Государственный строй Рима в период империи. Принципат и доминат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Рима в период империи. Принципат и доминат.



Период Римской империи - 27 г. до н.э. - 476 г. н.э. подразделяется на:

· период принципата ( 27 г. до н.э. - - 193 г. н.э.);

· кризисный период (193- -284 гг. н.э.);

· период домината (284- -476 гг. н.э.).

 

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, военная диктатура.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхушку рабовладельцев составили:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III -II вв. до н.э. из патри­цианско-плебейской поместной знати.

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундистов (крупных землевладельцев), а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - долгосрочных земельных арендаторов. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию.

На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Труд рабов стал невыгоден, поэтому хозяева все чаще стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки либо иное обособленное имущество, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э. Октавиан был объявлен принцепсом. т.е. первым лицом в списке сенаторов. Он был императором, единственным проконсулом, командующим всеми римскими легионами, вер­ховным жрецом.

Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Власть была со­средоточена в руках первого сенатора, то есть принцепса, и сената, сохранявшего значительные полномочия в этот период. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената распространялись на часть государственной казны; контроль за частью провинций Рима, на издание сенатусконсультов, имевших силу закона, хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской: императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами.

Ко времени правления Диоклетиана (284- -305гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда доминат).

Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.

Вся империя делится на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, подразделяются на провинции. Так, территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные (dignitates palatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные (dignitates militares). Большое значение приобрел Совет пpu императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили, по общей формуле, «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Друзья (амици) рассматривались как полуофициальные лица. Единомышленники, союзники (комес) набирались из числа сенаторов и назначались на должности в различные ведомства. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии.

В 395 г. произошло официальное разделение Римской империи на:

• Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место;

• Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая суще­ствовала еще более тысячи лет под названием Византии.

 

Римское право.

Хронологические рамки истории римского права весьма внушительны. Они значительно шире хронологических рамок государства. Ученые считают, что право Древнего Рима прошло в своем развитии следующие стадии:

квиритское, или цивильное, право (jus civile);

преторское право (jus praetorium);

общенародное право (jus gentium);

 

В царский период (753 - 510 гг. до н.э.)

Источниками римского права были обычаи и немно­гочисленные законы рексов. Право того периода характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.

Законы XII таблиц, считаются важнейшим памятником права. Они были созданы коллегией децемвиров (ученых мужей) в середи­не V в. до н.э. Название связано с тем, что они были записаны на 12-ти досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно­сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.005 с.)