Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические методы познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой. 22. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза - совершенно новое образование. Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Во-вторых, разновидностью анализа является классификация и периодизация. 2. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными - главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета, а также от конкретных задач исследования. 3. Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).
4. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный гази т.п.). Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкты, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов. 5. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п. 6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d; объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта ("модели"), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект – развитие моделирования. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование. Рубрикация 1. Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной мыслью, предметом изложения. В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности. При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объема понятия посредством выделения в нем видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам: 1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами». 2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечет ошибку, называемую «сбивчивое деление». 3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое. Последний параграф пересекается с первым и является его частью. 4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нарушение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами. Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация. Например: Часть первая Часть вторая Глава I Глава I § 1 § 1 § 2 § 2 Глава II Глава II § 1 § 1 § 2 § 2 . Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами. Внутриабзацные перечни применяют: а) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчеркнуто выделить; б) когда к работе предъявляются требования особой компактности. Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую. Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку. В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами. Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят: 1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой; 2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой. При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания: 1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень; 2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена. Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки, 2. Правила цитирования Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Обязательно указание номеров страниц в источнике. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Если Вы, приводя цитату, выделяете в ней какие-то слова, важные для Вашего текста, то после выделения Вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (курсив мой. – В.К.), (подчёркнуто мною. – В.К.), (разрядка наша. – В.К., Ю.Т.). Инициалы при этом обозначают первую букву Вашего имени и первую букву Вашей фамилии. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требования библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта: Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список по алфавиту фамилий авторов. После приведённой в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данной списке и через точку с запятой – номер страницы. Например: [14; 236]. Список литературы составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, желательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается инициалы и фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Б.Д. Карвасарский, 1978, с. 175). В случае когда в Вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилии со своими инициалами: (Brodsky P., Brodsky M., 1971, с. 12). Если в одном году вышло несколько работ одного автора, то они помечаются строчными буквами: 2004а, 2004б, в порядке их алфавитного следования в списке. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК Сноски должны оформляться следующим образом: 1) нумерация сносок должна начинаться на каждой странице; сноски нумеруются арабскими цифрами; 2) фамилии и инициалы авторов цитируемых работ выделяются курсивом, причем инициалы следуют после фамилии, пробел между инициалами отсутствует 3) названия цитируемых работ даются без кавычек; название книги должно быть полным: а) если есть подзаголовки, то их располагают после основного названия и разделяют двое- точием б) если это перевод, то после косой черты / указываются инициалы и фамилия переводчика в) если книга написана группой авторов, то после косой черты / указывается редактор (инициалы ставятся перед фамилией, пробел между инициалами имеется) 4) данные о цитируемой работе оформляются в порядке, предусмотренном для оформления списка библиографии; в конце указывается номер страницы; 5) приводятся все необходимые выходные данные использованных работ: количество томов, место издания, издательство, год издания, номер страницы; 6) при повторном цитировании одного и того же произведения указываются только необходимые данные, а именно: а) фамилия и инициалы автора, название работы и номер страницы – если ссылка на эту работу имеется выше, но не предшествует повторной ссылке б) номер страницы и отсылка к предшествующей сноске для книг на иностранных языках выражение “Там же” заменяется выражением “Ibid”; в) просто отсылка к предшествующей сноске – если цитата относится к той же странице, на которую было только что указано 7) неточное цитирование сопровождается указанием на соответствующее место в работе 8) после указания источника цитаты возможны собственные комментарии, которые отделяются длинным тире (например: Малинин В.А. Пушкин как мыслитель. – Красноярск, 1990. С. 128. – Более подробное описание взглядов на историю см. в главе «Мысли об исторической зако- номерности»); 9) общее форматирование сносок: шрифт – Times New Roman, размер – 10 пт; выравнивание – по ширине; отступ первой строки 0,5 см; междустрочный интервал – одинарный. Примеры оформления сносок: Монографии: указываются фамилия и инициалы автора, название работы, номер издания (если есть), количество томов и номер тома (если есть), место издания, издательство (не обязатель- но), год издания, номер страницы. Если монографии опубликованы в составе собрания сочинений, то указываются фамилия и инициалы автора, название работы, после чего ставится знак // и указывается вид собрания сочинений (принятые сокращения: ПСС – полное собрание сочинений, сочинения), количество томов, номер тома, место и год издания данного тома, номер страницы. Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего // Соч. В 5 т. Т. 3. – М., 1960. С. 45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 334. Карпов В.Н. Введение в философию. – СПб., 1840. С. 57. Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы (1845) // ПСС. В 2 т. Т. 1. – М., 1911.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.012 с.) |