Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. Различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), то есть определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, то есть время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, то есть временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. 3 Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами. Биологический фактор речевой деятельности вообще и речевого взаимодействия в частности состоит в том, что человек от природы наделен способностью мыслить и говорить, а также особыми органами (речемыслительным аппаратом) для осуществления и того, и другого. В частности, мыслительной и речевой деятельностью индивида управляет особые центры, существующие в коре головного мозга: - акустический (сенсорный) центр Вернике: помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, в этом центре хранятся все известные нам слова. - двигательный (моторный) центр Брока: руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. Социальный фактор проявляет себя в том, что для речевого взаимодействия требуется сообщество, состоящее по меньше мере из двух человек. В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслителъная, модальная (волевая), эмоциональная, интещиальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы. Структура речевого взаимодействия включает в себя следующие элементы: 1) говорящий (адресант речи, референт); 2) слушающий (адресат речи, реципиент); 3) предмет речи (то, о чём говорят), – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи; 4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия; 5) высказывание – это коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим. Этапы речевого взаимодействия различны в отношении говорящего и слушающего. В отношении говорящего поэтапная последовательность речевого взаимодействия может быть представлена в следующем виде: 1) составление внутреннего планавысказывания: рассуждение по поводу предмета речи и обдумывание высказывания; 2) порождение, структурирование высказывания: извлечение нужных языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических), необходимых для построения высказывания; 3) говорение: воплощение высказывания в материальных акустических сигналах. С точки зрения слушающего речевое взаимодействие предстает как последовательность следующих этапов: 1) составление внутреннего плана: прогнозирование высказывания, представление о том, что может сказать собеседник по поводу предмета речи; 2) восприятие (перцепция): декодирование словесных знаков, понимание смысла высказывание и его оценка, принятие или непринятие его; 3) реагирование: речевой или поведенческий отклик на высказывание. 48. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи, к которым относятся мимика, жесты, позы, выражение глаз и т.д. Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация). Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация». РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д. Кроме того, речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), то есть определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, то есть время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, то есть временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами. Биологический фактор речевой деятельности вообще и речевого взаимодействия в частности состоит в том, что человек от природы наделен способностью мыслить и говорить, а также особыми органами (речемыслительным аппаратом) для осуществления и того, и другого. В частности, мыслительной и речевой деятельностью индивида управляет особые центры, существующие в коре головного мозга: - акустический (сенсорный) центр Вернике: помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, в этом центре хранятся все известные нам слова. - двигательный (моторный) центр Брока: руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. Социальный фактор проявляет себя в том, что для речевого взаимодействия требуется сообщество, состоящее по меньше мере из двух человек. Вообще, речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслителъная, модальная (волевая), эмоциональная, интещиальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы. Структура речевого взаимодействия включает в себя следующие элементы: 1) говорящий (адресант речи, референт); 2) слушающий (адресат речи, реципиент); 3) предмет речи (то, о чём говорят), – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи; 4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия; 5) высказывание – это коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим. Этапы речевого взаимодействия различны в отношении говорящего и слушающего. В отношении говорящего поэтапная последовательность речевого взаимодействия может быть представлена в следующем виде: 1) составление внутреннего планавысказывания: рассуждение по поводу предмета речи и обдумывание высказывания; 2) порождение, структурирование высказывания: извлечение нужных языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических), необходимых для построения высказывания; 3) говорение: воплощение высказывания в материальных акустических сигналах. С точки зрения слушающего речевое взаимодействие предстает как последовательность следующих этапов: 1) составление внутреннего плана: прогнозирование высказывания, представление о том, что может сказать собеседник по поводу предмета речи; 2) восприятие (перцепция): декодирование словесных знаков, понимание смысла высказывание и его оценка, принятие или непринятие его; 3) реагирование: речевой или поведенческий отклик на высказывание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.01 с.) |