Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Война и общество: от «священного единения» с царем к свержению монархии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало войны вызвало в различных слоях населения взрыв патриотических чувств. Волна германофобии захлестнула страну, даже столица была переименована из Санкт-Петербурга в Петроград. Однако идеологическое обоснование войны было слабым. Несмотря на общее понимание, что воюют против немцев «за Веру, Царя и Отечество», солдаты очень плохо разбирались в причинах войны, а потому для большинства она оказалась непонятной и чужой. Поражения 1915 года негативно повлияли на настроения в обществе и в армии, росло недоверие к союзникам, широкое распространение получила антивоенная агитация и пораженческие настроения. Армия постепенно разлагалась, являясь зеркальным отражением состояния людей внутри страны. Война также породила такое трагическое явление как «беженство», что усугубляло социально-экономическую напряженность в стране. В такой обстановке роковым для монархии стал раскол в верхах общества. Рост оппозиции в лице депутатов Государственной Думы, аристократии и генералитета правительству и Императору внес свою лепту в формирование революционной ситуации в стране. Отсутствие единства нации и всеобщего настроя на победу, твердого и умелого руководства в государстве в сочетании с экономическими трудностями и социальной напряженностью в конечном итоге привели к свержению монархии и революционным потрясениям. Брестский мирный договор и выход России из войны. В 1917 году русская армия окончательно утратила свою боеспособность и новая власть в лице большевиков осенью выступила за скорейшее заключение мира с Германией без аннексий и контрибуций. После заключения перемирия, Советская Россия начала сепаратные переговоры с Германией и Австро-Венгрией в Брест-Литовске. Сложный процесс переговоров продолжался с перерывами более двух месяцев и завершился подписанием 3 марта 1918 года Брестского мирного договора. От России отторгались значительные территории, включая Прибалтику, Украину, часть Белоруссии. Потери составили около 1 млн. кв. км земель с 50 млн. населением (это треть населения страны) и половиной промышленного потенциала России. Кроме того, Советская Россия была обязана демобилизовать армию и флот, установить выгодные для Германии таможенные пошлины, а также выплатить германской стороне значительную контрибуцию (ее общая сумма составила 6 млрд. золотых марок). Брестский мир означал тяжелейшее и незаслуженное поражение России, которая заключила унизительный мир с проигравшей через несколько месяцев стороной в Первой мировой войне. В ноябре 1918 года война закончится победой стран Антанты, среди которых не будет уже России. Итоги Первой мировой войны для России были разрушительны, глобальны и отягощены последствиями. За годы войны было мобилизовано до 15 млн. человек, почти 10 % населения находилось в армии. Число погибших составило 2,2 млн. чел. (из них безвозвратные боевые потери составили 1,8 млн., остальные – от болезней, в плену и др. причин). Ни политическая, ни экономическая, ни социальная основы российского государства не выдержали сверхнапряжения мировой войны и рухнули под ее влиянием. Русская революция превратила войну империалистическую в войну гражданскую. Начался новый этап испытаний для народов бывшей Российской империи, впоследствии затмивший события мировой войны в их исторической памяти. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Вопросы для обсуждения: 1. Какие государства, на Ваш взгляд, сыграли главную роль в складывании противоборствующих блоков государств к началу ХХ века в Европе и какое место в данном процессе занимала Россия? 2. Верно ли мнение, что Российская империя в наименьшей степени желала войны в Европе в начале ХХ века. Аргументируйте свой ответ. 3. Где, когда, кем и как был спровоцирован конфликт, ставший поводом к Первой мировой войне? 4. Сравните планирование и реальный ход военных действий на начальном этапе войны на восточном (русском) фронте. 5. Как Вы объясните, почему на Юго-Западном и Кавказском фронтах в 1914 году русская армия действовала успешно, а на Северо-Западном – потерпела поражение. 6. Охарактеризуйте военную кампанию 1915 года для России: основные события, итоги, причины побед и поражений, последствия. 7. Раскройте причины успешных операций русской армии в 1916 году и их итоги. 8. Перечислите особенности военных действий на море с участием русского военно-морского флота. 9. Как политические изменения в столице отразились на военных действиях русской армии и флота в 1917 году? 10. Как менялись общественные настроения в России в течение всей войны и какие внешние и внутренние факторы их определяли? 11. Какую роль Первая мировая война сыграла в формировании революционной ситуации в Российской империи к началу 1917 года? 12. Охарактеризуйте причины и последствия заключения Брестского мира. 13. Как Вы думаете, почему современные исследователи утверждают, что Первая мировая война в России являлась долгое время «забытой войной с преданными героями»?
Темы рефератов и творческих работ (эссе): 1. Брусиловский прорыв в литературных произведениях советских писателей. 2. Солдаты Первой и генералы Второй мировой войны в России. 3. Брестский «джокер»: украинская делегация на переговорах в Брест-Литовске. 4. Николай II как Верховный главнокомандующий русской армии. 5. Психология Первой мировой войны на основе писем и воспоминаний современников. 6. Герои Первой мировой войны: от солдата до генерала. 7. Города Крыма в годы Первой мировой войны. Альтернативные варианты проведения семинара: Вариант 1. Прочитайте отрывок из книги У. Черчилля «Мировой кризис» и прокомментируйте характеристику, данную британским политиком России в годы Первой мировой войны. «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань уже была видна. Она уже пережила бурю, когда все обрушилось на нее. Все жертвы были принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления закончились; снарядный голод побежден; вооружение шло широким потоком; более сильная, более многочисленная, гораздо лучше снабжаемая армия держала огромный фронт; тыловые сборные пункты были переполнены людьми. Алексеев руководил армией, а Колчак — флотом. Кроме того, никаких особенно трудных действий больше не надо было предпринимать; нужно было оставаться на посту; оказывать мощное давление на широко растянувшиеся позиции германских войск; удерживать слабеющие силы противника на своем фронте, не проявляя при том особой активности; иными словами, надо было удержаться; вот и все, что стояло между Россией и плодами общей победы. Людендорф, оценивая военную обстановку на конец 1916 года, писал: «России удалось создать новые мощные формирования. Численность дивизий была сокращена до 12 батальонов, батареи — до 6 орудий. Новые дивизии формировались численностью меньшей на 4 батальона, на каждую батарею приходилось 7–8 орудий. В результате такой реорганизации значительно возросла мощь русской армии». Фактически это означало, что Российская империя к 1917 году располагала значительно большей и лучше экипированной армией, чем та, с которой Россия начинала войну. В марте царь находился на престоле; Российская империя и русский народ держались, фронт был обеспечен, и победа казалась бесспорной. Согласно поверхностным суждениям, характерным для нашего времени, царский режим принято считать недальновидной, прогнившей, ни на что не способной тиранией. Однако обзор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен скорректировать эти легковесные представления и привести главные факты. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она выдерживала, по бедствиям, которые она перенесла, по неистощимым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, которые она осуществила. В правительствах государств, в которых происходят великие события, лидер нации, кто бы он ни был, несет ответственность за неудачи и прославляется за успехи. И не имеет значения, кто выполнял эту тяжелую работу, кто планировал операцию; верховной ответственной власти принадлежат упреки и похвала. Почему Николаю II отказывают в этом суровом испытании? Он совершил много ошибок, а кто из правителей их не совершал? Он не был ни великим полководцем, ни выдающимся правителем. Он был всего лишь простым и искренним человеком средних способностей, мягкого нрава, в своей повседневной жизни во всем следовал своей вере в Бога. Однако бремя принятия важнейших решений лежало на нем. В верхах, где, решая проблемы, надо говорить «за» или «против», где события переступают пределы человеческого разумения, где все неисповедимо, ответы давать приходилось ему. Стрелкою компаса был он. Воевать или не воевать? Наступать или отступать? Идти вправо или влево? Согласиться на демократизацию или держаться твердо? Уйти или проявить стойкость? Вот поля сражений Николая II. Почему же не воздать ему за это должное? Самоотверженный порыв русских войск, которые спасли Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; победы Брусилова; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Разве во всем этом не было его доли? Несмотря на ошибки, большие и страшные, режим, который он олицетворял, во главе которого он стоял и которому своим личным характером он придавал жизненную искру, к этому моменту выиграл войну для России. Вот его сейчас сразят. Сначала вмешивается темная рука, облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех любящих его предают на страдание и смерть. Его усилия приуменьшают; его деяния осуждают; его память порочат. Остановитесь и скажите: а кто другой был способен на это? В людях талантливых и смелых, людях честолюбивых и гордых духом, отважных и властных недостатка не было. Но никто не в состоянии был ответить на несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо, как древний Ирод, пожираемая червями. Но не напрасны были ее героические поступки. Гигант, сраженный насмерть, умирая, успел передать эстафету с Востока через океан новому Титану, терзаясь сомнением, кто же теперь появится и начнет мощно вооружаться. Российская империя пала 16 марта, 6 апреля в войну вступили Соединенные Штаты Америки». (Черчилль У. Мировой кризис. 1916-1918. Нью-Йорк, 1927. Том 1. С. 227-229) Вариант 2. Задание на тему «Психология Первой мировой войны: исторический опыт России» Подготовительный этап – найти и подготовить 3 рассказа из жизни генерала, офицера и солдата на основе мемуаров, записок, воспоминаний, писем участников войны. Выявить общие и отличительные черты в восприятии событий, попытаться объяснить причины подобных явлений. Составить свое небольшое эссе «Письмо с фронта» по мотивам прочитанных писем и воспоминаний. В ходе семинарского занятия каждый должен рассказать реальные истории (сначала генералов, потом офицеров и солдат) и совместно обсудить общие и различные черты. В завершении зачитываются собственные творческие работы и обсуждаются выбранные в каждом случае акценты. Подведение итогов – составление совместного конспекта об особенностях восприятия Первой мировой войны на разных уровнях положения ее основных участников. Список терминов и понятий: Тройственный / Четверной союз, Антанта, империалистическая война, блицкриг, мобилизация/демобилизация, позиционная война, Великое отступление, Верденская мясорубка, Брусиловский прорыв, германофобия, сепаратные переговоры, аннексия, контрибуция
Список персоналий: Николай II, Николай Николаевич Романов, Михаил Алексеевич Алексеев, Александр Васильевич Самсонов, Алексей Алексеевич Брусилов, Алексей Максимович Каледин, Николай Николаевич Юденич, Александр Васильевич Колчак, Петр Николаевич Нестеров, Козьма Фирсович Крючков Хронология: 1882 – образование Тройственного союза 1891-1893 – оформление русско-французского союза 1907 – русско-английское соглашение и окончательное оформление Антанты 1914, 28 июня – убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца Фердинанда сербским террористом Г. Принципом 1914, 1 августа – Германия объявила войну России 1914, август – Восточно-Прусская операция 1914, 20 августа – битва под Гумбиненном в Восточной Пруссии 1914, август-сентябрь – Галицийская битва 1914, октябрь – вступление в войну Османской империи 1914, 5 ноября – морской бой у мыса Сарыч (Севастополь) 1914, декабрь - 1915, январь – Саракамышское сражение (Закавказье) 1915, январь-апрель – Карпатская операция Юго-Западного фронта 1915, 9 марта – взятие крепости Перемышль русскими войсками 1915, июнь-сентябрь – Великое отступление русской армии из Польши и Галиции 1915, 24 июля – атака мертвецов в ходе обороны крепости Осовец 1916, февраль-декабрь – битва при Вердене на западном (германо-французском) фронте 1916, май-сентябрь – Брусиловский прорыв Юго-Западного фронта в Галиции 1916, январь-февраль – Эрзурумская операция на Кавказском театре военных действий 1916, февраль-апрель – Трапезундская операция на побережье Османской империи 1917, 23 февраля-3 марта – Февральская революция в России и свержение монархии 1917, июнь-июль – последнее июньское наступление русской армии 1917, октябрь – Моонзундское морское сражение в Балтийском море 1917, 26 октября (8 ноября) – принятие большевиками Декрета о мире 1918, 3 марта – заключение Советской Россией Брестского мира со странами Четверного союза Литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Айрапетов, О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне, 1914-1917 / О.Р. Айрапетов. – М.: Кучково поле, 2014-2015 (в 4-х книгах). 2. Головин, Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне / Н.Н. Головин. - М.; Жуковский: Кучково поле, 2001. - 440 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71932 (22.08.2016). 3. Голубев, А.В. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн / А.В. Голубев, О.С. Поршнева. - М.: «Новый хронограф», 2011. - 392 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228381 (22.08.2016). 4. Зайончковский, А.М. Первая мировая война / А.М. Зайончковский; под ред. Л.М. Сурис. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 935 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260643(22.08.2016). 5. Колоницкий, Б. Трагическая эротика: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны / Б. Колоницкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 2138 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=431180 (22.08.2016). 6. Первая мировая война и Крым: сб. ст. / под ред. А. В. Мальгина. – Симферополь: Антиква, 2016. – 240 с. Семинар № 11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.011 с.) |