Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.А. Даренская, В.В. Останин

Поиск

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н.А. Даренская, В.В. Останин

КУЛЬТУРА РЕЧИ

И ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Учебное пособие

 

Барнаул 2015


 

УДК 82.085

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики журналистики АлтГУ И.В. Фотиева;

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы АлтГПУ И.Н. Островских

 

 

Н.А. Даренская, В.В. Останин. Культура речи и основы логического мышления: учебное пособие. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. - 144 с.

 

Учебное пособие включает необходимые теоретические сведения по курсу «Культура речи и основы логического мышления», а также комплексную систему вопросов и заданий, способствующих успешному освоению студентами основных разделов дисциплины. Новизна издания связана с осмыслением как единого целого двух самостоятельных курсов («Культура речи» и «Логика»), при этом концепция курса ориентирована на языковые условия логичности, их взаимосвязь с основными формами мышления и формальными законами логики.

Пособие содержит теоретический материал и практические задания, предназначенные как для аудиторной, так и самостоятельной работы. В нем приведены контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету, даны варианты контрольных работ. Система практических заданий разработана с учетом представленных теоретических сведений, а также материала лекций, читаемых по дисциплине.

Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ (протокол № 3 от 10 ноября 2015 г.).

 

© Даренская Н.А., Останин В.В., 2015

© ФГБОУ ВО АГАУ, 2015


Оглавление

Введение  
Раздел 1. Основные категории логики  
1.1. Введение в науку логики  
1.1.1. Объект и предмет логики  
1.1.2. Возникновение и история логики  
1.1.3. Основные логические законы  
1.1.4. Структура познания  
1.2. Понятие как форма мышления  
1.2.1. Определение понятия  
1.2.2. Содержание и объем понятия  
1.2.3. Классификация понятий  
1.2.4. Отношения между понятиями  
1.2.5. Операции с понятиями  
1.3. Суждение как форма мышления  
1.3.1. Определение суждения и его виды  
1.3.2. Структура суждений  
1.3.3. Объединенная классификация суждений  
1.3.4. Распределенность терминов в суждениях  
1.3.5. Отношения между простыми суждениями  
1.3.6. Сложные суждения и их классификация  
1.4. Умозаключение как форма мышления  
1.4.1. Определение умозаключения и его виды  
1.4.2. Дедукция и ее разновидности  
1.4.3. Индукция и ее разновидности  
1.4.4. Аналогия и ее разновидности  
Раздел 2. Культура речи. Логичность речи как коммуникативное качество  
2.1. Характеристика понятия «культура речи»  
2.2. Коммуникативные качества речи  
2.3. Логичность как важнейшее коммуникативное качество. Условия логичности речи  
2.3.1. Законы логики и их роль в речи  
2.3.2. Речевые (языковые) условия логичности  
2.3.3. Некоторые приемы выявления и проверки логико-смысловых связей. Способы устранения логических ошибок.    
2.3.4. Логичность речи и функциональные стили  
Практикум  
Вопросы к зачету  
Библиографический список  

Введение

Язык и мышление представляют два неразрывно связанных понятия. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos” для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. В жизни любому из нас хочется, чтобы наша речь убеждала слушателей, была действенной. Знание законов логики и умение пользоваться ими, владение такими категориями и мыслительными операциями, как понятие, его определение и деление, анализ, синтез, суждение, умозаключение, аналогия и т.д. необходимо для умения устанавливать закономерные связи между явлениями действительности, доказывать истинность того или иного утверждения.

Настоящее пособие является спланированным теоретическим дополнением к изданному ранее, в 2012году, практикуму по курсу «Культура речи и основы логического мышления»[1]. Практикум представлял собой только перечень заданий по дисциплине и не имел теоретического сопровождения (разумеется, помимо читаемых авторами лекций). Принципиальное отличие настоящего издания заключается прежде всего в том, что авторы включили необходимые теоретические сведения, дополнили и переработали комплекс практических заданий. В настоящем пособии был обобщен личный практический опыт, полученный в результате преподавания дисциплины, учтены некоторые методические трудности и нюансы. Учебное пособие создавалось с учетом концепции дисциплины, направленной на совершенствование навыков устной и письменной речи, формирование логической культуры работы с языковым материалом. При этом учитывался тот факт, что большая роль в процессе обучения отводится навыкам логического анализа текста и его редактированию.

Содержание разделов учебного пособия соответствует задачам изучаемой дисциплины и направлено на повышение уровня общей речевой культуры студентов, формирования у них умения работать с текстом на основе знания законов логики.

Первый раздел «Основные категории логики» знакомит с основными формами абстрактного мышления. Методологически содержательная часть данного раздела базируется на историческом подходе В. Минто, основанием которого является учет исторического контекста возникновения и развития логики. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его необходимо развивать различными способами. Логические задания, представленные в практикуме, направлены на развитие абстрактного мышления, нацелены на выработку умения производить простейшие логические операции. Знание основ логики повышает уровень культуры мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности речи, усиливает ее эффективность и убедительность. Основной акцент сделан на работу с понятиями.

Второй раздел «Культура речи. Речевые условия логичности» дает представление о логичности как важнейшем коммуникативном качестве речи, обеспечивающим ее точность и ясность. Имеющиеся в данном разделе теоретические сведения знакомят с понятием «логическая ошибка», причинами ее возникновения, содержат разнообразный иллюстративный материал по типологии речевых ошибок и их анализу. Задания, представленные в практикуме по данному разделу, учат правильно формулировать мысль, развивают умение аналитически мыслить в процессе языкового оформления текста. Полученные навыки языкового анализа помогут избежать логических недочетов в устной речи и письменных текстах.

Учебное пособие предназначено как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы. Оно незаменимо для текущей подготовки к занятиям, а также сдачи зачета. Материал контрольных работ позволяет осуществлять итоговый контроль полученных знаний и приобретенных в процессе обучения навыков. Авторы-составители рекомендуют студентам обязательное посещение лекций, что должно способствовать еще более успешному овладению теоретическим материалом. Авторы искренне надеются, что предлагаемое пособие поможет студентам в развитии и совершенствовании их коммуникативно-речевых умений.


 

Введение в науку логики

Объект и предмет логики, ее отличие от других наук о мышлении. Возникновение логики в Древней Греции и Древней Индии, главные вехи ее истории. Основные логические законы. Структура познания: чувства, мышление, интуиция.

 

Объект и предмет логики

 

Каждая отдельная наука для того, чтобы отличаться от других отраслей научного знания должна иметь стандартные характеристики. Среди таких характеристик, прежде всего, необходимо выделить объект и предмет науки.

Объект – это то, на что направлено исследование какой-либо науки в самом широком смысле. Часто это просто одно слово. Объектом логики является мышление.

Возможно, нет более знакомой нам и в то же время более загадочной вещи, чем человеческая мысль. Все мы постоянно думаем, строим планы, мечтаем и т.п., даже во сне наша мысль «не отпускает» нас и продолжает функционировать, и лишь в глубоком сне без сновидений мы на какое-то время отдаляемся от нее.

С другой стороны, мышление до сих пор является большой загадкой и объектом многочисленных ученых споров. Тождественно ли мышление нашему «Я» или нет? На этот нехитрый с виду вопрос не так-то легко дать однозначный ответ. Декарт утверждал, что глубинное человеческое «Я» и мышление полностью совпадают. Он выразил свою идею в знаменитом афоризме: cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую», латынь). Напротив, Кант и многие восточные мудрецы полагали, что за напряженной работой каждого человеческого ума в глубине нашей природы кроется истинное человека «Я», а мышление для него – не более чем объект созерцания и инструмент управления телом.

Еще одну загадку представляет собой место осуществления мыслительной активности. Мы можем провести простой эксперимент:

Представьте, к примеру, яблоко и удерживайте его образ в голове. А теперь предположим, что как раз в данный момент мы делаем Вам рентген мозга. Как Вы думаете, увидим ли мы на снимке яблоко, или пусть даже очень маленькое премаленькое яблочко? Очевидно, что нет. Так, где же то место, в котором мы «увидели» яблоко в своей голове, подумали о нем? Вопрос остается открытым для науки даже сейчас.

Не менее интересной является проблема контроля мышления. Еще один простейший эксперимент:

Представьте, что Вы получили задание: «Пожалуйста, не думай о розовых слонах, с такими большими ушами и длинным мягким хоботом...». Итак, о чем Вы сейчас думаете? Правильно! О розовых слонах! Случается так, что мы не можем вытеснить из нашего ума неприятные нам мысли, образы и т.п. Контролировать мышление зачастую действительно очень сложно.

Еще более глубокой по своему содержанию является проблема возможности остановки мыслительной активности, что порой объявляется важной психологической техникой в некоторых школах современной психологии и многих направлениях йоги. Однако парадокс заключается в том, что зафиксировать сам момент остановки мышления фактически не представляется возможным без того, чтобы подумать: «Наконец, я не мыслю»! Но ведь это и есть самая обычная мысль! Таким образом, объект логики, несомненно, важен и одновременно чрезвычайно интересен.

Однако зачастую мы имеет ситуацию, когда один и тот же аспект реальности (в данном случае мышление) является объектом сразу для нескольких наук. Так, мышление изучает не только логика, им занимается и психиатрия, и нейрофизиология высшей нервной деятельности, и ряд других наук. Именно для того, чтобы отличить одну науку от другой вводится их предмет.

Предмет – максимальная конкретизация объекта исследования, приводящая в полное соответствие саму науку с тем, чем она занимается. Если один и тот же объект может быть объектом для нескольких наук, то предмет у каждой конкретной науки должен быть только одни, ее собственный. Попытаемся отличить предмет логики от предмета названных нами наук.

Предметом психиатрии является неправильное мышление, т.е. различные отклонения в процессе мысли. Полагаем, Вы не так уж часто бываете на приеме у психиатра, если вообще были. Почему? Потому что у Вас все в порядке, и Вы, по большому счету, думаете правильно. Иначе логика, как и любое другое обучение, даже начальное, вряд ли давалось бы Вам с успехом.

Предметом нейрофизиологии высшей нервной деятельности является вещество мышления, т.е. нейрофизиологов не интересует, правильно мыслит человек или неправильно, они изучают саму субстанцию мышления – мозг. В исключительных случаях бывает, что даже при сильной деформации мозга человек все же продолжает мыслить вполне правильно. Итак, что же остается для логики?

Предметом логики является правильное мышление. Другими словами, логика изучает:

 

- по каким законам

- посредством каких форм

- с помощью каких операций

- на основании каких аксиом

думает человек, адекватно (правильно) воспринимающий окружающий его мир. Заметим, что в данном списке фактически изложено все содержание последующего курса логики.

 

Основные логические законы

 

В логике существует своеобразная «конституция» мышления, состоящая из четырех главных законов человеческого ума. Первые три закона были открыты очень давно, еще Аристотелем, поместившим их в своем знаменитом труде «Метафизика». В Индии подобные законы (второй и третий законы воспринимались как единое целое) упомянуты в сочинениях Дигнаги и Гангеши. Наконец, четвертый закон стал известен сравнительно недавно, заслуга его открытия принадлежит Лейбницу.

Закон тождества: Любая мысль, используемая в рассуждении, должна выражать только саму себя, а не какую-то другую мысль.

Как правило, данный закон нарушается при неверном использовании омонимов и подобных им выражений. Омонимы – слова, которые одинаково звучат или пишутся, но имеют разные смыслы: «лук», «коса», «шах», «мир» и др. Использование синонимов, напротив, не только допускается, но часто обогащает речь. Здесь можно вспомнить знаменитый исторический казус, связанный с приказом царя Ивана Грозного: «Казнить нельзя помиловать»! Без правильной постановки запятой мысль делает смысловую «вилку», и ее становится возможным понять и в смысле указания на помилование, и в смысле приказа о казни.

Это интересно: Авторы анекдотов прекрасно знают, что в большинстве анекдотов сознательно нарушен закон тождества, в силу чего и возникает анекдотическая ситуация, вызывающая смех. Приведем пример:

Звонок по телефону:

– Алло! Это пожарная?

– Да, пожарная.

– Пожарьте, пожалуйста, картошки!

– Нет-нет, мы не жарим, мы тушим!

– О! Еще лучше – потушите!

Очевидно, что слова-омонимы «жарить» и «тушить» оказались причиной сложившегося недоразумения.

 

Закон непротиворечия: Две противоречащих друг другу мысли не могут быть одновременно истинными, одна из них обязательно должна быть ложной.

К примеру, если мы точно знаем, что студент Петров присутствует на лекции, то никак не может быть одновременно верным, что он не присутствует. Третий закон очень похож на предыдущий и поэтому в Индии он не выделялся в качестве отдельного правила мысли. Этот закон третий по счету и говорит о «третьем», поэтому его легко запомнить.

Закон исключенного третьего: Две противоречащих друг другу мысли не могут быть одновременно ложными, одна из них обязательно должна быть истинной.

Пример тот же. Если некто утверждает, что студент Петров не присутствует на лекции, но мы точно знаем, что это ложь, то Петрову некуда будет деться, кроме, как только присутствовать на лекции, а, значит, последняя мысль будет истиной.

Из второго и третьего закона выделяют ряд исключений. Обозначим главные из них:

- Исключение первое: Второй и третий законы не вступают в силу, когда говорится о разных предметах, т.е. используются уже известные нам омонимы. Скажем, под Петровым мы на самом деле имеем двух однофамильцев – Ивана Петрова и Евгения Петрова. Тогда вполне может быть, что одновременно один из них присутствует, а другой отсутствует.

- Исключение второе: Второй и третий законы не вступают в силу, когда говорится об одном и том же предмете, но в разное время. Скажем, один и тот же Петров может присутствовать на лекции в 12-00, но отсутствовать в 16-00.

- Исключение третье: Второй и третий законы не вступают в силу, когда говорится об одном и том же предмете, но в разных отношениях. Скажем, один и тот же Петров может присутствовать на лекции по логике, но одновременно с этим отсутствовать на лекции по математике.

Это интересно: Когда первооткрыватель закона непротиворечия в Индии – Дигнага завершил свой труд по логике, на стене своей пещеры для медитации он написал эпиграф, прославляющий логику, а затем ушел собирать подаяние. Но когда он вернулся, то увидел, что написанное им затерто. На следующий день он вновь написал его, но затем оно снова оказалось стертым. Так продолжалось несколько дней, и поэтому Дигнага написал на стене: «Если Вы стираете, просто чтобы пошутить – пожалуйста, не делайте этого! Логика – не шутки! Если Вы завидуете красоте стиха, то стирать бесполезно – я хорошо помню этот стих. Если же Вы не согласны, то приходите спорить»! На следующий день у входа в пещеру его ждал другой ученый, с которым они непрерывно дискутировали в течение нескольких дней, но никто не мог окончательно победить. Тогда Дигнага провозгласил: «Сейчас я подброшу вверх перо, которым написал этот труд по логике, и когда оно коснется земли, я откажусь от своих логических исследований»! Но когда он подбросил перо, сильный порыв ветра унес его далеко в небо, и его оппонент признал себя проигравшим.

 

Закон достаточного основания: Любая мысль для того, чтобы быть верно использованной должна иметь достаточное основание, т.е. быть доказанной.

Перед открытием последнего закона логики на Западе прошло фактически два тысячелетия. Следует отметить, что в Индии данный закон не был зафиксирован как таковой в силу его очевидности. Действительно, любой нормальный человек требует доказательств тому, в чем он не уверен. Никто из нас не пойдет за медицинской помощью к неспециалисту, и не будет жить в доме, построенном вне правил архитектуры.

 

Структура познания

 

Человеческое познание имеет сложную пористую структуру, философы изучают его уже более двух тысячелетий, и даже сейчас мы можем сказать, что человечество в данном отношении знает не так уж много. Многие аспекты познания до сих пор являются объектами неутихающих споров. Однако некоторые принципиальные вещи мы о познании сказать все-таки можем. Так, большинство мыслителей сходятся в том, что наше познание, по большому счету, имеет трехуровневую структуру:

Уровень первый: Чувственное познание, т.е. познание, осуществляемое за счет пяти известных нам чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Оно, в свою очередь, подразделяется на три подуровня, или формы.

Ощущение – фиксация в сознании человека отдельных свойств (звук, температура, цвет, вкус, запах) какого-либо предмета. При ощущении мы фактически знаем, что перед нами что-то есть, но еще не знаем, что. Скажем, мы смотрим вдаль и видим то ли столб, то ли человека. Это ощущение.

Восприятие – фиксация в сознании человека целостного образа предмета. В нашем примере, мы подходим ближе и видим, что это все-таки столб. Это восприятие.

Представление – фиксация в сознании человека образа предмета, воспринимавшегося ранее. Представления хранятся в памяти. Стоит нам вспомнить кого-то, кто сейчас не находится рядом с нами. Это будет представление.

Однако мы можем констатировать как факт, что чувства не предоставляют нам полной и всегда правильной информации об окружающем мире. Мы слышим, видим и т.д. в определенном диапазоне. Также чувства зачастую искажают информацию. Так, мы видим, как ложка преломляется в стакане с чаем, регистрируем наличие горизонта, хотя нигде земля не сходится с небом, и т.д.

Уровень второй: Рациональное познание или мышление (ratio – «разум», латынь). Оно также включает в себя три подуровня, или формы. На данном этапе мы дадим им лишь предварительные определения.

- Понятие – любое слово или словосочетание, смысл которого нам понятен. Для наглядности мы можем вывести простую формулу:

 

ПОНЯТИЕ = СЛОВО + его СМЫСЛ

Очевидно, что часть слов остаются для нас не понят ными, другими словами, мы не знаем их смысл. Однако любое слово или словосочетание, смысл которого нам понят ен, является уже понятием. Примеры понятий: «стул», «стол», «зеленое дерево», «красивая девушка», «Алтайский государственный аграрный университет» и т.п.

Суждение – любое предложение или фраза, над смыслом которого мы можем рас суждать. Любое суждение состоит из понятий. Формула:

 

СУЖДЕНИЕ = ПРЕДЛОЖЕНИЕ + его СМЫСЛ

 

Примеры суждений: «Красивая девушка села на стул», «Около АГАУ стоит памятник М. А. Лисавенко». Конечно, бессмысленные предложения не будут являться суждениями. Пример: «Треугольники округло квадратничали». Очевидно, это предложение, но, скорее, не суждение.

Умозаключение – любой осмысленный вывод, посредством которого мы заключаем что-либо в нашем уме. Каждое умозаключение состоит из суждений. Формула:

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ n

(где n –количество)

 

Примеры умозаключений: «Все студенты должны сдавать экзамены, Петров является студентом, следовательно, Петров должен сдавать экзамены»; «Девушки нашей группы сдали экзамен, парни нашей группы сдали экзамен, следовательно, вся наша группа сдала экзамен». Отметим, что темы «Понятие»; «Суждение»; «Умозаключение» фактически составляют весь нижеследующий курс логики.

Однако сила нашего ума тоже не беспредельна, его способности реально ограничены. Попытайтесь, не сходя с места и не пользуясь никакими средствами, перемножить в уме 345876 на 890321. Сделать это будет достаточно сложно. А порой ум совершает ошибки – кто их не делал на уроках математики или у магазинной кассы?

Это интересно: В индийской логике существует забавная басня. Жил-был в одном озере старый крокодил. И однажды на берег этого озера пришла женщина с маленьким ребенком. Женщина стала стирать одежду, а малыш принялся строить песочные замки. Вдруг мать ребенка слышит крик и видит, что ее малыша схватил крокодил. Упав на колени, она просит, чтобы он отпустил его. Тогда крокодил говорит ей:

- Я согласен, я отпущу его, но ты должна отгадать одну загадку.

Женщина:

- Все, что угодно!

Крокодил:

- Отгадай, что я сейчас буду делать?

Умная женщина взяла паузу и спустя некоторое время ответила:

- Ты не отдашь моего ребенка...

Крокодил начинает думать: «Итак, если я не отдам ей ребенка, то она – угадала, и я должен его отпустить. Нет! Так не пойдет! Но если я отдам ей ребенка (что само по себе не радует), то она не угадала, и я не должен его отпускать...». Крокодил думал так и сяк, но ни один из вариантов не удовлетворял его. В конце концов, он умер от перенапряжения, а женщина освободила сына. В данной басне крокодил символизирует наш ум, который порой «виснет» подобно компьютеру, который не может выбрать из нескольких вариантов один необходимый.

 

В случаях, когда человеку не могут помочь ни чувства, ни мышление, он часто обращается к интуиции.

Уровень третий: Интуитивное познание. Оно, в свою очередь, подразделяется на два подуровня.

Религиозная интуиция – фиксирующая в сознании человека его отношение к проблемам веры или ее отсутствие. Заметим, что атеистически настроенный человек здесь не менее верит, чем верующий.

Бытовая интуиция – фиксирующая в сознании человека его отношение к вопросам межличностных отношений, общения, творчества и т.п. Такие наиважнейшие аспекты нашей жизни как «дружба», любовь», «речь», «творчество» (музыка, стихи, изобразительное искусство и др.) имеют самое прямое, хотя и не исключительное, отношение к интуитивному познанию. Однако стоит ли говорить, что действие интуиции зачастую кратковременно, и она порой подводит человека.

Таким образом, мы можем заключить, что все три уровня познания должны содействовать друг другу. Мышление, являющееся объектом логики, располагается между чувствами и интуицией. Мышление фактически целиком опирается на данные чувств, а в ситуациях, когда мышление не может справиться с поставленной задачей, оно уступает место интуиции.

 

Контрольные вопросы:

1. Как Вы определите объект и предмет науки логики?

2. Какие мыслители являются основателями греческой и индийской логических традиций?

3. Сколько главных законов логики Вы знаете, каковы их формулировки?

4. Каково место мышления в структуре человеческого познания?

Вопросы к зачету по данному разделу:

· Предмет логики. Отличие от других наук о мышлении.

· История логики.

· Четыре основных логических закона.

· Структура познания.

Понятие как форма мышления

Определение понятия. Существенные и несущественные признаки понятий. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Классификация понятий. Отношения между понятиями. Основные операции с понятиями: определение, виды и правила определений; деление, виды и правила делений.

 

Определение понятия

В каком-то смысле мы живем в мире понятий, так как подавляющее большинство предметов, которые окружают нас, обладают для нас определенным смыслом. Тем более важно разобраться в том, что такое понятие. Ранее мы давали предварительное определение понятия, теперь же пришло время дать ему строгое логическое определение.

Понятие – это форма мышления, выражающая предметы через их существенные признаки. Слово «форма» подразумевает, что наша мысль, как и многое другое, может быть облечена в определенные конструкции – подобно тому, как мы можем «втискивать» в конкретные формы песок, тесто и даже наше тело.

Из определения становится ясно, что каждый предмет обладает набором признаков, главные из которых следующие.

Существенные признаки – признаки, выражающие суть предмета, при их отсутствии предмет не может оставаться самим собой, он теряет свой смысл. Такие признаки обязательны. Например, существенным признаком человека является то, что он – существо, обладающее сознанием, разумом; существенным признаком яблока является то, что оно – фрукт и т.д. Чтобы найти существенные признаки предмета достаточно попытаться ответить на следующие вопросы: В какую общую группу предметов входит данное понятие? Какова основная функция предмета? Каково его происхождение? Какова принципиальная структура предмета?

Несущественные признаки – признаки, являющиеся косвенными для предмета, они могут как присутствовать, так и отсутствовать. Такие признаки необязательны. Например, рост 170 см. не является существенным для человека, так как человек может быть и другого роста; яблоко не обязательно может быть красным и т.п. Нетрудно заметить, что именно существенные признаки образуют, «сгущают» смысл предмета, поэтому как раз они подразумеваются в любом понятии. Это очень легко проверить. Ведь если мы попросим Вас объяснить незнакомому человеку, что такое «корова», все будут, в первую очередь, называть существенные признаки: млекопитающее, крупное домашнее животное, ее разводят для получения мяса и молока. Но отнюдь не будут перечислять несущественные признаки, скажем: бывает весом 350 кг, коричневая, алтайская и т.д.

 

Содержание и объем понятия

 

Каждое понятие, как, впрочем, и любой предмет вообще обладает двумя важными характеристиками: содержанием и объемом. Однако необходимо различать логические объем и содержание, и подобные же физические параметры. Логические содержание и объем имеют дело со смыслом предмета, физические – с его физическими характеристиками.

Содержание – совокупность существенных признаков предмета. Чтобы выявить примерное содержание понятия, стоит попытаться ответить на вышеперечисленные вопросы, касающиеся существенных признаков предмета. Например, в содержание понятия «автомобиль» входят следующие признаки: транспорт, имеет вес, сконструирован человеком, имеет мотор и т.д.

Объем – совокупность предметов, которые могут быть обозначены данным понятием. Любая разновидность предмета входит в его объем. Скажем, объем понятия «автомобиль» включает следующие предметы: грузовик, Мерседес, отечественный автомобиль, дорогой автомобиль и т.п.

В отношении объема понятия можно совершать две логических операции:

Ограничение – логическая операция по уменьшению объема понятия. Другими словами, мы ищем понятие, которое является разновидностью исходного понятия. Скажем, ограничивая объем понятия «мебель», мы можем получить «стул», «стол», «кресло» и т.д. Ограничивая объем понятия «стол», мы можем прийти к понятию «кухонный стол», «письменный стол» и т.п.

Обобщение – логическая операция по увеличению объема понятия. Иначе говоря, мы ищем понятие, для которого, напротив, исходное понятие представляет собой разновидность. Так, обобщая понятие «яблоко», мы получим «фрукт». Обобщая далее, получим «плод», затем «продукт питания», и т.д., продолжая цепочку.

В логике давно замечено, что отношения между объемом и содержанием понятия могут быть выстроены по принципу «сообщающихся сосудов» или принципу обратной пропорциональности.

 

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: При увеличении объема понятия, его содержание уменьшается; а при уменьшении объема понятия, его содержание увеличивается, и наоборот.

К примеру, если мы возьмем понятие «Земля»» и обобщим его до понятия «планета», то естественно объем «планеты» будет включать в себя гораздо большее количество предметов, нежели понятие «Земля». Однако вместе с тем, будет необходимым отметить, что понятие «планета», напротив, гораздо беднее по содержанию, чем «Земля». Так мы не можем сказать, что такие существенные признаки Земли, как «населенная», «имеет спутник», «вертится вокруг Солнца» будут таковыми и для понятия «планета». Напомним, что согласно определению, именно существенные признаки составляют содержание любого понятия.

 

Классификация понятий

Способность классифицировать что-либо, «раскладывать по полочкам» – одна из основных логических операций, к которым склонен человек. Не составляют исключения и понятия. Существенный вклад в решение проблемы классификации понятий внес великий немецкий философ Иммануил Кант.

 

Это интересно: Иммануил Кант был человеком очень строгих принципов. Он не стал жениться, так как справедливо полагал, что супруга и дети будут отвлекать его от занятий науками. Кант всю жизнь прожил в Кеннингсберге (в настоящее время - Калининград) и занимал должность ректора в местном университете. Вся жизнь Канта была строго упорядочена: он в определенное время вставал, кушал, работал, встречался с людьми и занимался творчеством. Только однажды он нарушил свой распорядок – зачитался книгой французского мыслителя Мишеля Монтеня «Опыты». Известно, что императрица Елизавета приглашала Канта работать в Москву, но тот отказался. Могила Канта находится в Калининграде.

 

Любое понятие можно классифицировать по пяти уровням, причем на каждом из уровней возможны только два варианта.

Уровень первый:

Понятия бывают: общие и единичные.

Общие – это понятия, объем которых составляют два или более предмета. Скажем, понятие «цветок» общее, так как в природе существуют не только два цветка, но гораздо больше. Общие понятия, в свою очередь подразделяются на подтипы: регистрируемые и нерегистрируемые. Регистрируемые – это понятия, у которых количество предметов в объеме можно подсчитать. Например, понятие «планета солнечной системы» является регистрируемым, так как количество таких планет вполне поддается счету. Нерегистрируемые – это понятия, у которых количество предметов в объеме нельзя подсчитать. Таким понятием является, к примеру, «электрон».

Единичные – это понятия, объем которых составляет лишь один предмет. Например: «Планета Земля», «река Обь», «первый человек-космонавт», «Алтайский государственный аграрный университет» и т.п.

Уровень второй:

Понятия бывают: собирательные и несобирательные.

Собирательные – это понятия, выражающие не цельный предмет или качество, а совокупность однотипных предметов. Такими понятиями будут «созвездие», «букет», «взвод» и т.п., так как все эти понятия подразумевают не один предмет, а их группу.

Несобирательные – это понятия, выражающие цельный предмет или качество. Например: «Стол», «радость», «студент» и т.д. Не стоит путать собирательное понятие и собранный предмет. Так, стол может быть собран, но является несобирательным понятием.

Уровень третий:

Понятия бывают: абстрактные и конкретные.

Абстрактные – это понятия, которые выражают не предмет, а лишь качество, присущее какому-либо предмету (abstractio - «отвлечение», латынь). Качества не могут существовать отдельно от предметов, обладающих ими. Таковыми будут понятия «вес», «красота», «добро», «грусть» и т.п.

Конкретные – это понятия, выражающие определенный предмет, даже если его существование не доказано. Например: «Человек», «береза», «призрак», «инопланетянин». Прилагательные и причастия также включаются в конкретные понятия, допустим, «красивый», «кричащий» и т.п.

Уровень четвертый:

Понятия бывают: отрицательные и положительные.

Отрицательные – это понятия, подразумевающие отсутствие чего-либо. Часто идея отсутствия выражается с помощью отрицательных частиц: - не, - без, - а. «Не счастье», «не удача», «без работица», «бес честность», «а моральный поступок» - примеры отрицательных понятий.Однако такое бывает не всегда, иногда прямой смысл слов тоже отражает отсутствие чего-то: «сирота», «вдова» и т.п.

Положительные – это понятия, которые попросту называют предмет (без идеи отсутствия). Например: «Дерево», «студентка», «автомобиль». Нельзя путать отрицательность в логическом и этическом смыслах. В логике отрицательно то, что указывает на отсутствие, в этике – то, что «плохо» или «хорошо». Скажем, понятие «трезвый» является отрицательным в логическом смысле (так как фактически означает «не пьяный»), но положительным в этическом смысле. И, напротив, понятие «убийство» является положительным в логическом смысле (так как не выражает идею отсутствия чего-либо), но отрицательным в этическом смысле.

 

Это интересно: Вопросы этики не раз вставали перед логиками. Так, средневековый индийс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.013 с.)