ТОП 10:

Тема: «Русь – первое государство восточных славян (IX – XII вв.)»



Цель занятия:сформировать у студентов комплексное представление об истории Древней Руси, познакомить их с основными закономерностями и особенностями развития Древнерусского государства.

Обеспечение:конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время:2 часа.

План занятия:

 

1. Образование государства Русь. Основные концепции и этапы становления государственности.

2. Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром. Принятие христианства и его значение. Свод законов «Русская Правда».

3. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Владимир Мономах.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Образование государства Русь. Основные концепции и этапы становления государственности.

Древняя Русь – раннефеодальное государство IX-XII вв, которое возникло в результате объединения ряда восточнославянских племён. Основную роль в общественных отношениях в Древней Руси играли князья и окружавшая их военно-служилая знать – дружина. Верховная власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей. Только между членами этого рода распределялись княжеские престолы в регионах государства – волостях.

Древнерусское государство было образовано во второй половине IX в., когда, согласно летописной версии, обосновавшийся в Новгороде варяжский князь Рюрик со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором смог объединить ряд восточнославянских племенных союзов под своей властью. После смерти Рюрика власть перешла к его родственнику князю Олегу, который стал регентом при малолетнем сыне Рюрика – Игоре. Доходы княжеского рода зависели от сбора дани с подчинённых территорий (полюдье) и возможности её вывоза для обмена в другие государства. Для контроля над международным торговым путём «Из варяг в греки», связывавшим Балтийское и Черное море через систему внутренних рек и т.н. «волоков» (участков, где деревянные суда приходилось перетаскивать по суше), князь Олег в 882 г. захватил Киев и сделал это город в среднем течении Днепра столицей Древнерусского государства.

В исторической науке существует две основные теории образования Древней Руси: норманская и антинорманская. Норманская теория опирается, прежде всего, на такой источник, как «Повесть временных лет». Согласно взглядам сторонников норманской теории, которых принято называть норманистами, ряд племён восточных славян не могли управлять собой самостоятельно и в 862 г. призвали трёх варягов (норманов, викингов): Рюрика, Синеуса и Трувора. Старший из них Рюрик обосновался в Новгороде, где заложил основы русской государственности, ведь вплоть до конца XVI в. все правители России называли себя «рюриковичами». Норманская теория, впервые систематизированная и введенная в отечественную историческую науку в XVIII в. рядом немецких профессоров-историков, преподававших в Московском университете, сразу же нашла своих противников. Первым из них стал выдающийся отечественный ученым-энциклопедист М.В. Ломоносов. Сторонники антинорманской теории, не всегда ставят под сомнение достоверность летописного сюжета о «призвании варягов» во главе с Рюриком. Однако они на основе письменных и вещественных источников аргументированно утверждают, что к середине IX в. у восточных славян уже сложились все общественно-политические и социально-экономические предпосылки для образования государства, поэтому личный вклад Рюрика и других варягов (даже если не оспаривать историческую достоверность их существования) не был решающим.

Периодизация истории Древней Руси выглядит таким образом:

Первый период (конец IX – середина Х вв.) – время правления первых князей и начало становления государственности.

Второй период (вторая половина Х в. – первая половина XI вв.) – расцвет Древнерусского государства во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

Третий период (вторая половина XI – начало XII вв.) – упадок Древнерусского государства – начало территориально-политической (феодальной) раздробленности.

2. Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром. Принятие христианства и его значение. Свод законов «Русская Правда».

Князь Владимир Великий (Святой) занял киевский великокняжеский престол в 980 г. С его правления начался период наивысшего расцвета Древнерусского государства. Не в последнюю очередь это связано с решением Владимира сделать государственной религией на Руси христианство по восточному (византийскому) обряду. Согласно наиболее распространённой версии, сам Владимир принял христианство византийского обряда в городе Корсуне (Херсонесе) в 988 г. перед свадьбой с сестрой византийского императора Василия II – Анной. После этого он распорядился сделать христианство официальной государственной религией на всей территории страны. Принятие христианства имело колоссальное значение для последующего развития Руси. Государство Владимира стало равным другим христианским странам, что отразилось на росте международного престижа Древней Руси. Единая религия укрепляла государственную власть и территориальное единство страны, а влияние Византии, ставшей в определённом смысле «крёстным отцом» Руси, в значительной степени обогатило материальную и духовную культуру последней.

После смерти Владимира и междоусобной борьбы его наследников за престол великим киевским князем становится Ярослав Мудрый. Во время правления Ярослава Русь достигла пика своего могущества, в том числе и на международной арене. Ему удалось породниться с крупнейшими королевскими дворами Европы. Ярослав был женат на шведской принцессе, а его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями из-за чего его прозвали «тесть Европы». В 1036 г. Ярослав разгромил печенегов, набеги которых после этого не несли столь смертельной угрозы как раньше. Временем правления Ярослава Мудрого датируется первый из известных письменных сводов законов – «Русская правда». Этот юридический сборник опирался на нормы т.н. обычного права. «Русская правда» содержала нормы наследственного, торгового, уголовного и процессуального законодательства.

3. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Владимир Мономах.

Традиционный формой передачи княжеской власти в Древней Руси было т.н. лествичное право. Согласно этому обычаю престол в Киеве занимал старший в роду Рюриковичей, а следующие по старшинству – в менее важных городах. Лествичное право подразумевало переход власти в Киеве от брата к следующему по старшинству брату, а затем к старшему из племянников и периодический переезд княжеских семейств из города в город по мере приближения к киевскому престолу. Такой порядок позволял сохранять единство страны, однако вынуждал князей постоянно перемещаться из города в город и создавал частые конфликтные ситуации между дядями и племянниками, которые зачастую приводили к междоусобной войне.

Для прекращения междоусобной борьбы за престол князья в 1097 году собрались на съезд в Любече(Черниговское княжество). Здесь, согласно русским летописям, они приняли решение распределить княжества между собой и сохранить их за своими потомками на правах наследственного владения (вотчин). Решение Любечского съезда «пусть каждый держит отчину свою…» фактически привело к образованию новой политической системы в Древней Руси и стало одной из основных причин распада единого государства на ряд независимых княжеств – процесса, который принято называть феодальной раздробленностью.

В 1113 г. киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Этому князю удалось на время удержать единство Древнерусского государства, три четверти которого находилось под прямым управлением князя и его сыновей. В 1116 г. русские дружины смогли разгромить половцев и фактически устранить половецкую угрозу для Древнерусского государства. Удалось на некоторое время удержать единство Древнерусского государству и наследнику Владимира Мономаха – Мстиславу Великому, правившему в Киеве после смерти отца с 1125 по 1132 гг. После смерти Мстислава Древнерусское государство распалось на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств. В истории России окончательно наступает этап, получивший название периода раздробленности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

 

1. Кто, по Вашему мнению, прав в споре норманистов и антинорманистов?

2. Назовите основные причины, благодаря которым восточные славяне смогли образовать единое государство?

3. Что побудило князя Олега перенести столицу Древнерусского государства в Киев?

4. Охарактеризуйте роль торгового пути «Из варяг в греки» для становления и развития Древнерусского государства?

5. Какие цели преследовал князь Владимир Великий, утверждая христианство византийского обряда государственной религией Руси? Как крещение Владимира Великого отразилось на дальнейшем развитии Древнерусского государства?

6. Что собой представляла «Русская правда» и какое она имела значение для развития древнерусской государственности и права?

7. Как повлияло решение Любечского съезда на дальнейшее развитие Древнерусского государства?

8. Охарактеризуйте правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава?

9. Назовите причины и последствия феодальной раздробленности в Древнерусском государстве?

 

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

 

1. Образование Древнерусского государства: источники и дискуссии.

2. Политическое устройство Древней Руси.

3. Сельское хозяйство в Древней Руси.

4. Ремесла и торговля в Древней Руси.

5. Правление Владимира Великого: политическая целесообразность и этическая оценка деятельности великого князя.

6. «Русская правда» Ярослава Мудрого как источник по древнерусской истории.

7. Особенности развития культуры и искусства в Древней Руси.

 

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Заполнение таблицы «Признаки государственности у восточных славян»

Признак государственности Обстоятельства появления Время появления
Название государства    
Государственная символика    
Общность территории и населения (в т.ч. в торгово-экономическом отношении)    
Наличие публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной)    
Органы принуждения, вооруженные силы    
Наличие правовой системы, её кодификация    
Налоговая система    
Денежная система    

Вариант 2. Творческое задание «Летописец»

В ходе подготовки к семинару обучающиеся распределяют между собой персоналии великих князей Древней Руси IX-XII вв., ориентируясь на следующий список: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правители_Российского_государства. Далее они составляют летописное повествование (основное требование – изложение информации по годам, в хронологическом порядке), рассказывающее о правлении выбранного ими великого князя. Важно, чтобы в летописном повествовании были представлена биографическая информация о князе, данные о его внутренней и внешней политике политике, включая военно-политические, дипломатические, экономические, социальные, духовно-культурные аспекты. Презентация текстов летописных повествований происходит во время семинарского занятия. Оценка за выполнение данного задания будет повышена, если помимо фактографической части автор уделит внимание стилизации текста под древнерусские письменные источники, используя соответствующие слова и обороты. В этом могут помочь подлинные тексты русских летописей, представленные на сайте «Рукописные памятники Древней Руси»: http://www.lrc-lib.ru/index.php%3fid=5

 

Список терминов и понятий:

 

Русь, полюдье, князь, вече, вотчина, «лествичное право», закупы, холопы, рядовичи, отрок, устав

Список персоналий:

 

Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав Игоревич, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

 

Хронология:

 

862 – «призвание» Рюрика

882 – захват Олегом Киева

907, 911 – походы Олега на Константинополь и заключение договоров с Византией

912-945 – княжение Игоря

945-964 – княжение Ольги

964-972 – княжение Святослава

980-1015 – княжение Владимира Великого

988– крещение Руси

1016-1018, 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого

XI в., первая половина– создание «Русской Правды»

1097 – Любечский съезд древнерусских князей

1113-1125 – княжение Владимира Мономаха

1125-1132 – княжение Мстислава Великого

 

Литература:

Основная литература:

  1. История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 14-34.
  2. История России в схемах : учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М. : Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 5-17.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Волков, В.А. Войны и дружины древней Руси : монография / В.А. Волков. - М. : Прометей, 2016. - 466 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437344 (22.08.2016).
  2. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. - М. : Книга по требованию, 2011. - 796 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=58389 (22.08.2016).
  3. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) ; Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект Пресс, 1998. – 399 с.
  4. Древняя Русь (IV–XII вв.) / сост. М.О. Колыванова. - М. : ОЛМА медиа групп, 2010. - 272 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230550 22.08.2016).
  5. Емельянова, Н.М. От Древней Руси к Руси Удельной : учебное пособие / Н.М. Емельянова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 81 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364799 (22.08.2016).

 


 

Семинар №3

Тема: «Формирование единого русского государства в XV в.»

Цель занятия:сформировать у студентов представление об истории формирования единого русского государства в XV в., а также познакомить их с основными событиями, фактами и персоналиями этого периода.Осветить личность Ивана III и показать его роль в формировании единого русского государства.

Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время: 2 часа.

План занятия:

 

1. Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване III.

2. Ликвидация зависимости от Орды.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.011 с.)