ТОП 10:

Речевые условия логичности на лексическом уровне



Одной из предпосылок логичности речи является верное словоупотребление, способствующее созданию понятийной точности.

Употребление слов не в соответствии с их значением часто приводит не только к смысловой неточности в речи, но и к алогизмам[5]. Например, в предложении «В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа» алогизм возникает вследствие неверного употребления слова «суток», в сутках всегда двадцать четыре часа, и они не могут «возрастать» или «убывать», правильнее было бы употребить понятие «светового дня». В предложении «Летом в лесах вспыхивают пожары благодаря неосторожному обращению с огнем» семантика слова «благодаря» противоречит содержанию мысли.

Часто логические ошибки вызваны невнимательным отношением к слову, его значению. Проанализируем предложение: «На таких встречах обсуждались проблемы «братьев наших меньших». Принимая во вниманиезначение слова «проблема» (Проблема - «сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследование»), мы можем констатировать логическую ошибку: проблемы стоят не перед «братьями нашими меньшими» - животными, а перед человеком, поэтому нельзя обсуждать «проблемы животных», можно обсуждать проблемы их выживания, сохранения и т. п. Ошибка в данном случае вызвана невнимательным отношением автора к значению слова.

Таким образом, небрежное употребление слов, нарушение норм лексической сочетаемости приводит к смысловой неточности, затрудняет понимание речи.

При неправильном употреблении в речи омонимов и многозначных слов может возникнуть одна из наиболее распространенных логических ошибок – двусмысленность в понимании высказывания (амфиболия[6]). Классический пример амфиболии - фраза «Казнить нельзя помиловать», где смысл меняется в зависимости от места паузы после или перед словом «нельзя». Приведем речевые примеры амфиболии: «Будем ждать, что покажут данныеобследования» («данные» в значении «показатели»? или в значении «эти»?); Для лесных ландшафтов Юго-Восточной Азии характерны планирующиеживотные (глагол «планировать» имеет несколько значений: «строить планы», «пар́и́ть» (в воздухе))

Неверное словоупотребление, обусловленное плохим или недостаточным знанием действительности, является причиной неразличения понятий (подмены понятий, неоправданного их расширения или сужения, употребления видового понятия вместо родового и наоборот). Так в предложении «Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма» мы сталкиваемся с подменой понятия (Конечно, демонстрируется сам фильм, а не его название). Ошибка подмены понятий(неразличения) часто возникает при сопоставлении разнородных понятий и не всегда сразу заметна. В предложении «Сравним последние экономические показатели работников предприятия «Сольвейг» с предыдущими годами» сопоставляются разнородные понятия – «показатели» сравниваются с «годами», а не с «показателями». В предложении «Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости» сопоставляются разнородные понятия- «размеры» и «плоскость». Правильнее сравнивать «размеры» с «размерами», а «плоскость» с «плоскостью». Возможный вариант правки: «Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая». В предложении «Клюв лесного рябчика по цвету напоминает обыкновенного рябчика», «клюв» сопоставляется с самим «рябчиком», а не с «клювом».

В случае подмены понятия речевая правка может быть различной: иногда достаточно заменить неудачно употребленное слово, в других случаях лексическая замена сочетается с использованием новых, уточняющих слов, наконец, порой необходимо переделать предложение, чтобы верно передать мысль.

Нелогичной делает речь и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий. Приведем пример неоправданного расширения понятия: «При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока» (в данном случае следовало употребить не родовое наименование - животное, а видовое - корова). Примером неоправданного сужения понятия может служить следующее высказывание: «Вырубка древесины по берегам рек наносит большой ущерб окружающей среде» (вместо «узкого» понятия «древесина» правильнее следует употребить более «широкое» - «деревья»).

К искажению или затемнению смысла высказывания, к подмене понятий часто приводит немотивированный пропуск слов (речевая недостаточность). Так, в предложении «Творчество Пушкина волнует читателей на самых различных языках» неоправданный эллипсис (пропуск слова «говорящих») приводит к подмене понятий: получается, что творчество волнует читателей на самых различных языках, а не читатели говорят на них. Очень часто пропуск какого-либо речевого элемента порождает двусмысленность высказывания. Так двусмысленность возникает в следующем примере: «Принимаем заявки на лечение от руководителей хозяйств». Амфиболия вызвана тем, что сочетание «лечение от» (чего?) грамматически требует названия болезни. В результате получается искажение смысла: получается, что принимаются заявки на лечение от руководителей хозяйств как от болезни. Точнее было бы записать так: «Принимаем заявки от руководителей хозяйств на лечение работников (персонала)». Аналогичная ошибка имеется и в другом подобном примере: «Принимаем заявки на лечение от организаций».

Нередко причиной подмены понятий может быть и речевая избыточность. Рассмотрим следующий пример: «Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством» (Очевидно, что государство финансирует не цену, а само пребывание).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.208.22.127 (0.005 с.)