов» была дополнена еще рядом глав: нормы права о военном деле, государственном коневодстве и финансах. Этот сборник положил начало последующей разработке законов.

3. Общинное поземельное право.

4. Приказы чиновников и правителей.

Сложился такой порядок, когда правовые нормы соседствовали с нормами морали.

 

Глоссарий

АВИЛУМ (ак. Awilum - муж, человек, сын человека) - привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли.

АРИИ - племена, захватившие в середине II тысячеле­тия до н. э. Индостан и образовавшие первые государства

АРТХАШАСТРА (санскр. букв, «наука о пользе, о практической жизни») - жанр светской литературы, трактат об искусстве поли­тики и управления государством, «руководство к практической деятельности царя» в Древней Индии.

БАИРУМ (ак. «ловец») - как и редум (погонщик), профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок в Вавилоне.

БРАХМАНЫ — варна в Древней Индии - священнослужители, жрецы;

ВАН (кит.) - титул правителя в Древнем Китае, получившего после сакрализации его власти и личности титул «сына Неба» и статус первосвященника.

ВАРДУМ - Рабы в Древнем Вавилоне.

ВАРНА (санскр. Varna - класс, цвет) - сословная общность, объ­единенная на основе совокупности религиозно- и военно-ритуальных, а позднее социально-профессиональных признаков (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

ВАЙШЬИ — варна в Древней Индии - земледельцы, ремесленники;

ВЕДЫ - сборник гимнов магических заклинаний и ри­туальных формул на древнеиндийском (ведий­ском) языке конца II - начала I тыс. до н. э.

ВИЗИРЬ (ДЖАТИ) - верховный сановник, ближайший помощник фа­раона по управлению страной (сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, адми­нистративной, высшей судебной и военной вла­сти)

ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ - преимущественная форма древневосточ­ной государственности, характеризующаяся наличием монарха (деспота), развитой бюрократии, авторитарной системы ведомств управления государством.

ДЕЛИКТ- правонарушение (преступление, проступок)

«ДРЕВНИЙ ВОСТОК» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Мессопотамию, Китай, Индию.

ДХАРМА (санскр. «закон», «порядок») - свод правил, обязательный для каждого правоверного индуса и включающий в себя различ­ные нормативные предписания (правовые, моральные, религиоз­но-ритуальные) в Древней Индии.

ДХАРМАШАСТРА (санскр. «наставление в дхарме») - жанр брахман­ских произведений, комментирующих священные книги индусов -Веды со ссылками на древних мудрецов (Манусмрити, Нарадасмрити, Яджнавалкья).

ЖРЕЧЕСТВО - общественная группа, занимавшаяся отправле­нием религиозных культов (жертвоприношением, молитвами и т. д.)

ЗАКОНЫ МАНУ - сборник правовых норм, религиозных и мо­ральных предписаний, составленный одной из брахманских школ

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ - сборник законов Древнего Вавилона, названный именем царя Вавилона

ИМУЩЕСТВО ИЛКУ - участок земли и другое имущество, предостав­ляемое воинам за выполнение

КАЗУИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА: тексты не содержат общих принципов.

КЕНБЕТЫ - местный суд, суд общины в Древнем Египте

КНИГА ЗАКОНОВ ЦАРСТВА ВЭЙ» (V—IV вв. до н.э.) - один из первых сводов законов в Древнем Китае.

КОНФУЦИЙ (V в. до н.э.) -

КОНФУЦИАНСТВО – одна изфилософских школ в Древнем Китае, проповедовало сохранение древних традиций. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Считали, что лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа).

КШАТРИИ — варна в Древней Индии - воины;

ЛИ- этические нормы, игравшие главенствующую роль в шаньско-иньском и раннечжоуском Китае при регулировании общественных отношений

ЛЕГИЗМ – одна из философских школ в Древнем Китае, ее последователи - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.

МУШКЕНУМ (ак. букв, «покорный», «падающий ниц», т. е. «бью­щий челом») - обычно царский служащий низшей категории в Вавилоне.

НОМ (греч. nomos) - 1) город-государство, первоначальная форма государственного образования в странах Древнего Востока; 2) область, административно-территориальное образование в централизованном Древнеегипетском государстве.

НОМАРХ - правитель нома - царский наместник (возглавлял административный, судебный аппарат, войско но­ма и ведал другими вопросами)

НЕДЖЕС (маленькие) - слуги фараона, имевшие собственное зе­мельное хозяйство в Древнем Египте.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ - низшая каста, включавшая бесправных аренда­торов и слуг общины, лишенных владельческих прав, находив­шихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправ­ных общинников в Древней Индии.

НУБАИДА - старший чиновник в Древнем Вавилоне, управитель дворца, функции которого во многом совпадали с древнеегипет­ским джати.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - совокупность обычаев, санкционированных го­сударством в качестве общеобязательных правил поведения

ОРДАЛИИ - "Божий суд" или испытание подозреваемого в совершении преступления водой, железом (одно из судебных доказательств в государствах Древне­го Востока)

ПАРИШАД - совещательный орган при царе для решения важ­ных вопросов внутренней и внешней политики

ПОСЛУШНЫЕ ПРИКАЗУ (призыву) - должностные лица, слуги господина; делились на три группы: придворные, незнатные свободные и рабы. Это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина в Египте.

ПРАТИЛОМА - строго запрещенная форма брака, когда муж при­надлежал к более низкой варне.

ПРОТОГОСУДАРСТВО - первичный тип государства (например, номы в Древнем Египте).

РАБИАНУМ (ак. «старейшина») - назначенный глава (староста) сельской общины в Вавилоне.

РАДЖА - титул индийского царя

РЕДУМ (погонщик ) – ( как и баирум), профессиональный воин в Вавилоне.

САБХА - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции, к эпохе Маурьев - личный царский совет.

СМРИТИ (санскр. «запомненное») - правовое знание, традиция, восходившая к отдельным авторитетам, передаваемая по памяти и впоследствии оформленная в сборники законов с комментариями к Ведам.

ТАЛИОН - принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в причинении виновному такого же вреда, какой им был причинен потерпевшему("око за око, зуб за зуб")

ТАМКАР - государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений в Вавилоне.

ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - государство, в котором политическая власть тесно связана с властью религиозной.

ШАН ЯН - философ и государственный деятель, осущест­вивший ряд реформенных преобразований, способ­ствующих складыванию единой Циньской империи

ШЛОКА - двустишие, способ изложения норм права в Древней Индии.

ШУДРА — варна в Древней Индии - слуги.

ЭПИТИМИЯ- религиозное наказание в виде поста, длитель­ных молитв и т. п., налагавшиеся исповедующим священником

ФА - правовые нормы конфуцианства. Нормам "фа" отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами "ли"

ФАРАОН - титул правителя в Древнем Египте, получившего после сакрализации его власти и личности титул «сына бога Солнца Ра».

 

Вопросы для самоконтроля:

  • Что включается в понятие Древний Восток?
  • Что представляет собой "восточная деспотия"?
  • Какие факторы обусловили форму правления и форму устройства в странах Древнего Востока?
  • В чем заключаются особенности социальной структуры стран Древнего Востока? Как социальный фактор повлиял на развитие государственности в странах Древнего Востока?
  • Какие этапы в своем развитии прошли государства Древнего Востока?
  • Истоки деспотической власти. Каков статус монарха при такой форме правления как восточная деспотия? Чем обеспечивался неограниченный характер его власти?
  • Что отличает древневавилонскую восточную деспотию от египетской?
  • В чем сходство/отличие Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока?
  • В чем сходство/отличие Древнего Индии как государства от других государств Древнего Востока?
  • Сравните: Какова степень концентрации власти монарха в различных странах Древнего Востока?
  • Какова степень централизации власти в различных странах Древнего Востока?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.004 с.)