Внутренняя политика Александра I. Реформы М.М. Сперанского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя политика Александра I. Реформы М.М. Сперанского.



12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I. Реформы императора принято условно делить на два этапа: либеральный (1801-1815) и консервативный (1815-1825).

Первые шаги Александра I оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Проведена амнистия опальных дворян, отменены распоряжения Павла, регламентировавшие общественное поведение, ликвидирована тайная экспедиция, сняты ограничения на торговлю с Англией и ввоз в Россию иностранных книг. Восстановлено действие «жалованных грамот» 1785 г. дворянству и городам, разрешен свободный въезд в Россию и выезд за её пределы, признано право печати в частных типографиях книг и журналов. В 1801 г. образован Негласный комитет для создания и обсуждения проектов реформ,в который входили: П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев. Учрежден Непременный совет как высший совещательный орган при императоре. 8 сентября 1802 года издан Манифест об учреждении министерств. Благодаря реформам в сфере народного образования возникли учебные округа с попечителями, трехступенчатая всесословная система образования (приходские училища, уездные училища, гимназии), введена университетская автономия. В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп.

Новый виток реформ был связан с именем М.М. Сперанского. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание Александра I и возглавил его реформаторскую деятельность. К 1809 г. М.М. Сперанским по поручению императора был подготовлен план государственных преобразований «Введение к уложению государственных законов», который должен был положить начало конституционному процессу в России «сверху». План подразумевал осуществление принципа разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные – в руках Сената, исполнительные – у министерств), ответственность исполнительной власти перед законом, выборность распорядительных и исполнительных органов власти, независимость судебной власти, гласное судопроизводство и суд присяжных. Все сословия должны были получить гражданские права, а дворяне – права политические. Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет – законосовещательный орган при императоре. Была продолжена министерская реформа 1802 г., по которой на смену коллегиям пришли министерства. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано 8 министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г. В том же году Александр I под нажимом консерваторов отправил М.М. Сперанского в ссылку. Отношение дворянства к проекту последнего выразил писатель и историк Н.М.Карамзин в «Записке о древней и новой России»: «Реформы повредят России, так как они представляют угрозу для исконных устоев страны».

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания Отечественной войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России. В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. В Курляндии, Лифляндии, Эстляндии отменено крепостное право. Однако волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили Александра I в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования император мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.005 с.)