Периодизация государственности на территории Месопотамии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация государственности на территории Месопотамии.



В периодизации истории государств, которые создавались на территории Месопотамии (Двуречье) можно выделить следующие этапы:

1. Шумеро-аккадская цивилизация (около III тысячелетия до н.э.—2000 гг. до н.э.)

2. Древне-Вавилонское царство (XIX-XVI/XVII вв. до н.э.)

3. Ассиро-вавилонская цивилизация (XV в. — 300 г. до н.э.)

После развала ассирийской державы, Вавилон на время приобретает политическую самостоятельность (конец VII в. до н.э.) и становится местом возникновения так называемого Нововавилонского царства. Его самым известным, пo библейским источникам, правителем был царь Навуходоносор, строитель Вавилонской башни. Территория Нововавилонского царства была завоевана вначале персами, затем греками, и вошла в состав державы Александра Македонского и его преемников.

Таким образом, для развития государственности характерна прерывистость.

Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже III — II тысячелетия до н.э. Они управлялись верховными правителями двух видов — военными вождями (энси) и жрецами (лугалями), которые вначале избирались собранием горожан или советом старейшин. Подобным жe образом — путем собраний и выборов — решали свои дела и боги, которые исчислялись десятками, но группировались при одном верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и городском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна.

Периодом расцвета цивилизации считается Древне-Вавилонское царство (XIX-XVII вв. до н.э.), которое становиться крупнейшим централизованным государством Месопотамии (Двуречья). Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилонской династии пo имени Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). По форме правления относиться к типу восточной деспотии, поэтому наибольшее внимание обратим на характеристику этого периода.

 

1.3.2. Социальная структура вавилонского общества была типично древневосточной (жрецы, воины, земледельцы) с небольшими вариациями.

Самым привилегированным был класс авилумов (авилум — господин, человек, сын свободного человека).

Следующий класс, сильно приниженный пo статусу, именовался мушкенумы (мушкенумы — «падающие ниц»). В основном это были царские слуги, т.е. царский служилый человек низшей категории, возможно, из числа покоренных племен и народов.

Рабы (вардумы) находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвленные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

Население делилось также по профессиональному признаку:

· тамкары — торговцы, ростовщики — занимались крупной финансово-торговой деятельностью. Были зависимы от царя, часть доходов отдавали в казну, являлись царскими агентами;

· ремесленники. Из них выделилась верхушка (квалифицированные ремесленники — кузнецы, пивовары), объединялись по профессиональному признаку;

· определенной независимостью пользовались организации некоторых «ученых» профессий — врачи, писцы;

· жречество не сложилось в оформленное закрытое сословие, их должности продавались;

воины (редум — воины, баирум — охотники), получали земельный надел, которого не могли лишиться, даже попав в плен.

Государственное устройство.

По своему государственному строю Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Однако, царь не считался божеством. Обожествлялась царская власть.

Царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в государстве. Функционировали три основных ведомства: финансово-налоговое, военное, общественных работ. О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца (нубанда) выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством. Чиновник, который считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он жe участвовал в организации и проведении военных походов.

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Судебная система (на примере Вавилона). В древнем Вавилоне существовали суды нескольких уровней и разной юрисдикции:

· на уровне общины — общинные собрания, или специально выделяемая ими судебная коллегия во главе с рабианумом;

· храмовые суды;

· царские суды — рассматривали дела царских людей (авилумы, мушкенумы). Существовали особые судебные должности — глашатаи, полицейские и судебные исполнители, судебные гонцы и писцы.

Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В случае неразыскания виновного в преступлении, в обязанности общины входило возмещение ущерба от грабежа. Продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин — урезаны финансовые и судебные функции.

В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям.

 

1.3.3. Источники права.

Обычное право (ранние законодательные акты).

шумерийские судебники

Законы Хаммурапи (1795—1750 гг. до н.э.)

Связь с религией — книга религиозных заклинаний «Шурпу» (XII в. до н.э.).

 

Законы Хаммурапи (1795—1750 гг. до н.э.): относятся к концу царствования Хаммурапи (1795—1750 гг. до н.э.) (далее ЗХ). Они состояли из Пролога (Введения), текста законов и Эпилога (Заключения). Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Этот камень нашли в 1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама.

Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечислены благодеяния, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. В самих законах нет религиозных и морализующих элементов. Изложение законов произведено в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке (к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей). Формулировки закона четкие, ясные. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, показывающий рабовладельческий строй, частную собственность. Содержит пережитки родового строя: суровость наказаний, принцип талиона, ордалии.

 

Древняя Индия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.006 с.)