Общественный и государственный строй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и государственный строй.



Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. В связи с эти сложно четко вычленить социальную структуру, тем более, что на различных этапах развития государственности она существенно изменяется.

Эволюция социальной структуры:

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз. Несмотря на то, что уже в Раннем царстве в результате ведения многочислен­ных войн появились пленники-рабы, труд ко­торых использовали в крупных хозяйствах, но основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники (основная производственная сила). Таким образом, здесь ранее всего сло­жилось классовое ра­бовладельческое об­щество. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристократии, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная единица, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства. Несмотря на то, что рынок рабов существовал, рабов было слишком мало. Особое положение заняли жрецы.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н.э.) происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и расслоение сельских общин, которое привело к образованию мел­ких собственников - неджесов. Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбога­тевших их представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами. Усиливается роль нетитулованного чиновничества. В период Нового царства работа на государственной земле становится уделом большей части египетскою крестьянства. Насильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей». Продолжается и возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, крепнет его независимость от центральной власти.

В эпоху Нового царства продолжает разви­ваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяй­стве, из их среды выходили ремес­ленники - камено­тесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте, определили существование особых групп лиц, получивших название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом. «Послушные призыву» — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина, начальника высшего ранга.

 

Для устройства египетского общества, как и многих других древневосточных обществ, характерны следующие черты:

· права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью;

· сам принцип собственности слабо гарантирован властью;

· в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона).

 

Для политического устройства египетского общества, как и многих других древневосточных обществ, характерны следующие черты:

· политическая власть сосредоточена в одном центре;

· права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью;

· сам принцип собственности слабо гарантирован властью;

· в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона).

 

Во главе государства стоял фараон — сын Pa, бога Солнца. Сам титул фараона иногда возводят к слову Ра-Фра (сын Pa). Его считали также двойником бога и величали иногда добрым богом и господином. Ближайшим помощником фараона был главный управитель и распорядитель джатти, для удобства именуемый в учебной литературе везиром.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем, если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

Ha всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона — джатти. Джатти сначала жрец города — резиденции правителя. Он, вместе с тем, начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия джатти со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джатти осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и нa местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения, в его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джатти обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, при некоторых династиях кто-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джатти находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, «заведующий тем, что дает небо, производит и приносит Нил», хранитель государственных aмбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр. Таким образом, централизованный деспотизм характеризуется с точки зрения административной тремя главными областями правительственного властного регулирования: финансовой, военной и строительной.

В системе органов управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву».

 

Эволюция египетского государства:

Paннee царство (3100 - 2800 гг. до н.э.) существовало в условиях общинного землепользования: верховным собственником земли считалось номовое государство (во главе с номархом и своим религиозным центром), в пользу которого взималась часть доходов с этой земли. После преодоления раздробленности, это царство состояло из двух частей — Верхнего Египта с центральным городом Фивы и Нижнего Египта (главные города Мемфис и Саис), которые со временем составили единое государство. Объединение не было прочным, но сыграло важную роль в заботах об орошении земель. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Носители царской власти обожествлялись. В этот период в руках государства находилось верховное руководство работами по организации орошения в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства ( около 2800 - 2240/50 гг. до н.э ) заключается в центра­лизации управления. Законодательная, исполнительная и су­дебная власть сосредоточилась в руках фа­раона. Все важные дела государства - ме­роприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводи­лись под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготво­рения царя и его деяний.

На период 2260—2040/50 гг. до н.э. выпадает много волнений социального и политического характера, и его именуют периодом переходным.

Начало эпохи Среднего царства (около 2040/50 - 1700 гг. до н.э.) характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и ук­реплению цент­ральной власти способствует ог­раничение фарао­нами власти но­мархов - проис­ходит замена не­зависимых пра­вителей областей новыми, подчи­ненными царс­кой власти. В этих рефор­мах опорой царя были придвор­ная, служилая знать, а также воинство, охра­нявшее царя.

С 1770 пo 1575 г. до н.э. — второй переходный период.

Основной чертой государственно­го строя в период Нового царства ( около 1575 - 1087 гг. до н.э. ) становится укрепление системы цен­трализованного бюрократического уп­равления. Страна была разделена на два административных округа: Верх­ний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый намест­ник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фа­раон. Служилая знать отодвигает на вто­рой план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Этот период отмечен возвышением жречества и оформлением теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Джатти становится первым и высшим администратором, управляющим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судебный надзор и организует контроль над всем податным населением. В этот период при фараоне Тутмосе III (XV в. до н.э.) египетское государство простирается от нильских порогов до Северной Сирии на востоке.

 

Суд в Древнем Египте не был полностью отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда (кенбеты) выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. В эпоху Нового царства в столице располагался суд «шести палат», достоверных сведений о компетенции которого не сохранилось.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу его огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н.э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, а также мелких и сред­них горожан, которые находятся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, даже создание флота.

Регулярная армия пополняется и в ходе периодически проводимой переписи населения, переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

 

Право Древнего Египта.

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозгого происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат — ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу — душе умершего).

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные, законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Дошедшие до нас сведения о египетском праве весьма кратки.

 

 

Древний Вавилон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.026 с.)