ТОП 10:

И ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Учебное пособие

 

Барнаул 2015


 

УДК 82.085

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики журналистики АлтГУ И.В. Фотиева;

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы АлтГПУ И.Н. Островских

 

 

Н.А. Даренская, В.В. Останин. Культура речи и основы логического мышления: учебное пособие. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. - 144 с.

 

Учебное пособие включает необходимые теоретические сведения по курсу «Культура речи и основы логического мышления», а также комплексную систему вопросов и заданий, способствующих успешному освоению студентами основных разделов дисциплины. Новизна издания связана с осмыслением как единого целого двух самостоятельных курсов («Культура речи» и «Логика»), при этом концепция курса ориентирована на языковые условия логичности, их взаимосвязь с основными формами мышления и формальными законами логики.

Пособие содержит теоретический материал и практические задания, предназначенные как для аудиторной, так и самостоятельной работы. В нем приведены контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету, даны варианты контрольных работ. Система практических заданий разработана с учетом представленных теоретических сведений, а также материала лекций, читаемых по дисциплине.

Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ (протокол № 3 от 10 ноября 2015 г.).

 

© Даренская Н.А., Останин В.В., 2015

© ФГБОУ ВО АГАУ, 2015


Оглавление

Введение
Раздел 1. Основные категории логики
1.1. Введение в науку логики
1.1.1. Объект и предмет логики
1.1.2. Возникновение и история логики
1.1.3. Основные логические законы
1.1.4. Структура познания
1.2. Понятие как форма мышления
1.2.1. Определение понятия
1.2.2. Содержание и объем понятия
1.2.3. Классификация понятий
1.2.4. Отношения между понятиями
1.2.5. Операции с понятиями
1.3. Суждение как форма мышления
1.3.1. Определение суждения и его виды
1.3.2. Структура суждений
1.3.3. Объединенная классификация суждений
1.3.4. Распределенность терминов в суждениях
1.3.5. Отношения между простыми суждениями
1.3.6. Сложные суждения и их классификация
1.4. Умозаключение как форма мышления
1.4.1. Определение умозаключения и его виды
1.4.2. Дедукция и ее разновидности
1.4.3. Индукция и ее разновидности
1.4.4. Аналогия и ее разновидности
Раздел 2. Культура речи. Логичность речи как коммуникативное качество  
2.1. Характеристика понятия «культура речи»
2.2. Коммуникативные качества речи
2.3. Логичность как важнейшее коммуникативное качество. Условия логичности речи  
2.3.1. Законы логики и их роль в речи
2.3.2. Речевые (языковые) условия логичности
2.3.3. Некоторые приемы выявления и проверки логико-смысловых связей. Способы устранения логических ошибок.    
2.3.4. Логичность речи и функциональные стили
Практикум
Вопросы к зачету
Библиографический список

Введение

Язык и мышление представляют два неразрывно связанных понятия. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos” для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. В жизни любому из нас хочется, чтобы наша речь убеждала слушателей, была действенной. Знание законов логики и умение пользоваться ими, владение такими категориями и мыслительными операциями, как понятие, его определение и деление, анализ, синтез, суждение, умозаключение, аналогия и т.д. необходимо для умения устанавливать закономерные связи между явлениями действительности, доказывать истинность того или иного утверждения.

Настоящее пособие является спланированным теоретическим дополнением к изданному ранее, в 2012году, практикуму по курсу «Культура речи и основы логического мышления»[1]. Практикум представлял собой только перечень заданий по дисциплине и не имел теоретического сопровождения (разумеется, помимо читаемых авторами лекций). Принципиальное отличие настоящего издания заключается прежде всего в том, что авторы включили необходимые теоретические сведения, дополнили и переработали комплекс практических заданий. В настоящем пособии был обобщен личный практический опыт, полученный в результате преподавания дисциплины, учтены некоторые методические трудности и нюансы. Учебное пособие создавалось с учетом концепции дисциплины, направленной на совершенствование навыков устной и письменной речи, формирование логической культуры работы с языковым материалом. При этом учитывался тот факт, что большая роль в процессе обучения отводится навыкам логического анализа текста и его редактированию.

Содержание разделов учебного пособия соответствует задачам изучаемой дисциплины и направлено на повышение уровня общей речевой культуры студентов, формирования у них умения работать с текстом на основе знания законов логики.

Первый раздел «Основные категории логики» знакомит с основными формами абстрактного мышления. Методологически содержательная часть данного раздела базируется на историческом подходе В. Минто, основанием которого является учет исторического контекста возникновения и развития логики. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его необходимо развивать различными способами. Логические задания, представленные в практикуме, направлены на развитие абстрактного мышления, нацелены на выработку умения производить простейшие логические операции. Знание основ логики повышает уровень культуры мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности речи, усиливает ее эффективность и убедительность. Основной акцент сделан на работу с понятиями.

Второй раздел «Культура речи. Речевые условия логичности» дает представление о логичности как важнейшем коммуникативном качестве речи, обеспечивающим ее точность и ясность. Имеющиеся в данном разделе теоретические сведения знакомят с понятием «логическая ошибка», причинами ее возникновения, содержат разнообразный иллюстративный материал по типологии речевых ошибок и их анализу. Задания, представленные в практикуме по данному разделу, учат правильно формулировать мысль, развивают умение аналитически мыслить в процессе языкового оформления текста. Полученные навыки языкового анализа помогут избежать логических недочетов в устной речи и письменных текстах.

Учебное пособие предназначено как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы. Оно незаменимо для текущей подготовки к занятиям, а также сдачи зачета. Материал контрольных работ позволяет осуществлять итоговый контроль полученных знаний и приобретенных в процессе обучения навыков. Авторы-составители рекомендуют студентам обязательное посещение лекций, что должно способствовать еще более успешному овладению теоретическим материалом. Авторы искренне надеются, что предлагаемое пособие поможет студентам в развитии и совершенствовании их коммуникативно-речевых умений.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.004 с.)