Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика понятия «культура речи»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура речи как понятие. Аспекты культуры речи. Языковая норма. Характеристики нормы. Виды языковых норм.
Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, он обозначает название раздела лингвистики, научную дисциплину, содержащую определенные разделы и правила, относящиеся к этой отрасли знаний. Во-вторых, культура речи – это совокупность навыков, знаний, речевых умений, присущих отдельной личности. Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, поэтому нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические (произношение), орфографические (правописание), словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), интонационные и пунктуационные. Характерные особенности нормы литературного языка: – относительная устойчивость; – распространенность; – общеупотребительность; – общеобязательность; – соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают его от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную. Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» тесно связано с категориями выбора и целесообразности языковых средств для конкретного речевого акта, конкретной речевой ситуации. Наш язык очень богат и обслуживает самые разнообразные сферы человеческой деятельности. От нас как носителей языка требуется речевое мастерство, связанное с умением выбирать из всего многообразия речевых средств оптимальный, уместный, целесообразный для данной речевой ситуации. Поэтому культура речи требует овладения навыками отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.Коммуникативный аспектсвязан с речевым мастерством человека, с его умением выбирать из всего многообразия языковых средств наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Этикетные нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы» и т.п.) В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности. Напротив, нарушение речевого этикета приводит участников общения к конфликтам, вызывает определенные осложнения психологического свойства, сводит эффективность общения к нулю или делает контакт вовсе невозможным. На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: пол, возраст участников речевого акта, их социальный статус (служащий, управленец, творческий работник, рабочий, ученый и др.), место в служебной иерархии (руководитель, подчиненный), переменные социальные роли (коллега, пациент, клиент и т.п.), характер отношений между собеседниками (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия. Владение этикетными формулами - важная составная часть коммуникативной компетенции, знание их – показатель высшей степени владения языком.Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкость из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Следование правилам речевого этикета членами организации, учреждения, предприятия помогает поддерживать положительную репутацию всей организации, определяет степень профессиональной пригодности ее сотрудников.
Контрольные вопросы: 1. Что такое «культура речи», каковы ее составляющие? 2. Раскройте понятие «языковая норма». Перечислите характерные особенности нормы. 3. Каковы источники формирования языковых норм? 4. Что следует понимать под коммуникативным аспектом культуры речи? 5. Что такое речевой этикет? Согласны ли Вы с утверждением о том, что «степень владения речевым этикетом определяет профессиональную пригодность человека?» Аргументируйте свою точку зрения. Вопросы к зачету по данному разделу: · Понятие «культура речи». Основные аспекты речевой культуры. · Понятие «речевой этикет». Этикетные формулы речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 3604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.006 с.) |