Николаевская» Россия: консервативные тенденции в политической и экономической сферах, кризис крепостничества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николаевская» Россия: консервативные тенденции в политической и экономической сферах, кризис крепостничества.



Цель своей политики Николай I видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении «революционной заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока... я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями. Страна отставала в экономическом и социально-политическом развитии от передовых западноевропейских стран. Недовольство крестьян вылилось в восстания и бунты, произошел подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах – все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан). Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам. Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Крестьяне также выражали свое недовольство. Понимая это, шеф жандармов А.X. Бенкендорф отмечал, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако правительство опасалось гласности при обсуждении крестьянского вопроса. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1842 г. издан указ «Об обязанных крестьянах». Под руководством графа П.Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села.

Консервативная политика Николая I коснулась сферы образования. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и ограничение в получении образования представителями низших сословий – эти принципы были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Фактически ликвидировалась автономия университетов, из программ преподавания изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. В 1826 г. был издан новый цензурный Устав, названный современниками «чугунным». Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие (как единственно возможная форма правления), православие (присущая русскому народу исконная приверженность к этой ветви христианства), народность (единение, добровольный союз государя и народа).

Не были проведены коренные преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. и обусловило реформы 60-х гг. XIX в.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

1. А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало». С чем связано данное высказывание?

2. Почему князь П.А. Вяземский характеризовал Александра I как «сфинкса, не разгаданного до гроба»?

3. В чем заключалась суть реформаторских начинаний М.М. Сперанского? Почему, на Ваш взгляд, ему не удалось в полной мере реализовать его проект государственных преобразований? Можно ли сказать, что реформатор «думал на 100 лет вперёд»?

4. Каковы были цели Наполеона Бонапарта и Александра I в Отечественной войне 1812 г.? Почему Александр I не был главнокомандующим в этом конфликте?

5. Какую роль в Отечественной войне сыграло партизанское движение?

6. Александр I к концу правления перешел к консервативной политике. Крепостное право не было отменено, проект Конституции так и остался проектом. Как бы Вы это объяснили?

7. Зачем России, по мнению декабристов, требовалась Конституция? Почему крепостное право нельзя было отменить в кратчайшие сроки?

8. Можно ли назвать декабристов первыми революционерами?

9. Почему Николай I получил прозвание «Палкин»? Чем знаменито III отделение С.Е.И.В. канцелярии?

10. Как Николай I пытался решить крестьянский вопрос? Какие реформы были проведены?

11. Охарактеризуйте взаимоотношения между Россией и Европой в первой половине XIX вв. Насколько Александр I и Николай I в своей деятельности следовали евопейским образцам?

 

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Политический портрет Александра I.

2. Реформаторская деятельность и идеи государственного переустройства М.М. Сперанского.

3. Отечественная война 1812 г. как главное событие в истории России первой половины XIX века: причины и итоги.

4. Герои Отечественной войны 1812 г.

5. Загадка смерти Александра I: альтернативные версии и исторические источники.

6. Декабристы – первые революционеры или «вольнолюбивые мечтатели»?

7. Крепостное право и его роль в экономике России первой половины XIX в.

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Работа с письменными источниками.

 

В ходе семинарского занятия обучающиеся знакомятся с документами№ 1 и № 2, после чего стараются ответить на поставленные вопросы:

 

Документ №1. «Краткое начертание государственного образования» М.М. Сперанского (фрагмент).

 

Главные принадлежности: Все силы государственные законодательная, судная и исполнительная представляются в 3 сословиях: В Совете действий их соединяются и через него восходят к государю. Государственной Думе вверяется закон. Сенату суд. Министерству управления.

Государственный совет: …все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

IV. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствует император или лично, назначением одного их членов.

Государственная Дума: составляется из депутатов от всех свободных состояний по избранию дум губернских. Думе представляются отчеты министров; предоставляется право взыскать ответа от министра, представляя отчет государю.

Никакой новый закон не может быть издан без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются Думой.

Сенат: составляется из сенаторов по выбору (Государственной Думы) (по мере постепенного увольнения членов настоящих).

Губернское управление: везде соединить с казенною палатой под именем губернского правительства.

X. При каждом правительстве находится совет, составленный из депутатов всех состояний, собственность в губернии имеющих.

XI. Совет собирается 1 раз в год.

XII. Губернатор отдает отчет совету в сборе и употреблении денег на земские повинности и предлагает смену оных на будущий год.

 

Документ № 2. Проект «Уложения государственных законов Российской империи» М.М. Сперанского (фрагмент):

 

О ДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державною властью по законам государственным. Державная власть во всем ее пространстве заключается в особе императора.

О ВЛАСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИМПЕРАТОРА.

Особа императора есть священна. Державная власть в особе императора есть наследственна. По совершенном пресечении всех линий мужского поколения, наследство престола переходит в поколение женское.

Наследство престола принадлежит единственно детям законным. В случае совершенного пресечения всех линий как мужского, так и женского поколения последнецарствующий император имеет власть избрать и назначить себе наследника.

Если не будет не усыновления при жизни, ни завещания по кончине, избрание императора принадлежит по праву Государственной Думе. Империя между тем [пока не выбирают] управляется Государственным Советом. Избрание производится представлением Государственному Совету 3 кандидатов в течении одного месяца. При усыновлении. завещании и избрании в особе призываемого к наследству престола полагаются необходимыми.

 

Вопросы для анализа источников:

 

1. Какой принцип французских просветителей был положен в основу проекта М.М. Сперанского?

2. Какие высшие органы государственной власти предполагалось создать? Как они должны были взаимодействовать?

3. Как в данном документе определялись права и обязанности императора?

4. Какой государственный строй установился бы в России в случае реализации данного проекта?

5. Что из проекта было реализовано? Привлекая знания по истории, объясните, как отнеслось дворянство к проекту и почему?

6. Почему, на Ваш взгляд, Александр I отверг данные проекты М.М. Сперанского?

 

Вариант 2. Заполнение таблицы: «Социально-политические (конституционные) проекты декабристов: сравнительный анализ».

 

П. И. Пестель «Русская Правда» Основные положения Н.М. Муравьев «Конституция»
  Отношение к самодержавию  
  Будущий государственный строй России  
  Законодательные органы власти  
  Органы высшей исполнительной власти  
  Административно-территориальное устройство  
  Национальный вопрос  
  Избирательное право  
  Крепостное право  
  Пути решения аграрного вопроса  

Список терминов и понятий:

Вольные хлебопашцы, аракчеевщина, военные поселения, партизанское движение, государственные крестьяне, жандармы.

 

Список персоналий:

Александр I, М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, Николай I, П.Д. Киселев, С.С. Уваров.

Хронология:

1801-1825 -правление Александра I

1801 – образование Негласного комитета

1803 – подписание императорского указа о «вольных хлебопашцах»

1807 – Тильзитский мир с Францией

1810 – учреждение Государственного совета

1802-1811 – создание министерств

1812, 12 июня – вторжение войск французского императора Наполеона в Россию, начало Отечественной войны

1812, 26 августа –Бородинское сражение

1812, 25 декабря – Манифест Александра I об окончании Отечественной войны

1813-1814 – зарубежные походы российской армии в Европу

1825, 14 декабря – восстание декабристов

1825-1855 – правление Николая I

1830 – публикация «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах, кодификация законов М.М. Сперанским

Литература:

Основная литература:

  1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 289-347.
  2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М.: Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 107-148.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Александр I – победитель Наполеона (1801–1825 гг.) / сост. М.О. Колыванова. - М.: ОЛМА медиа групп, 2010. - 272 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230349 (22.08.2016).
  2. Боханов, А.Н. Император Николай I: монография / А.Н. Боханов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 499 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238468 (22.08.2016).
  3. Рахматулин,М.А. Николай I глазами современников // Отечественная история. – 2004. – № 6. – С. 74-97; То же [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/RUHIST/PALKIN-2.HTM. (22.08.2016).
  4. Сахаров, А.Н. Александр I: монография / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 288 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229223(22.08.2016).
  5. Тарле, Е.В. Михаил Илларионович Кутузов - полководец и дипломат / Е.В. Тарле. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 142 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427570 (22.08.2016).

Семинар № 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.92.134 (0.045 с.)