Тема: «Советская модернизация в 1930-е годы: результаты, цена, издержки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Советская модернизация в 1930-е годы: результаты, цена, издержки»



Цель занятия: проанализировать причины, ход и основные результаты сталинской модернизации СССР, осуществлявшейся на основе форсированной индустриализации и сплошной коллективизации. Охарактеризовать процесс формирования режима личной власти Сталина и его роль в развитии СССР довоенного периода.

Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время: 2 часа.

План занятия:

1. Проведение форсированной индустриализации в СССР и первые пятилетние планы развития народного хозяйства.

2. Сплошная коллективизация и её последствия для советского сельского хозяйства.

3. Формирование культа личности И.В. Сталина и сущность сталинизма.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Проведение форсированной индустриализации в СССР и первые пятилетние планы развития народного хозяйства.

Несмотря на то, что «новая экономическая политика» показала свою высокую эффективность и позволила к 1926 г. восстановить уровень промышленного производства довоенного 1913 г., начиная с 1928 г. осуществлялась последовательная государственная политика по «свертыванию» НЭПа. Этот процесс совпал с установлением режима личной власти Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) (1878-1953), который к тому времени устранил всех своих основных конкурентов в борьбе за высшую власть в СССР. Начавший реализовываться в 1928-1929 гг. план сталинской модернизации Советского Союза ставил перед собой новые задачи, важнейшими из которых являлось проведение форсированной индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства. Очевидно, что выбор именно этих приоритетов был обусловлен не только социально-экономическими, но и политическими, а также военно-стратегическими соображениями.

Основной целью форсированной индустриализации являлось ускоренное превращение промышленности в ведущую отрасль экономики СССР, что должно было привести к резкому росту городского населения (чтобы оно превысило количество сельских жителей), переходу от аграрного к индустриальному характеру общественных отношений. Причем, в промышленном производстве основная ставка делалась на тяжелую промышленность, особенно металлургию, машиностроение и энергетику, в то время как легкой и пищевой промышленности уделялось гораздо меньше внимания. С точки зрения внутренней политики это означало увеличение числа рабочих промышленных предприятий, т.н. пролетариата, который считался главной опорой советской власти. С точки зрения внешней политики, превращение страны из аграрной в индустриальную должно было способствовать увеличению её военного и военно-промышленного потенциала и дать возможность на равных конкурировать с ведущими мировыми державами (США, Великобританией, Германией), которые прошли этот путь несколько веков назад. В одной из своих речей, произнесенной в 1931 г., И.В. Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Однако для достижения такой революционной задачи требовалось в короткие строки создать на территории СССР большое количество крупных промышленных предприятий, что было связано с колоссальными затратами. Финансирование программы форсированной индустриализации осуществлялось за счет разных источников, которые можно разделить на внутренние и внешние, прямые и косвенные. В первую очередь, за 1928-1931 гг. было фактически ликвидировано окрепшее в годы НЭПа частное предпринимательство. Мелкие производственные предприятия, предприятия торговли и сферы услуг вновь вернулись в сферу государственного управления. Это дало возможность органам власти монопольно устанавливать цены на основные товары и услуги для населения, а также перераспределять бюджетные средства между сферами экономики, «выкачивая» их из других сфер и направляя на реализацию крупных индустриальных проектов. В качестве примеров можно назвать запущенные в 1931-1933 гг. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Горьковский автомобильный завод, сеть крупнейших металлургических комбинатов на Юго-Востоке Украины и Урале, Днепровскую гидроэлектростанцию и др. промышленные гиганты. Всего только за годы 1-й пятилетки было построено свыше 1500 крупных объектов. Кроме того, для возведения новых промышленных предприятий и объектов инфраструктуры активно использовался малооплачиваемый труд советских граждан, основанный на моральной мотивации и стимулируемый пропагандистскими кампаниями (такими, например, как возникшее в 1935 г. стахановское движение), а также принудительный труд заключенных ГУЛАГа. Однако для закупки импортного промышленного оборудования для некоторых новых предприятий и оплаты труда ограниченного количества иностранных высококвалифицированных специалистов необходима была валюта. Её удалось привлечь за счет широкомасштабной продажи за рубеж зерна, драгоценных металлов, ювелирных изделий и произведений искусства. В то же время И.В. Сталиным было принято решение отказаться от привлечения иностранного капитала в виде совместных предприятий, иностранных займов и концессий.

Мероприятия форсированной индустриализации, как и другие направления социально-экономического развития страны, осуществлялись под жестким контролем со стороны государства на основе пятилетних планов развития народного хозяйства СССР (пятилеток). 1-й пятилетний план был реализован в 1928-1932 гг. и по официальной версии властей выполнен досрочно, за 4 года и 3 месяца. 2-й пятилетний план реализовывался в 1933-1937 гг. 3-й пятилетний план был рассчитан на 1938-1942 гг., однако не был завершен в связи с началом Великой Отечественной войны. Для первых пятилеток была характерна т.н. «штурмовщина» – искусственное завышение плановых показателей, их корректировка в сторону увеличения, требование за счет сверхплановой работы «выполнить пятилетку за три года» и т.п. Например, в 1928 г. в Советском Союзе за год было произведено 1,8 тыс. тракторов, к то время как к концу 1-й пятилетки этот показатель предусматривался сначала на уровне 53 тыс. в год (30-кратное увеличение), а затем, после личного вмешательства И.В. Сталина, на уровне 170 тыс. в год (95-кратное увеличение). По этому поводу идеологический противник Сталина Л. Троцкий писал: «Теперь лозунг один: без оглядки вперед! План пересматривается только в сторону увеличения … Ссылка на объективные помехи – плохое оборудование, нехватку сырья или его плохое качество – приравнивается к измене революции. Сверху требуют: размах, ударность, наступление! Все остальное – от лукавого!».

2. Сплошная коллективизация и её последствия для советского сельского хозяйства.

Одновременно с форсированной индустриализацией осуществлялась и сплошная коллективизация. В целом процесс коллективизации начался уже в первые месяцы после установления советской власти – в некоторых селах крестьяне добровольно объединялись в сельскохозяйственные коммуны. Однако в годы НЭПа вновь возросла роль единоличных крестьянских хозяйств, а также зажиточных крестьян (т.н. «кулаков»), которые могли саботировать сдачу части зерна государству во время т.н. хлебозаготовок. Так, зимой 1927-1928 гг. произошел т.н. «кризис хлебозаготовок», когда крестьянские хозяйства поставили государству только 300 млн пудов зерна, что было на 130 млн меньше, чем в предыдущем году. Желая установить полный государственный контроль над крестьянами и сельским хозяйством, И.В. Сталин в 1929 г. заявил о начале «сплошной коллективизации», которая на практике проходила не добровольно, а принудительно. В зонах традиционного сельского хозяйства крестьяне должны были вступать в колхозы, а на ранее не обрабатываемых землях создавались совхозы. Передача земли, скота, орудий труда крестьян в колхозы стала обязательной, а сами они должны были коллективно работать в колхозах, отрабатывая т.н. трудодни. Без этого они не получали продовольственный паек и фактически оказывались перед угрозой голодной смерти. 7 августа 1932 г. вступило в действие постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имуществ государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», получившее в народе название «закон о 3-х колосках». Согласно этому документу за хищения в особо крупных размерах предусматривался расстрел, а за хищение колхозного или коллективного имущества в незначительных размерах – высылка сроком до 10 лет. Зависимость крестьян увеличивал тот факт, что они не имели паспортов и не могли покидать колхозы и совхозы без разрешения администрации.

Важной часть сталинской политики в конце 1920-х – 1930-х гг. стала борьба с зажиточными крестьянами («кулаками») и сочувствующими им сельскими жителями («подкулачниками»). Их имущество передавалось в колхозы, а сами они вместе с семьями могли быть принудительно выселены в отдаленные регионы страны, подвергнутся тюремному заключению и даже расстрелу. По разным подсчетам политика насильственного «раскулачивания» затронула от 3,5 до 9 млн человек. При этом следует понимать, что многие из т.н. «кулаков» добились лучшего в сравнении с односельчанами благосостояния благодаря трудолюбию, инициативности, предприимчивости, личной заинтересованности в результатах труда, в то время как в условиях колхозно-совхозной системы уровень экономической мотивации был на порядок ниже.

Курс на сплошную коллективизацию, особенно в первые годы его проведения, привел к резкому падению уровня сельскохозяйственного производства. По некоторым подсчетам объемы производства зерна сократились на 15 %, продуктов животноводства – на 40 %. Показательно, что в 1928-1935 гг. в СССР действовала карточная система распределения продуктов питания (ранее такая практика применялась только в военное время). Кроме того, принудительное изъятие у крестьян сельскохозяйственной продукции через колхозно-совхозную систему привело к голоду 1932-1933 гг. в ряде регионов станы (Поволжье, Украина, Северный Казахстан). В то же время зерно и другая сельскохозяйственная продукция не только использовались для обеспечения городского населения, но и активно экспортировались за границу для получения валютных средств на нужды индустриализации.

К 1937 г. подавляющее большинство крестьянских хозяйств было включено в состав колхозов. Безусловно, коллективизация имела и положительные аспекты. Например, она приводила к более активному использованию тракторов и другой сложной сельхозтехники, направлению для работы в колхозы кадров со специальным сельскохозяйственным образованием (агрономов, ветеринаров). Однако в целом колхозники по сравнению с крестьянами-собственниками земли имели более низкую мотивацию, находились в административной зависимости от председателей колхозов. Они лишились реального права самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Именно эту негативную сторону коллективизации, по всей видимости, имел в виду известный российский писатель Александр Солженицын, когда говорил о том, что «коллективизация – это Великий Перелом … крестьянского хребта» («Год великого перелома» – название статьи В.И. Сталина в газете «Правда», опубликованной в 7 ноября 1929 г.). Системные проблемы в сельском хозяйстве, основанном на колхозно-совхозной системе, наблюдались вплоть до распада СССР.

3. Формирование культа личности И.В. Сталина и сущность сталинизма.

В существующей литературе режим личной власти Сталина, установившийся в СССР с конца 1920-х гг., чаще всего связывают с понятиями «тоталитаризм» и «сталинизм». Тоталитаризм – (от лат. totalis – полный, целый) – политический режим, при котором государственная власть полностью сосредоточена в руках одной политической силы, уничтожившей в стране демократические свободы и сохраняющей свое господство благодаря насилию, а также активному вмешательству во все сферы жизни общества (т.е. не только в политику, но и в экономику, культуру, искусство, сферу досуга, частную жизнь человека). Для тоталитаризма также характерен «вождизм» – утверждение действующего государственного лидера в роли непререкаемого авторитета, за отрицание выдающихся качеств которого к виновным применяются репрессии. Обычно в качестве примеров тоталитаризма говорят о нацистском режиме А. Гитлера в фашистской Германии и сталинском режиме в СССР.

Утверждение о том, что сталинский режим являлся тоталитарным, основывается на следующих основных аргументах:

1. Узурпация политической власти. В период нахождения у власти Сталина проводилась последовательная политика уничтожения как явных политических оппонентов, так и лиц из его ближайшего окружения. В 1929 г. был выслан из страны, а затем убит в эмиграции Л.Д. Троцкий. В 1936 г. были расстреляны видные политические деятели Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев, в 1938 г. – Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и Г.Г. Ягода, при том, что последний в 1934-1936 гг. возглавлял НКВД СССР и сам был проводником политических репрессий. Во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. в Красной Армии были репрессированы трое из пяти маршалов СССР, пятнадцать из шестнадцати командармов, все командиры корпусов и почти все командиры дивизий и бригад.

В итоге произошло сосредоточение верховной власти в руках одного человека – И.В. Сталина, который осуществлял руководство страной на основе самостоятельно выбираемой и не подлежащей критике стратегии. Однако всю полноту ответственности за практическую реализацию этих решений он перекладывал на своих подчиненных. При этом сам процесс принятия решений был закрытым. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений Политбюро ВКП(б) менее 4 тыс. было открытыми, а более 28 тыс. – секретными, т.е. известными только ограниченному кругу лиц.

2. Массовые политические репрессии против рядовых граждан. В сталинский период миллионы советских людей подвергались уголовному преследованию на основе ложных обвинений во «вредительстве», шпионаже, измене родине. Одним из первых подобных процессов стало Шахтинское дело – показательный судебный процесс 1928 г. над группой технических специалистов угольной промышленности Донбасса по обвинению в саботаже и «вредительстве», 11 из которых были приговорены к расстрелу. В дальнейшем маховик репрессий нарастал. В частности, как формальным поводом для их активизации было использовано произошедшее 1 декабря 1934 г. убийство С.М. Кирова известного государственного и партийного деятеля. Пик сталинских репрессий пришелся на 1937-1938 гг., которые часто называют периодом «Большого террора». Для реализации данной политики в стране была сформирована мощная система репрессивно-карательных органов. Первоначально таким органом было Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР (руководитель в 1926-1934 гг. – В.Р. Менжинский). В 1934 г. его функции перешли к Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР, который возглавляли Г.Г. Ягода (1934-1936 гг.), Н.И. Ежов (1936-1938 гг.), Л.П. Берия (1938-1946 гг.). Одновременно стараниями властей создавался благоприятный социально-психологический фон для проведения репрессий: атмосфера недоверия, доносительства, безразличия к санкционированному государством насилию. Государственные чиновники различных уровней, а также часть простых граждан воспринимала репрессии в т.ч. как инструмент для достижения своих личных целей (карьерный рост, избавление от конкурентов, перераспределение материальных ресурсов).

3. Сверхцентрализация управления экономикой, сосредоточение основной массы предприятий всех сфер экономики в государственной собственности (см. выше о форсированной коллективизации и сплошной коллективизации).

4. Формирование культа личности – возвеличивание личности И. В. Сталина в средствах массовой пропаганды, произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени «божественного» ореола и идеи «непогрешимости» вождя. Также он превозносился как абсолютный, непререкаемый авторитет во всех сферах – от растениеводства до языкознания. Только за 1934 г. в Советском Союзе различные произведения И.В. Сталина были напечатаны тиражом свыше 60 млн экземпляров. По отношению к нему употреблялись эпитеты «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников, детей)». Именем Сталина были названы многочисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, государственные награды. В 1937-1938 гг. реально обсуждалось предложение переименовать Москву в Сталинодар.

5. Милитаризация страны и усиление изоляционистских тенденций. На протяжении всего довоенного периода в общественном сознании постоянно поддерживалась идея о внешней военной угрозе, звучали призывы быть бдительным и постоянно готовым к выявлению «врагов народа», «изменников родины», иностранных шпионов и диверсантов. Огромные масштабы приобрела военно-спортивная работа, проводимая, например, через созданное в 1927 г. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Одновременно с этим брались под строгий контроль и сокращались до минимума политические, экономические, культурные, личные контакты с внешним миром, что дает основание некоторым исследователям говорить об СССР 1930-х гг. как о «закрытом» обществе. Наступательную концепцию «мировой революции» сменила идея «построения социализма в одной отдельно взятой стране» вопреки проискам враждебного международного окружения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом И.В. Сталин устранил своих политических конкурентов и добился сосредоточения в своих руках абсолютной власти?

2. Почему основой сталинской программы модернизации Советского Союза стала форсированная индустриализация? С какими внутренними и внешнеполитическими причинами было связано желание И.В. Сталина превратить страну из аграрной в индустриальную?

3. Насколько эффективным было социально-экономическое развитие СССР в годы реализации первых пятилетних планов? За счет каких внутренних и внешних ресурсов осуществлялась индустриализация?

4. С какой целью сталинским режимом был взять курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства?

5. Какие положительные и отрицательные последствия имела сплошная коллективизация (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе)?

6. В чем заключается суть тоталитарного режима? Согласны ли Вы с утверждением, что сталинский режим является классическим примером тоталитаризма? Что Вы знаете о причинах, реализации и последствиях сталинских репрессий в довоенный период?

7. В чем проявлялся культ личности И.В. Сталина на официальном и повседневном уровне?

8. Почему, на Ваш взгляд, в современном обществе нет единого мнения относительно оценки личности И.В. Сталина для отечественной истории? Насколько важными были поставленными им задачи? Можно ли было добиться их реализации более гуманными методами?

 

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Когда и почему был «свернут» НЭП?: историческое расследование.

2. Индустриальное развитие СССР в годы первых пятилеток.

3. Источники средств для проведения индустриализации.

4. Сплошная коллективизация в советской деревне и её последствия.

5. Массовые репрессии сталинского режима: причины, масштабы, последствия.

6. Повседневная жизнь советских людей в 1930-е гг.

7. Деятели культуры и искусства на службе сталинского режима (довоенный период).

8. Милитаризация общества и массовое военно-спортивное движение в СССР 1929-1941 гг.

Альтернативные варианты проведения семинара:

 

Вариант 1. Творческое задание «Намедни: сталинская эра»

 

К семинарскому занятию обучающиеся готовят презентации Power Point, каждая из которых посвящена одному из годов «сталинской эры» (с учетом тематики семинара, это период с 1928 по 1940 гг. включительно). Презентация должна содержать информацию о важных событиях политической, общественной, социальной, повседневной, культурной жизни СССР, относящихся к конкретному году «сталинской эры» с учетом того, что время демонстрации каждой презентации должно составлять 5-7 минут. Презентации демонстрируются в хронологическом порядке, автор презентации в случае необходимости должен дать необходимые пояснения по материалу своей презентации.

 

 

Вариант 2. Работа с визуальными источниками: Советские пропагандистские плакаты конца 1920-х – начала 1940-х гг.

 

Примеры плакатов:

 

 

Примерный перечень вопросов для обсуждения плакатов

 

1. К чему призывает этот плакат? (для пропагандистских плакатов)

2. Что (кого) высмеивает этот плакат? (для сатирических плакатов)

3. Какой именно аудитории адресован плакат? (возраст, пол, политическая, социальная, национальная, религиозная принадлежность)

4. Какие эмоции у зрителя рассчитывали вызвать авторы плаката?

5. Опишите исторический контекст, в котором мог появиться данный плакат. Почему для власти была важна проблема, поднятая в данном плакате?

 

Список терминов и понятий:

Коллективизация, индустриализация, милитаризация, пятилетка, культ личности, тоталитаризм, сталинизм, репрессии, шахтинское дело, ГУЛАГ, пакт Молотова-Риббентропа

 

Список персоналий:

И.В. Сталин, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, Г.Г. Ягода, В.М. Молотов, М.Н. Калинин, А.Г. Стаханов, В.П. Чкалов, О.Ю. Шмидт

 

Хронология:

1928, май-июль – судебный процесс по т.н. «Шахтинскому делу» против группы инженеров и технических специалистов Донбасса

1928-1932 – первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

1929, декабрь – заявление И. В. Сталина о начале «сплошной коллективизации»

1930, январь – принятие постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», санкционировавшее конфискацию имущества, массовую высылку и другие репрессивные меры в отношении «кулаков»

1930, июнь – введение в строй Сталинградского тракторного завода, одного из первых крупнейших индустриальных объектом, построенных в годы первой пятилетки

1930, ноябрь-декабрь – процесс по сфабрикованному делу т. н. «Промпартии», обвиненной в подготовке иностранной интервенции в СССР и осуществлении актов саботажа и диверсий в промышленности и на транспорте

1931–1933 – строительство Беломорско-Балтийского канала с массовым привлечением заключенных Главного управления лагерей (ГУЛАГ)

1933-1937 гг. – второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1932 – ввод в действие ряда крупных индустриальных объектов, в т.ч. Днепровской гидроэлектростанции, Горьковского автомобильного завода и Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов

1932, 7 августа – принятие закона об охране социалистической собственности. Введение смертной казни за хищение колхозного и кооперативного имущества (о 3-х колосках)

1932-1933 – массовый голод в Поволжье, Украине и Северном Казахстане

1933-1934 – полярная экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Челюскин»

1934 – введение в уголовный кодекс понятия «измена родине» (расширенной трактовки понятия «государственная измена»), предусматривавшая возможность применения к «изменникам родины» смертной казни и коллективной ответственности членов их семей, передача функций ОГПУ Наркомату внутренних дел (НКВД) СССР

1934, сентябрь – вступление СССР в Лигу Наций 1934, 1 декабря – убийство секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) С.М. Кирова, использованное как повод для активизации политических репрессий (принятие постановления об ускоренной процедуре следствия и суда)

1935 – пуск первой очереди Московского метрополитена

1935, январь-октябрь – отмена в СССР карточной системы распределения продуктов питания

1935, август – рекорд донбасского шахтера А. Стаханова, перевыполнившего суточную норму добычи угля в 14 раз, начало т.н. «стахановского движения», направленного на резкое увеличение производительности труда

1936-1939 – оказание активной помощи сторонникам республики в Испании, отправка туда советских добровольцев и военных специалистов, прием в СССР испанских беженцев

1936, 5 декабря – принятие новой Конституции СССР (т.н. «Сталинской конституции»)

1938-1942 – третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (не был официально завершен из-за начала Великой Отечественной войны)

1937, июнь – вынесение смертных приговоров высшим советским военачальникам М.Н. Тухачевскому и И.Э. Якиру, обвиненным в шпионаже и измене родине

1937-1938 – период наиболее активных сталинских репрессий, жертвами которых стали миллионы советских граждан («Большой террор»)

Литература:

Основная литература:

  1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 492-513.
  2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М.: Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 252-256.

 

Дополнительная литература:

  1. Бердинских, В.А. Речи немых: Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке / В.А. Бердинских. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 329 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=269344 (22.08.2016).
  2. Данилов, В.П. История крестьянства России в ХХ веке. Избранные труды: в 2-х ч / В.П. Данилов; под ред. Е.А. Кочанова; сост. М.А. Вылцан, Л.В. Данилова, Е.В. Данилова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - Ч. 1. - 864 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140749 (22.08.2016).
  3. Люкс, Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина / Л. Люкс; пер. с нем. Б.Л. Хавкин. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 1205 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=29037 (22.08.2016).
  4. Медушевский, А.Н. Ключевые проблемы российской модернизации: курс лекций / А.Н. Медушевский. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221653 (22.08.2016).
  5. Сахаров, А.Н. Новейшая история России: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2014. - 480 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251758 (22.08.2016).

Семинар № 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 4696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.223 (0.086 с.)