Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика в правление Ивана Грозного: от побед на восточном до поражений на западном направлениях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов Крымского ханства. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На территориях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкирцы. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своем протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев. Юго-Восточное направление. Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное хорошо вооруженное войско русского царя осадило Казань. Артиллерия Ивана IV имела 150 крупных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Территории Среднего Поволжья, после завоевания Казанского ханства, окончательно вошли в состав Российского государства. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Русского государства. В 1556 г. Иван Грозный быстро и относительно «бескровно» (по сравнению с Казанью) завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком. Восточное направление. В середине XVI века в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сибирский хан Едигер еще в 1556 г. признал вассальную зависимость от Москвы, но сменивший его хан Кучум отказался признать власть Москвы (угнетал местных жителей, убил русского посла). Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак Тимофеевич. В 1581 году отряд Ермака нанес войскам Кучума поражение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык. Окончательно Кучум был разбит в 1598 г., и Западная Сибирь была присоединена к Русскому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками. Южное направление. Захват Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств вызвал резкое недовольство крымского хана Девлет I Гирея. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он совершает два безуспешных похода на Астрахань. Однако это не остановило крымского хана, который в начале 1570-х гг. вновь идет на обострение отношений с Москвой из-за проводимой Иваном IV реформы сторожевой службы. По ней формировались сторожевые заставы и станицы (прообразы пограничных застав), высылаемые в дозор с 1 апреля по 30 ноября по линии южной границы государства, которая была вынесена далеко в Дикое Поле (за 300-400 км от ближайшей линии русских крепостей). Впервые на государственном уровне к охране границ стали привлекать и казачество. Ответной реакцией Крымского ханства стал поход 1571 г. на русские земли, завершившийся сожжением Москвы и разорением каширских и рязанских мест. Желая закрепить победу и восстановить времена господства Орды Девлет I Гирей летом 1572 г. организовал новое нашествие на Русь. Генеральное сражение состоялось близ деревни Молоди (в 50 верстах к югу от Москвы), в котором русские впервые применили передвижную деревянную крепость на колесах («Гуляй-город»). Благодаря мужеству русских воинов и умелому руководству как земского боярина М. Воротынского, так и опричного воеводы Д. Хворостинина в битве при Молодях неприятель был полностью разгромлен. В последующие десятилетия отношения с Крымом были достаточно ровными, крымские татары беспокоили русское пограничье мелкими набегами, но на крупные нашествия не решались. Западное направление. Внешнеполитические действия России на Западе – это борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась затяжная Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Русского государства с западноевропейскими странами. Ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливонского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей. Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов. В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение опустошительные набеги на русские земли крымских татар. В 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий перешел в наступление и с 1579 г. русские войска вынуждены были вести оборонительные бои. В 1579 г. был взят Полоцк, в 1581 г. – Великие Луки, и поляки осадили Псков. Началась героическая оборона Пскова (возглавил ее воевода И.П. Шуйский), продолжавшаяся пять месяцев и отразившая 31 штурм противника. Мужество защитников города побудило Стефана Батория отказаться от дальнейшей осады и пойти на мирные переговоры. Однако Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшей, 1582) и Плюсского (со Швецией, 1583) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов в Ливонии, вернув себе захваченные поляками русские города. Земли Прибалтики отошли к Польше и Швеции. Война истощила силы России, а главная задача – завоевание выхода к Балтийскому морю – решена не была. Внешнеполитические итоги правления Ивана IV, таким образом, нельзя оценить однозначно. Может быть, они заключались в том, что России в тот период было невозможно одновременно решить такие крупнейшие внешнеполитические задачи, как закрепление территорий Поволжья и борьба за выход к Балтике в условиях отсутствия реальных союзников вовне и внутренней нестабильности. Тем не менее, годы борьбы за Прибалтику не прошли для страны бесследно. Отчетливо выраженное стремление России выйти к Балтийскому морю превратилось отныне в постоянный фактор европейской политики. Такими же факторами стали устойчивость позиций России на юге и ее твердое намерение активно противостоять попыткам Крыма реанимировать традиции Золотой орды, как бы к этому не относилась Османская империя. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Вопросы для обсуждения: 1. Какие изменения в политической, экономической и социальной жизни русских земель произошли к XVI веку за предыдущее столетие? 2. Как можно охарактеризовать положение в Русском государстве в период малолетства великого князя Ивана IV? 3. Какой религиозный и политический смысл имел титул «царь»? Почему его не могли принять прежде? Каковы были последствия принятия этого титула для истории России? 4. Что такое «Избранная Рада»? Корректен ли данный термин, введённый Андреем Курбским? 5. Раскройте суть важнейших реформ Избранной Рады по схеме: причины – содержание – последствия. 6. Выделите главную причину смены внутриполитического курса развития государства Иваном IV и введения опричнины. Аргументируйте свой ответ. 7. Каковы были особенности реализации опричнины и её результаты? 8. Какое направление внешней политики Ивана IV было наиболее успешным и почему? Как изменилась территория Московского царства в период его правления? 9. Почему битву при Молодях называют «Бородино XVI века»? 10. Как Вы думаете, что стало причиной поражений в Ливонской войне и насколько тяжелыми для России стали условия перемирий с основными противниками? 11. Прочитайте и прокомментируйте оценки Ивана Грозного. Почему, на Ваш взгляд, столь неоднозначны характеристики царя? а). «Царь Иван – человек неукротимого нрава, большого ума и таланта, человек, уверовавший в Свое особое предназначение заступника Отечества, хранителя истинного православия и «Самодержавства», дарованного Ему Богом» (И.Я. Фроянов); б) «Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений» (В.О. Ключевский); в) «Жизнь Грозного-царя была трагедией, он и мучил других, и мучился сам, терзался от страха, одиночества, от угрызений совести, от сознания невозможности осуществить задуманное и непоправимости совершенных им ошибок» (С.О. Шмидт). Темы рефератов и творческих работ (эссе): 1. Эпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей. 2. Исторические портреты Ивана Грозного, Андрея Курбского, Малюты Скуратова. 3. Казачество на Руси в XV-XVI вв. 4. Иван Пересветов как автор первой русской утопии. 5. Собор Василия Блаженного – чудо русского зодчества. 6. Походы Ермака и присоединение Сибири. 7. Иван Грозный и митрополит Филипп сквозь призму отношений государства и церкви. 8. Памятник Ивану Грозному: «за» и «против». Альтернативные варианты проведения семинара: Вариант 1. Ролевая игра «Суд над Иваном Грозным». Формулировка обвинения: Царь Иван IV Грозный обвиняется в предательстве интересов российского государства, произволе и жестоком обращении со своими подданными. Участники судебного процесса: Ведущий судебного заседания – преподаватель. Сторона обвинения:
Сторона защиты:
Роли активных участников судебного заседания должны быть распределены заранее, чтобы студенты могли подготовить соответствующую информацию, положительно или отрицательно характеризующую личность Ивана Грозного. Ход судебного заседания строится на современных принципах судопроизводства: презумпции невиновности, состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты (при этом ведущий должен пояснить, что современное судопроизводство заметно отличается от того, которое практиковалось в XVI в.). В ходе семинара идут поочередные прения по парам: главный обвинитель – главный защитник; первый свидетель обвинения – первый свидетель защиты; второй свидетель обвинения – второй свидетель защиты (с соблюдением установленного регламента). После выступлений каждой пары стороны обмениваются вопросами по сути сказанного, также вопросы обеим сторонам могут задаваться всеми присутствующими на судебном заседании. Кроме того, некоторые из присутствующих по желанию могут взять на себя роль дополнительных свидетелей, сообщив какие-то реальные с исторической точки зрения сведения, характеризующие Ивана Грозного. Подведение итогов. После окончания прений всех трех пар проводится заключительная, обобщающая дискуссия, после чего присутствующие студенты (за исключением участников команды обвинения и команды защиты) берут на себя роль присяжных заседателей и открытым голосованием большинством голосов определяет виновность / невиновность Ивана Грозного по предъявляемым обвинениям. Вариант 2. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика правлений Ивана III и Ивана IV».
Вариант 3. Дебаты на тему «Традиции «Домостроя» в современной жизни: за и против»
Подготовительный этап – ознакомление с основными положениями «Домостроя» – уникального памятника русской литературы XVI в., представляющего собой сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи того времени, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы (текст доступен по ссылке в университетской ЭБС при наличии регистрации: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=28523). На основе проработки текста студенты формируют собственное мнение по поводу предлагаемых в книге рекомендаций и правил, оценивают их актуальность, гуманность, реальность и эффективность применительно к современным реалиям. В ходе семинарского занятия по жребию формируются две команды, каждая из которых готовит выступление с аргументацией позиции «за» и «против» использования Домостроя в современной жизни. После каждого выступления (10 минут) оппоненты задают дополнительные вопросы друг другу для прояснения позиции. В конце семинарского занятия происходит обсуждение состоявшихся дебатов и подведение итогов с определением лучшего спикера каждой команды, а также самый интересный, короткий, длинный, сложный, непонятный, смешной вопрос и ответ, какая команда была более аргументированной, подготовленной, организованной, дружной в ходе дебатов. Список терминов и понятий: Бояре-вотчинники, дворяне-помещики, Избранная Рада, Земский Собор, кормления, сословно-представительная монархия, самодержавие, пожилое, большая соха, губа, стрельцы, опричнина, земщина, централизация государственной власти
Список персоналий: Иван IV Грозный, Анастасия Захарьина-Юрьева, митрополиты Макарий и Филипп (Колычев), Алексей Адашев, Андрей Курбский, Сильвестр, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский, Девлет I Гирей, Стефан Баторий
Хронология: 1530-1584 – годы жизни Ивана IV Грозного 1533-1584 – годы правления Ивана IV Грозного 1533-1538 – регентство матери Ивана – Елены Глинской 1538-1547 – боярское правление при малолетнем Иване 1547 – венчание на царство Ивана IV 1549-1560 – реформы Избранной Рады 1549 – созыв первого Земского Собора 1550 – принятие «Судебника» Ивана IV 1551 – утверждение постановлений Стоглавого Собора 1552 – взятие Казани и присоединение Казанского ханства 1556 – присоединение Астраханского ханства 1558-1582/83 – Ливонская война 1565 – введение опричнины 1569-1570 – поход на Новгород и его разгром 1569 – объединение Великого княжества Литовского и Польши в единое государство Речь Посполитую 1571 – поход крымского хана Девлет I Гирея на Москву 1572 – битва при Молодях 1572 – отмена опричнины 1581 – сибирские походы под руководством Ермака 1581 – осада Пскова Литература: Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Володихин, Д. М. Иван Грозный: Бич Божий. / Д.М. Володихин. - М.: Вече, 2012. - 340 с. 2. Домострой: русский семейный устав / пер. В.В. Колесов. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 96 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=28523(17.08.2016). 3. Иван IV Грозный, Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным / Иван IV Грозный, А.М. Курбский. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 27 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255984 (17.08.2016). 4. Фроянов, И.Я. Драма русской истории: На путях к опричнине / И.Я. Фроянов; СПбГУ; отв. ред. Ю.Г. Алексеев. - М.: Парад, 2007. - 952 с. 5. Шмидт, С.О. Россия Ивана Грозного. / С.О. Шмидт. - М.: Наука, 1999. - 557 с. Семинар № 5.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.192.242 (0.016 с.) |