Периодизация истории Арабского халифата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории Арабского халифата.



1. Дамасский период (661—750 гг.), династия Омейядов.

2. Багдадский период (750—1258 гг.), династия Аббасидов.

Социальная структура на двух этапах.

1. Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%).

2. Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог — харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать — джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода.

На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками — эмирами и их помощниками — наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750—1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада.

1. Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

2. В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки — рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.

Средневековое мусульманское право (шариат) возникло и оформилось в рамках Арабского халифата. В первые два века (в начале VII в.) шариат сложился и развивался как строго конфессиональное право, органически слитое с исламом. Шариат — в переводе означает «путь следования», «то, что открыто Богом» — это свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и Сунне; универсальная нормативная система, отождествляемая с мусульманским правом.

Согласно исламу, правовые нормы — это частицы божественного порядка и закона, установленного Аллахом. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность пророка Мухаммеда. При нем и четырех его последователях, праведных халифах, были составлены Коран (в переводе «читать») и Сунна (в переводе «тропа, по которой ходил пророк»).

Доктринально-нормативная часть шариата называется «фикх».

В VIII—IX вв. шариат, не порывая со своими исламскими основами, разрабатывает более глубоко юридическую сторону. Постепенно шариат превращается в мировую правовую систему, отличную от западноевропейской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.004 с.)