Общая характеристика феодального государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика феодального государства и права.



 

Во всемирно-историческом масштабе в средневековье ведущей тенденцией развития стало утверждение феодализма, который являлся шагом вперед относительно рабовладельческого и тем более первобытнообщинного строя. Генезис феодализма в разных регионах мира был неодинаков как по содержанию, так и по форме и времени свершения.

Наиболее раннее постепенное развитие нового способа производства, элементы протофеодальных отношений отмечается в центрах древней цивилизации и соответственно государственности: в Ханьском царстве в Китае, в царстве Гуптов в Индии, в Кушанском царстве в Средней Азии, в царстве Сасанидов в Иране и Месопотамии. В поздней Римской империи распадались рабовладельческие отношения и зарождались отдельные элементы «протофеодальных». Постепенно феодализируется восточная часть Римской империи, с конца IV в. н. э. окончательно ставшей новым государством (в истории известным как Византия). Однако нигде феодальные отношения не достигли такой системности и завершенности как в Западной Европе.

Пути формирования феодализма.

1. Некоторые народы переходили к феодализму и феодальному го­сударству непосредственно от первобытнообщинного строя (кельтские, германские, славянские, тюркские, мон­гольские и многие другие племена). Природные условия их стран были менее благоприятны, чем регионов древних цивилизаций. Когда производительные силы этих народов достигли уровня, обеспечивающего появление прибавочного продукта, у них начался рост населе­ния, наметилось зарождение классового общества и государства на основе феодальных отношений.

2. Основы феодализма формировались и путем синтеза «протофеодальных» элементов, возникших в недрах рабовладельческого и родоплеменного общества. В ходе продолжительного взаимодействия (но немеханического соединения) «протофеодальных» элементов, сложившихся в структуре разлагавшихся рабовладельческих отношений Рима (колонат и т. п.), и родоплеменных отношений завоевателей. Негативной стороной этого процесса явилось значительное разрушение производительных сил вторгшимися племенами, возвращение к натуральному хозяйству, значительное понижение общего культурно-образовательного уровня большей части населения.

 

Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века, прежде всего, в виде феодальных поместий, и христианская религия.

 

Средневековые европейские государства относятся к типу обществ со зрелой государственностью: в них созданы способы систематического перераспределения благ на больших территориях, обеспечено поддержание единства религии на основе письменности, но еще нет сквозной системы власти, финансов и права, массовой коммуникации на всей или большей территории. Властные структуры созданы для каждого сословия и общегосударственные крайне слабы.

В средневековом обществе выделялись следующие сословия:

Феодалы – это сословие было неоднородным, разделялось на ранги, что в Западной Европе выражалось в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Однако, в целом, это замкнутая группа людей, которые были наделены закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Духовенство – выполняло идеологическую роль, ставило целью направление поведения людей в определенное русло, чтобы обеспечить стабильность общества. За это получала подарки, а затем участки земли и собственность, что давало церкви как единой корпорации права владения крепостными и право участия в управлении и суде. С 11-12 вв. церковь как единая корпорация становиться соперником в борьбе за власть.

Эти два сословия являлись привилегированными:

Крестьяне – объединены в общины полностью подчиненные феодалам. Община простое объединение крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, обладала минимальными административными и судебными функциями.

Горожане – комплексное сословие. Первоначально городские общины основывались на землях феодалов и испытали на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но в более позднюю эпоху феодальные путы ослабевают, что привело к бурному развитию производства и торговли.

Несмотря на то, что основа городской жизни - производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут - цеховой строй, торговые монополии и т.д., история средневековых городов - это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. В политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого правового положения для каждой группы населения.

 

Типичной формой феодального (средневекового) государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии.

 

Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм:

раннефеодальные монархии (III—IX вв.);

сеньориальные монархии (IX—XIII вв.);

сословно-представительные монархии (XIII—XV вв.);

абсолютные монархии (XVI—XVII вв.).

Для нее также характерна диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

В таких условиях связи государства с другими элементами (институтами) политической системы становятся особенно сложными.

Сельская (крестьянская) община являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами.

Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви.

Феодальная раздробленность способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую), т.к. в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия - борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью. А уже в XI-XII вв. (с так называемой папской революции) римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в.

Несмотря на рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе было государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.

В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством (владением землей), но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян.

Характерные черты феодального государства: сословность, иерархичность, правовой иммунитет феодалов и его чиновников (распространялся и на владения церкви).

Правовые корни феодализма относятся к периоду распада Рима. Государственная власть не была в состоянии гарантировать обществу стабильность и защищенность. Небогатые римские граждане в обмен на защиту крупных землевладельцев, которые имели в своем распоряжении военные структуры, отдавали свои небольшие участки земли, а потом свою же землю брали у них в аренду (прекарий) или отдавали себя под их полную защиту (коммендация). Крупный землевладелец, который обещал защиту и покровительство, назывался сеньор - старший. Тот, кто искал защиту, - вассал. Если служебный долг последнего заключался в военной службе, он назывался – облагодетельствованный леном-феодом за службу - бенефициарий.

Другая характерная черта феодализма – правовой иммунитет феодалов и его чиновников (распространялся и на владения церкви). Иммунитет мог быть полным и частичным. Это фактически договор: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий на землю иммуниста, а тот их брал на себя (как и повинности и обязанности с территории). Корона отказывалась от пользования правами, а не от прав. Иммунитет дополнялся системой взаимных прав сюзерена-вассала.

Первоначально вассалитет – это отрицательна верность сюзерену (не посягать на власть и имущество), а затем положительная – исполнять указы, участвовать в войне и даже содействовать в управлении.

Источники права в средневековой Западной Европе:

1. Обычное право.

2. Городское право.

3. Торговое право.

4. Каноническое право (высока роль до XVI в.).

5. Рецепция римского права — усвоение и восприятие римского права средневековым обществом.

Рецепция началась с XI—XII вв. в связи с оживлением экономической жизни, а также в связи с социальными и духовными потребностями общества, нуждавшемся в правовом порядке и стабильности. Большую роль в рецепции римского права сыграла школа глоссаторов юридического факультета Болонского университета. Основатель школы — Ирнерий. В XIII в. глоссаторы, изучая римское право, составляли глоссы — комментарии.

С XIV в. начинается эпоха постглоссаторов (основатель итальянской школы — Бартоо). Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву, а занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из Свода законов Юстиниана, которые содержались в работах глоссаторов, с целью выведения общего мнения. Это способствовало превращению римского права в теоретическую основу национальных правовых систем, даже в Англии, которая рецепции римского права не знала как таковой. Постглоссаторы согласовывали нормы римского права с каноническим, городским и обычным правом. В результате римское право вышло за рамки «ученого права» и было воспринято судебной практикой в большинстве стран Западной Европы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.012 с.)