Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Священная Римская Империя германских императоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV. В Х-ХIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г. императорские княжества получили суверенитет. Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г., в эпоху наполеоновских войн.
Каролингское Возрождение» Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей». Римские первосвященники, папство, по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать Римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными. При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев – мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы. При дворе в Аахене Карл I создает ученое общество, наподобие созданного в свое время Платоном, и называет его «Дворцовой академией». В деятельности «Академии» принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях «Академии» читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены «Академии» носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давида. Происходило возрождение античной культуры, но только во внешних ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже оформлялся как феодальный, средневековый. В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны сочинения античных авторов, казался бы неуместен. Вокруг Карла I собралось большое число ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение». В период «Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служителе Бога на земле. Видным лицом при дворе Карла Великого был ученый монах Алкуин из Англии, воспитатель его сыновей и автор известного учебника, написанного специально для них. По этому учебнику, напоминающему по форме катехизис, также можно судить о характере «Каролингского Возрождения». Например, учитель спрашивает принца: «Что такое жизнь?» Ответ: «Радость для счастливых и скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других». Другой вопрос: «Что такое человек?» Ответ: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник». В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические трактаты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству (поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»). В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения. При всем своем увлечении античностью, Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов. В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Аахене. «Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи. После смерти Карла Великого начали закрываться школы, кроме тех, которые готовили к духовному званию. Уровень образованности в империи резко упал. Пожалуй, единственным выдающимся и оригинальным мыслителем IX в. являлся Иоанн Скот Эриугена, который не только поднялся над уровнем современного ему богословия, но и вышел за его рамки. Эриугена свободно владел греческим языком, изучал труды греческих неоплатоников и переводил их на латинский язык. Эриугена был учеником и последователем неоплатоников. В своем основном труде «О разделении природы» Эриугена проводил пантеистические идеи, что не согласовывалось с официальной церковной доктриной. Эриугена признавал христианскую веру основой любого знания. Однако в его трудах начинает впервые в средневековье оформляться бинарная система познания: вера – разум. Он считал, что вера, религия не должны сковывать разум, отстаивал авторитет разума. Церковь признала Эриугену еретиком, а его сочинения осуждены как еретические. Следуя примеру византийских императоров, Карл I занимался обширным строительством. Прокладывал дороги по всей империи. Он мечтал о строительстве канала, соединяющего Северное море с Черным через реки Рейн и Дунай.
Средневековая культура На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика – корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви – Августином (354-430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика. Средневековое вероучение оформлялось разработками и сочинениями богословов, среди которых особенно знаменитым был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте (Италия). Ученый монах, первый схоласт, он становится архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви). Ансельм рассматривал веру, как обязательную основу рационального знания («верую, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм учил, что от веры следует переходить к познанию. В своих сочинениях «Pros logium» («Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он обосновал бытие Бога из случайности конечного, Троицу – на основании разума. Ансельм дал догматическое обоснование учения об определении и искуплении. Как архиепископ, он вел борьбу с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позиции папы Григория VII. В 1720 г. папа Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Особенно яростными оппонентами Абеляра выступили Бернар Клервоский и папа Иннокентий III. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140). Трагические перипетии свой судьбы Абеляр описал в сочинении «История моих бедствий». Последние двадцать лет жизни Абеляр провел в монастыре. Видным представителем мистического направления в католическом вероучении являлся Бернар Клервоский (1090-1153). Он был монахом-цистерцианцем, настоятелем монастыря в Клерво. Бернар вдохновил западный мир на Второй Крестовый поход (1147). Как теолог, он отстаивал незыблемость церковного предания, догматики, порицая схоластику за рационалистические тенденции в ней. Бернар проповедовал смирение, приводящее к любви к Богу, открывающей путь к высшему совершенству, достичь которого можно лишь в экстатическом состоянии «слияния души с Богом». Теология Бернара Клервоского не оставляла сомнений в авторитете церковного учения и ориентировала на самоуглубленное, мистическое восприятие мира. Учение Бернара Клервоского оказало сильное влияние на мистическую теологию средневековья. Он был канонизирован в 1174 г. Позднее очагом мистики станут немецкие земли. В XIV-XV вв. там появятся такие знаменитые мистики как Иоганн Таулер (1300-1361) и Фома Кемпийский (1379-1471). Над созданием богословского корпуса католицизма трудился выдающийся богослов Альберт Великий (1193-1280), немецкий теолог, ученый-естествоиспытатель. Альберт Великий получил широкую известность как комментатор Аристотеля, работы которого он комментировал на основе католического богословия. Монах-доминиканец, Альберт становится провинциалом (управляющим всеми делами ордена на определенной территории) этого ордена в Германии, затем он был рукоположен в сан епископа. Позже Альберт добился от папы сложения епископского сана, чтобы полностью посвятить себя богословию. В сочинениях «Сумма теологии», «О причинах и возникновении всеобщего» Альберт Великий пытался создать единую систему католического богословия. Боролся с богословами, отступающими от канонов католического богословия (с известным богословом Сигером Брабантским). Альберт обладал энциклопедическими познаниями, за которые его противники обвиняли теолога в колдовстве. Католическая церковь присвоила ему титул «doctor universal is». Альберт Великий был канонизирован в 1931 г. Ученик Альберта Великого Фома Аквинский (1225-1274), монах-доминиканец – один из самых выдающихся богословов средневековья. Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился философски обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание. Учил, что воля человека свободна, совершенное познание и совершенное блаженство заключаются в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религиозного экстаза; он считал, что все виды государственной власти происходят от Бога и церковная власть выше власти монарха (Фома Аквинский, как и Аристотель, из всех форм государственного устройства предпочитал монархию). Он обосновывал положение – земные государи должны повиноваться папе римскому, власть которого «от Христа». Теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с XIV в. была ведущим направлением католической теологии. Фома Аквинский имел титул «ангельского доктора», «всеобщего наставника» и «князя схоластов». Он был канонизирован в 1323 г. В 1567 г. назван «пятым учителем церкви» после Августина, Иеронима, Амвросия Медиолаиского, Григория I. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII теологическая доктрина Фомы Аквинского была признана «единственной, истинной философией католицизма». Учение Фомы Аквинского – томизм, стало в новое и новейшее время основой неотомизма – учения современной католической Церкви. В средневековом мире также был известен английский богослов, ученый, занимавшийся вопросами естествознания, Роджер Бэкон (1214-1292). В ХI-ХIII вв. в схоластике начинается сложный процесс: разработка важнейших методов и механизмов познания мира, которая свелась к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия – универсалии – не существуют реально в природе, а являются лишь именем (потеп) механизмов познания мира. Реалисты же настаивали на том, что универсалии имеют реальное, самостоятельное существование. Спор номиналистов и реалистов явился продолжением античной линии борьбы материалистов и идеалистов (линии Гераклит – Демокрит, Аристотель – Платон и др.). Раннесредневековая западноевропейская культура трудно складывалась как сложный синтез античной культуры и христианства. В ее формировании большую роль сыграл философ, поэт, политический деятель Остготского королевства Боэций (408-525). В своем знаменитом трактате «Об утешении философией» Боэций пишет о логике Аристотеля, механике Архимеда, астрономии Ятоломея, геометрии Эвклида, музыке Пифагора. Над синтезом двух культур – античной и церковной, работал в V в. Марциан Капелла. В трактате «О браке Филологии и Меркурия» он разработал систему семи основных предметов, которые изучались в античных школах – «семь свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две ступени, низшую – тривиум: грамматика, риторика, диалектика, и высшую – квадривиум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея. «Семь свободных искусств» в раннее средневековье были предназначены в первую очередь сформировать грамотное духовенство и грамотное чиновничество. Выше всех наук оставались Священное Писание и сочинения отцов Церкви. Исторические сочинения Евсевия Памфила (IV в.) «Церковная история», «Жизнь блаженного василевса Константина», Кассиодора «История готов», Григория Турского «История Франков», Исидора Севильского «Этимология», Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов», отразившие эту эпоху, пронизаны церковным мировоззрением. Постепенно из высших школ (studia generate) начинали складываться университеты. Первые университеты появились в XII в. и в дальнейшем сыграли огромную роль в жизни Западной Европы. Одним из самых известных был Парижский (название его богословского факультета – Сорбонна, в дальнейшем перешло на весь университет). Кроме богословского в Парижском университете были юридический, медицинский и артистический (т.е. факультет искусств) факультеты. К числу главных университетов того времени относились: в Италии – Болонский, точнее Болонская высшая юридическая школа, и Салернская высшая медицинская школа, Неаполитанский университет; в Англии – Кембриджский и Оксфордский университеты, в Испании – Саламанкский и в Чехии – Пражский университет. Средневековая наука называлась схоластикой (от лат. schola – школа). Это была традиция, разработанная на основе логики Аристотеля. Сочинения Аристотеля у средневековых ученых пользовались особым авторитетом и были популярны. B переписывали на латинский язык, причем переводы латинизировались и «христианизировались». В эпоху Возрождения начнется «расчистка» текстов сочинений Аристотеля и восстановление их первоначальной греческой подлинности. Западная медицина в раннем и в начале классического средневековья серьезно отставала от восточной. Западные медики широко использовали в своей пракике восточные (в первую очередь арабские) медицинские трактаты, которые привозились из Византии, а после конкисты Пиренейского полуострова арабами – из пиренейских государств. В архитектуре этого времени складываются два стиля – романский и более поздний готический. Первые церковные здания, построенные в готическом стиле, появляются на севере Франции. Романский стиль, оформившийся в эпоху Карла Великого, во многом следовал античным образцам, но достаточно грубо. Известным сохранившимся до наших дней романским храмом является храм в Аахене времен Карла Великого. Шедевры готической архитектуры сосредоточены в Италии (Миланский собор), во Франции (собор Парижской Богоматери, Руанский, Реймский, Шартрский соборы), в Германии (Кельнский собор), в Чехии. На Западе рано складывается богатая светская литература. Рыцарская литера тура представлена эпическими произведениями: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда». Когда складывался средневековый эпос, он не сказывался, а пелся, отсюда проиходит название жанра и его произведений («песни»). В XIII в. большое распространение получает жанр рыцарского романа, связанный с Крестовыми походами. Самыми популярными были циклы романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В это же время развивается рыцарская (в первую очередь провансальская) любовная лирика. По всей Европе воспевали идеальную любовь и служение Даме немецкие миннезингеры, провансальские трубадуры и французские труверы. Для городской культуры характерны произведения сатирического жанра: «Роман о Лисе», высмеивающий духовенство и чиновничество, «Роман о Розе». В ХII-ХIII вв. зарождается городской театр. Реалистическое восприятие мира во всех областях западноевропейской культуры облекалось в форму символов и аллегорий. Символизм пронизывал всю средневековую культуру Запада. Средневековая западноевропейская культура – это прежде всего культура символов. В ранний период византийского средневековья греческие богословы разрабатывали корпус православного богословия, систему ортодоксального вероучения, призванную стать основой православия и направленную на борьбу с ересями ариан, монофизитов, манихеев. В IV-V вв. крупнейшие богословы архиепископы Григорий Богослов (330-390), Иоанн Златоуст (350-407) в своих сочинениях систематизировали православное богословие. Византийский богослов и поэт, монах Иоанн Дамаскин (675-753) является одним из отцов православной патристики. Иоанн Дамаскин учил, что знание должно быть подчинено вере. В период иконоборчества он осудил это движение и резко выступил против него. В Византии практически никогда не прерывалась античная философская традиция. В XI в. византийская философия обратилась к идеалистической философии Платона, которая использовалась некоторыми богословами как обоснование критического отношения к церковным авторитетам. К их числу принадлежал философ, филолог, историк, юрист Михаил Пселл (XI в.). Его сочинение «Логика» было известно не только в Византии, но и в Западной Европе. В XII в. возрождается интерес к материалистической философии Демокрита и Эпикура. В VI-VII вв. в Византии складывается богатая историография, составленная трудами историков Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Самым выдающимся из этого ряда историков был Прокопий Кесарийский, официальный историограф при дворе императора Юстиниана. Его сочинения «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», «Трактаты о постройках» прославляют деятельность императора Юстиниана. Однако, прекрасно видя все теневые стороны его деятельности, Прокопий Кесарийский тайно пишет о них в своих мемуарах, получивших название «Тайная история». При императоре Константине Багрянородном (XI в.) написан целый ряд исторических сборников. Самому Константину Багрянородному принадлежат сочинения «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора». На XI-XII вв. приходится расцвет средневековой византийской культуры, получивший название «Комниновское Возрождение». Выдающимися представителями этого «Возрождения» были Михаил Пселл, Анна Комнина, написавшая сочинение «Алексиада», посвященное деятельности ее отца Алексея I Комнина. В нем отражены события Первого Крестового похода. В XIII в. историк Никита Хониат передал в своей «Истории ромеев» трагические события Четвертого Крестового похода. В VII-IX вв. в культуре Византии складывается богатая монашеская литература. Творения Иоанна Мосха «Луг духовный» и «Поучения» аввы Дорофея воссоздают духовный мир византийского монашества. Это время столь же богато агиографией. Византия со времен античности сохраняла высокий уровень образованности. В IX в. в Константинополе создается Магнаврская высшая школа, где преподавались богословие и светские науки. В XI в. в Константинополе был основан университет, открыта высшая медицинская школа. По всей империи создавались церковно-монастырские и частные школы, библиотеки и скриптории. В этот период в империи развитие естественных наук достигает высокого уровня. В области точных наук математика дала выдающегося ученого Льва Математика (IX в.). В Византии появляются видные инженеры – Анфимий Тралльский, Исидор Мелетский, которые были строителями собора Св. Софии. В области космографии и астрономии широко известно имя Косьмы Индикоплова (т.е. «плавающий в Индию»). Косьма Индикоплов (VI в.) в сочинении «Христианская топография» пытался опровергнуть космогоническую систему Птоломея и создать свою, красочно описывал свои путешествия по Африке, Красному морю, Индийскому океану. Значительных успехов достигла в это время медицина. Византийские медики (среди которых были широко известны врачи Александр Тралльский и Павел Эгинский) изучали труды Галена и Гиппократа, обобщали их практический опыт. Развитие алхимии положило начало развитию химической науки. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь», состав которого долго держался в строжайшем секрете. Позднее было установлено, что «греческий огонь» – это сложное соединение нефти, негашеной извести и различных смол. В X в. пишется энциклопедия «Геопоника», обобщившая достижения античной агрономии. Византийское законодательство было сложным по своей структуре. Оно представляло обширные сочинения, включающие в себя помимо законодательного свода и литературные сочинения. В «Кодекс Юстиниана» («Пандекты») и в «Эпанагосу» императора Василия III (IX в.) включено большое число новелл. Расцвет строительства и архитектуры начинается при императоре Юстиниане. При нем был построен знаменитый собор Св. Софии в Константинополе. Для архитектуры здания, наряду с античной архитектурной традицией, характерно и влияние Востока. Этот храм отличается богатейшей мозаикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.45 (0.017 с.) |