Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «российская империя накануне и ВО время «великих реформ»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(вторая половина XIX в.) Цель занятия: сформировать у студентов представление об исторических предпосылках, содержании и последствиях реформ 60-70-х гг. XIX века в Российской империи, их влиянии на процессы модернизации государства и общества. Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор. Время: 2 часа. План занятия: 1. Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. и её влияние на российское общество. 2. «Великие реформы» Александра II: причины, содержание, последствия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 1. Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. и её влияние на российское общество. Крымская (Восточная) война (1853–1856) – это военный конфликт Российской империи с коалицией союзников в составе Британской империи, Франции, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Но наибольшего напряжения бои достигли на территории Крымского полуострова, поэтому в отечественной историографии за ней закрепилось название «Крымская». Каждая из сторон, принявшая участие в войне, преследовала собственные цели и интересы. Российская империя была заинтересована в пересмотре режима черноморских проливов и усилении своего влияния на Балканском полуострове, а также на Ближнем Востоке путем ослабления Османской империи. В свою очередь Османская империя, наоборот, стремилась к подавлению национально-освободительного движения находившихся под её властью народов Балканского полуострова, а также к возвращению своего контроля над Крымом и частью Кавказа. Британская империя и Франция рассчитывали подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке (усилив там собственное присутствие), отторгнуть от неё территории Речи Посполитой, Крыма, Кавказа, Финляндии, присоединенные в XVIII – первой половине XIX вв. К середине XIX в. Османская империя находилась в состоянии упадка, продолжалась активная борьба православных народов за освобождение от османского ига. Эти факторы привели к появлению в начале 1850-х гг. у российского императора Николая I планов по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 г. и как средство укрепления личной власти. Прологом к началу войны послужил дипломатический конфликт между Российской империей и Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме на Ближнем Востоке. Затем были введены российские войска на территорию Молдавии и Валахии, находившихся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ Николая I вывести российские войска с этих территорий привели к тому, что 16 октября 1853 г. Османская империя объявила войну Российской империи. Активные военные действия начались в ноябре 1853 г., при этом ряд стран, на поддержку которых рассчитывал Николай I (например, Австрийская империя), заняли нейтральную позицию. Численность российской армии составляла свыше 1 млн. чел., однако её стрелковое вооружение и артиллерия устарели по сравнению с западными образцами. Черноморский военно-морской флот, который должен был остановить неприятеля на море, состоял в основном из парусных судов, которые превосходили по своим тактико-техническим данным турецкие галеры, но уступали английским и французским боевым судам, оснащенным паровым двигателем. В зоне ведения боевых действий российская сторона не имела налаженных средств коммуникации (телеграфная связь) и транспорта (железнодорожное сообщение). Это не позволило обеспечить место военных действий достаточным количеством боеприпасов и продовольствия, людским пополнением, что затрудняло действия российской армии против коалиции противников. В первые месяцы войны противостояние велось в основном между вооруженными силами Российской и Османской империи. Крупным успехом Черноморского флота было состоявшееся 18 (30) ноября 1853 г. Синопское сражение, в результате которого российская эскадра под руководством адмирала П.С. Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи противника, который потерял полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены. Потери эскадры Нахимова составили 37 человек убитыми и 216 ранеными. Эти события заставили Великобританию и Францию вступить в войну с Россией и начать наступательные боевые действия. Англо-французская военная эскадра появилась в Балтийском море, где атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские корабли вошли также в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. В апреле 1854 г. союзный флот в составе 28 судов провёл бомбардировку Одессы, в ходе которой в гавани было сожжено 9 торговых судов. Вслед за этим началась Крымская военная кампания союзников, главной целью которой было установление контроля над Крымским полуостровом и захват Севастополя, как главной военно-морской базы России в Черноморском регионе. 2 сентября 1854 г. союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Сражение на р. Альма в сентябре 1854 г. было проиграно российскими войсками, которые отошли к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами Черноморского флота и снятыми с кораблей артиллерийскими орудиями, вел активную подготовку к обороне, которой руководили адмиралы В.А. Корнилов (героически погиб во время первого штурма Севастополя), П.С. Нахимов и В.И. Истомин (погибли в 1855 г.). Часть российских кораблей была затоплена у входа в Севастопольскую бухту для предотвращения прорыва сюда кораблей неприятеля. Героическая оборона Севастополя продолжалась 349 дней и велась силами 30-тысячного гарнизона и флотскими экипажами. За этот период город был подвергнут пяти массированным бомбардировкам, в результате чего были практически уничтожены сооружения на Корабельной стороне. Первая бомбардировка города началась 5 октября 1854 г., с суши по городу вели огонь 120 вражеских орудий, со стороны моря – 1340 орудий, в ходе обстрела было выпущено свыше 50 тыс. снарядов. Однако защитники Севастополя смогли выдержать артиллерийскую дуэль с превосходящими силами противника, город-крепость не был взят. В ходе последующей осады Севастополя вражескими войсками в июле 1855 г. был смертельно ранен адмирал Нахимов. Попытки же русской армии под командованием князя А.С. Меншикова оттянуть на себя силы осаждающих (сражение под Инкерманом, Евпаторией и Черной Речкой) окончились неудачей. Беспримерный героизм защитников Севастополя не могли в достаточной степени компенсировать недостатки в вооружении и обеспечении. 27 августа 1855 г. французские войска штурмом овладели южной частью города и захватили Малахов курган – господствующую над городом высоту. Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя. В этот день защитники города потеряли около 13 тыс. чел. или более четверти всего гарнизона. Вечером 27 августа 1855 г. по приказу генерала М.Д. Горчакова российские войска покинули южную часть Севастополя и перешли по мосту на Северную сторону. Таким образом, даже захватив Севастополь, союзники не смогли окончательно разгромить российские войска и принудить их к капитуляции. Параллельно велись достаточно успешные военные действия в Закавказье, где в ноябре 1855 г. пала турецкая крепость Карс. В марте 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат, по которому Российская империя не понесла значительных территориальных потерь – у неё была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право протектората над Дунайскими княжествам и Сербией, а также вернула Османской империи крепость Карс. Кроме того, Парижский трактат предусматривал «нейтрализацию» Черного моря, что формально означало запрет для России иметь здесь военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Несмотря на то, что это условие так и не было выполнено, оно наносила серьезный удар по авторитету Российской империи. Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние как на расстановку международных сил, так и на внутреннее положение в стране. Её результаты во многом подтверждали тезис об отсталости России от передовых стран мира, необходимости отмены крепостного права и начала проведения реформ. Все это подтолкнуло российского императора Александра II, который вступил на престол во время Крымской войны, после смерти в 1855 г. своего отца Николая I, рассматривать различные варианты модернизации общественно-политического и социально-экономического устройства страны.
2. «Великие реформы» Александра II: причины, содержание, последствия. «Великие реформы», серьезно изменившие жизнь Российской империи, были проведены императором Александром II («Освободителем») в 60-70-е гг. XIX в. Важнейшей из них традиционно считается крестьянская реформа, которую также часто называют отменой крепостного права. Манифест об освобождении крепостных крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 г. По нему крестьяне перестали считаться крепостными и формально получили статус «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей. На местах создавалось выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей которого было сельское общество, высшей (административной) единицей – волость. Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Однако помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли. За пользование предоставленными помещиками земельными наделами крестьяне, желавшие по прежнему заниматься сельским хозяйством, должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет. Сельским обществам предоставлялось право выкупа крестьянами земельного участка по соглашению с помещиком, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались. Крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Такая реформа, несмотря на свой ограниченный характер, безусловно улучшала положение крестьян, в то же время имела компромиссный характер для дворян-землевладельцев, по-прежнему служивших основной опорой самодержавия. Поскольку крепостнический строй существовал на протяжении нескольких веков и в результате реформы было освобождено свыше 22 млн. крепостных крестьян, то ликвидация крепостного права потребовала проведения связанных с ней реформ в самых разных сферах общественной жизни. Земская реформа 1864 г. предусматривала создание губернских и уездных земских собраний, а также земских управ, которые выбирались без учета сословной принадлежности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности. Важнейшим элементом судебной реформы 1864 г. являлось введение суда присяжных заседателей и сословия присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства: осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность судебного процесса между защитой и обвинением. Целью реформы городского самоуправления, проведенной в 1870 г., было изменение его сословного характера, заложенного в «Жалованной грамоте городам» Екатерины II, а также расширение полномочий горожан в решении местных вопросов. Предусматривалось создание избирательного собрания, основной задачей которого являлось избрание гласных в городские думы. Городская Дума (во главе с городским головой) избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, правда с уточнением, что число гласных нехристианских конфессий не должно было превышать 1/3 общего состава. Основными функциями городских дум было «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Военная реформа включала в себя целый ряд важнейших новаций, введенных в период с 1862 по 1874 гг. на основе предложений военного министра Д.А. Милютиным. В результате военных реформ произошло сокращение численности армии на 40 %, создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий, практически полная отмена телесных наказаний в армии, техническое перевооружение армии и флота, реконструкция казенных военных заводов. Однако главным элементом реформы стало введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо практиковавшихся ранее рекрутских наборов. Одновременно был резко сокращен срок военной службы с 25 лет до 6 лет действительной службы в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода. Одним из первых мероприятий финансовой реформы стало введение в 1862 г. публикации государственного бюджета и сведений о расходовании бюджетных средств, что было направлено на минимизацию казнокрадства. В 1864-1868 гг. в структуре министерства финансов были организованы казначейства, администрировавшие все доходы государства, а также органы местного финансового самоуправления – контрольные палаты. Впервые в истории страны откупные платежи с продажи алкогольных напитков и табака, составлявшие значительную часть бюджетных поступлений, были заменены акцизными марками. Также были созданы условия для функционирования негосударственного финансового сектора – частных банков и кредитных обществ, что способствовало развитию предпринимательской деятельности. Образовательные реформы Александра II затронули как высшее, так и среднее образование. Реформа высшего образования (1863 г.) заключалась в принятии Университетского устава, регламентировавшего деятельность российских университетов. Он предоставлял им частичную автономию университетов – выборность ректоров, деканов и профессоров, расширение прав профессорской корпорации. Студентом мог стать любой молодой человек со средним образованием, независимо от сословной принадлежности. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов – выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой, в университетах же обучение девушек по-прежнему не предусматривалось. Новациям подверглось и среднее образование – кроме классических гимназий создавались реальные училища, обучение в которых отличалось большей прикладной направленностью. В целом «Великие реформы» способствовали заметному ускорению развития капиталистических отношений в Российской империи. После ликвидации крепостного права и отказа от принципа сословности во многих сферах заметно активизировалась социальная мобильность, появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок. Также реформы способствовали формированию в российском обществе общегражданских свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.) и гражданского самосознания. Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны. В то же время, поскольку реформы проводились высшими государственными чиновниками «сверху» они имели ограниченный характер, зачастую не отличались системностью, встречали острое противодействие консервативно настроенных элит. После убийства Александра II в 1881 г. террористами-народовольцами консервативное влияние на государственную политику в стране заметно усилилось, ряд ожидаемых реформ не получил своего дальнейшего развития.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте основные причины Крымской войны и мотивы государств-участниц антироссийской коалиции. 2. Опишите основные события Крымской войны на суше и на море. Какие результаты они имели? 3. Как Вы считаете, чем было обусловлено научно-техническое превосходство английских и французских войск в годы Крымской войны? Насколько этот фактор повлиял на ход военных действий? 4. Почему, несмотря на явное военно-техническое превосходство, войска антироссийской коалиции не смогли быстро захватить Севастополь? 5. Каковы были официальные итоги Крымской войны по Парижскому мирному договору 1856 г.? Адекватны ли они были итогам военных действий? 6. Справедливо ли на Ваш взгляд высказывание В.И. Ленина о том, что «Крымская война показала гнилось и бессилие крепостнической России»? 7. Была ли альтернатива проведения крестьянской реформы в Российской империи в том виде, в котором она произошла в 1861 г.? 8. Сравните позитивные стороны и противоречия отмены крепостного права в Российской империи. 9. Чем было обусловлено проведение Александром II земской, городской, судебной реформы. Какова была связь этих событий с крестьянской реформой. 10. Почему отмена крепостного права обусловила проведение также военной, финансовой, образовательной реформы в государстве. В чем заключались основные мероприятия этих реформ? 11. Дайте общую оценку реформам 60-70-х гг. XIX века в контексте дискуссий между западниками и славянофилами.
Темы рефератов и творческих работ (эссе): 1. Крымская война и её значение в мировой истории. 2. Развитие военных технологий и военной медицины в годы Крымской войны. 3. Герои первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. 4. Таврическая губерния в годы Крымской войны. 5. Памятные места, связанные с Крымской войной, в моем городе (районе). 6. Причины и проекты крестьянской реформы 1861 г. 7. Краткосрочные и долгосрочные последствия крестьянской реформы 1861 г. для российского общества. 8. «Великие реформы» Александра II и капиталистическая модернизация Российской империи. 9. Роль земств в развитии пореформенной России. Альтернативные варианты проведения семинара:
Вариант 1. Работа с письменным источником.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.36 (0.016 с.) |