Лексико-синтаксические особенности аннотаций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-синтаксические особенности аннотаций.



Лексика аннотации отличается преобладанием имен над глаголами, абстрактных существительных над конкретными, относительной замкнутостью, однородностью лексического состава.

Логичность изложения материала в тексте аннотации вызывает широкое употребление пассивных конструкций, безличных предложений с инфинитивом и предикативными наречиями на «-о», с безличными глаголами или с личными в значении безличных.
Выбор лексических средств и синтаксических конструкций дожжен способствовать достижению высокой степени лаконичности, обобщенности, точности и логичности подачи материала в тексте аннотации.

Поскольку аннотация пишется своими словами, а высокая степень компрессии текста требует от автора аннотации высокой степени абстракции и обобщения материала, то формулировки в тексте аннотации не лишены субъективной оценки.

Аннотация не должна повторять заглавие первоисточника, а наоборот, раскрыть его, конкретизировать. При составлении аннотации следует избегать избыточности информации, в частности ее повторения, лишних фраз, вводных слов и предложений, сложных придаточных предложений.

33. Работа с научным текстом при аннотировании;

1 Сведения об авторе

2 Сведения о форме (жанр) текста

3 Предмет, объект или тема

4 Характеристика содержания аннотированного документа

5 Характеристика справочного аппарата издания

6 Целевое и читательское назначение документа

План анализа документа при составлении рекомендательной аннотации

1 Сведения об авторе

2 Характеристика аннотированного произведения

3 Оценка произведения

4 Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления

5 целевых и читательское назначение документа

34. Виды репродуктивных рефератов;

Репродуктивные рефераты могут лишь воспроизвести содержание источника, не добавляя ничего нового. Если развивать классификацию, то можно разделить каждую группу рефератов еще на две группы в зависимости от метода создания и содержания. Репродуктивные рефераты тоже бывают двух видов: реферат резюме и реферат конспект. В первом случае речь о рефератах, которые созданы из основных положений данной темы. Во втором случае, речь о рефератах, которые состоят из фактов, обобщенной информации, а также из результатов анализа и исследований с возможностью их последующего применения.

 

35. Виды продуктивных рефератов;

Продуктивные рефераты это рефераты, которые воспроизводят осмысление источника, с учетом критики и творческого подхода. Продуктивные рефераты бывают двух видов: реферат доклад и реферат обзор. Первая категория создается с применением разных источников и состоит их сопоставление разных мнений по одному вопросу. Вторая категория рефератов обладает развернутым сюжетом, и содержит еще и объективную оценку анализа вопроса с разных точек зрения.

Продуктивные рефераты требуют более творческого подхода к написанию работы, а именно дополнения фактического изложения материала анализом, развернутой оценкой, критикой. Такая работа также может представлять собой обзор и сравнение данных, собранных из нескольких источников.

Рефераты-обзоры аккумулируют в себе несколько разных взглядов и мнений на один и тот же вопрос, сопоставляя их друг с другом. Обзорные рефераты, в свою очередь, подразделяются на такие виды рефератов, как монорефераты - в виде связного произведения, и полирефераты - в виде совокупности отдельных рефератов.

В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; эта работа имеет развёрнутый характер.

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА. СХЕМА-МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА

Структура обычного реферата:

  • содержание (или оглавление - кому что больше нравится);
  • введение;
  • несколько глав (от 2 до 5);
  • заключение;
  • список литературы (или библиографический список).

Каждая из этих частей начинается с новой страницы.

Во введении реферата должны быть: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; краткая характеристика структуры реферата (введение, три главы, заключение и библиография); краткая характеристика использованной литературы.

Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.

Главы реферата могут делиться на параграфы. Главы можно заканчивать выводами (по паре фраз), хотя для реферата это и не обязательно.

В заключении должны быть ответы, на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.

Список литературы у реферата - 4...10 позиций, бывает и 20, но это уже экзотика. Сюда входят нормативные акты, книги, бумажная периодика, интернет-источники.

Иногда у реферата бывают приложения - картинки, схемы и пр., однако очень редко.

И еще по тексту должны быть ссылки - от 2 до 10.

Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Заголовки указанных частей реферата пишутся заглавными буквами и размещаются по центру строки. Между заголовком и последующим текстом должна быть пустая строка.

Главы реферата могут делиться на параграфы (если реферат небольшой, то лучше этого не делать). Заголовок параграфа пишется строчными буквами с заглавной, размещается «по ширине страницы» и с отступом красной строки. Пропуска строки между заголовком параграфа и последующим текстом не делается. Главы и параграфы реферата нумеруются. Точка после номера не ставится. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой, например: «1.3». Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их «жирностью» или курсивом.

Как оформлять текст реферата? Текст реферата размещается с центрированием «по ширине страницы». Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,5 см.

Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится. Номер страницы проставляется по-разному, чаще всего - в верхнем правом углу.

Рисунки и таблицы (если они есть) в реферате также нумеруются. Обычно нумерация сквозная, но допускается и поглавная - в каждой главе начинается заново (тогда номер рисунка или таблицы перед собственно своим номером через точку содержит номер главы). Все рисунки и таблицы должны иметь подписи. Подпись рисунка идет сразу за номером рисунка (например, «Рис. 2.3. Картинка такая-то») и ставится «по центру страницы» под рисунком. Подпись таблицы в реферате также располагается «по центру страницы», но ставится над таблицей. Номер таблицы проставляется над подписью к таблице после слова «Таблица» и располагается «по правому краю», например, «Таблица 2.4». Нумерация рисунков и таблиц в приложении своя, независимая.

В списке литературы для реферата источников должно быть 4-10. Впереди идут нормативные акты, потом книги, далее печатная периодика, источники с электронных носителей (например, «Консультант Плюс» или CD-издания), далее интернет-источники.

Очень желательно, чтобы в реферате были ссылки. Для курсовых и дипломов - это требование, безусловно, а для рефератов носит рекомендательный характер. Количество ссылок для реферата - от 2 до 10. Ставить ссылки можно двумя способами: за текстом номер ссылки в верхнем регистре - и внизу страницы название источника; за текстом в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. Ссылки безусловны на все точные числовые данные и на все прямые цитаты.

Структура реферата. Реферат имеет определенную композицию:
Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.

Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Подготовка к написанию реферата

1 Выбор темы

В начале учебного года или семестра преподаватель проводит среди студентов распределение тем рефератов и определяет сроки их защиты. У каждого студента должно быть достаточно времени, чтобы собрать литературу, продумать план, написать, а затем усовершенствовать первоначальный вариант работы.

2 Составление библиографии и изучение литературы.

Чтобы отобрать необходимую для написания реферата литературу, студенту нужно самостоятельно или вместе с преподавателем составить предварительный план реферата. В плане определяются основные направления развития поставленной проблемы и структура будущей работы. Можно также пользоваться помещенной в книгах библиографией.

После этого студент приступает к изучению подобранной литературы. Это могут быть монография, статьи, брошюры, материалы периодической печати. При написании реферата и оформлении его необходимо знать ряд обязательных требований:

-объём- 6-12 страниц

-ясность и грамотность изложения

-логичность в подаче материала

-соблюдение абзацев

-цитатный материал имеет точные указания на источник в подстрочных сносках (фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания; для журнала – номер и год издания)

-точное цитирование, все цитаты заключаются в кавычки, при цитировании можно опустить одно или несколько слов, заменив их многоточием, если при этом не нарушается общий смысл высказывания

-соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов

-список использованной литературы приводится в следующей последовательности:

*специальная литература (список располагается в алфавитном порядке, по фамилиям авторов)

*учебная литература

*периодическая печать

38. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ РЕФЕРАТ

Смысловые компоненты текста Языковые средства выражения
1. Тема и название статьи Данная, настоящая, рассматриваемая статья (книга) … Статья (книга) называетсяz{, носит название, озаглавлена… Тема статьи (книги) …; Данная статья (книга) посвящена теме…; Статья (книга) написана на тему о …; В статье говорится о …; Автор статьи (книги) рассказывает о …
2. Проблематика статьи (книги) В статье (книге) рассматривается, ставится вопрос о том, что …; В статье (книге) автор касается вопросов о …; Автор затрагивает, ставит, освещает вопрос о …; автор говорит о проблемах …; останавливается на следующих вопросах (проблемах)… В статье (книге) излагается, представлена точка зре- ния, обобщается опыт работы …; дается анализ (чего), дается оценка (чему), дается описание (чего), научное обоснование (чего)
3. Композиция статьи (книги) Статья (книга) делится на …, состоит из …, начинается с … В статье можно выделить вступление, основную часть и заключение. Книга (статья) состоит из глав, частей, разделов. Во вступительной (первой) части говорится о…, ста- вится вопрос о том, что…, излагается история вопроса, речь идёт … Во вступительной части статьи, в предисловии к книге речь идёт о … В основной части статьи дается описание…, дается анализ, излагается точка зрения на …, дается характеристика (чего). В основной части значительное (большое) место от- водится (чему); большое внимание уделяется (чему); основное внимание обращается (на что). В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования; делается вывод, обобщается сказанное выше; дается оценка (чему); В заключении подчеркивается (что); Статья заканчивается (чем).
4. Сравнение различных точек зрения Существует несколько точек зрения по данной про- блеме; Можно остановиться на нескольких основных точках зрения по данному вопросу. Одна из точек зрения заключается в том, что…; вто- рая точка зрения противостоит первой. Если первая утверждает, что …, то вторая отрицает это. Третья точка зрения высказана (кем) в статье (какой)… Мы разделяем третью точку зрения, приведенную здесь. С этой позиции мы попытаемся рассмотреть реферируемую книгу (статью).  
5.Сообщение о наличии основной информации в авторском тексте Автор статьи называет, описывает, анализирует, рас- сматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что). Автор статьи сравнивает, сопоставляет (что, с чем); противопоставляет (что, чему); критически относится (к чему). В статье называется, описывается, анализируется, доказывается, рассматривается, утверждается (что); опровергается, характеризуется (что, как, каким образом); сравнивается (что, с чем); противопоставляется (что, чему). В статье дан анализ, дается характеристика, приво- дятся доказательства (чего). В статье приводятся сравнения, сопоставления (чего, с чем); приводится противопоставление (чего, чему).
6. Основание для до-казательства, утвер- ждения, соответствия или противоречия Это доказывает, подтверждает то, что …; это соот- ветствует, противоречит тому, что … На этом основании автор считает, утверждает, дока- зывает, что … Автор опирается на факты, на то, что …; объясняет это тем, что …; исходит из того, что…
7. Описание основ-ного содержания авторского текста В статье высказывается мнение о том, что …; пред- ставлена, высказана точка зрения (на что); доказано, что … В статье содержатся спорные, дискуссионные поло- жения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины. В статье имеются ценные сведения, важные неопуб- ликованные данные (о чем), убедительные доказательства (чего).
8. Включение допол-нительнойинформа- ции в авторский текст Важно отметить, что …; необходимо подчеркнуть, что …; надо сказать, что …
9. Сообщение осог-ласии или несогласии А) Согласие: Мы разделяем мнение автора статьи по вопросу о том, что …; стоим на сходной с ним точке зрения на то, что …; согласны с ним в том, что … Следует признать достоинство (чего) … Следует признать необходимым, важным, полезным, интересным, убедительным, оригинальным, достойным внимания (что)… Представляется важным, убедительным, интересным, оригинальным утверждение, вывод о том, что … Нельзя не согласиться с тем, что …; нельзя не при- знать того, что …; нельзя не отметить того, что … Б) Несогласие: Хотелось бы возразить (кому, на что); хотелось бы выразить сомнение (по поводу чего) …; хочется возразить автору по вопросу о … Вызывает сомнение утверждение о том, что …; вызывает возражение то, что … Позволим себе не согласиться с автором в том, что …; позволим себе возразить автору на то, что …; позволим себе выразить сомнение по поводу того, что … Мы стоим на противоположной точке зрения по во- просу о том, что ...; не разделяем мнения автора о том, что …; расходимся с автором во взглядах на вопрос о том, что … Сомнительно, что …; непонятно (что, почему, как).
10. Оценка А) Элементы положительной оценки: Автор подробно описывает, рассматривает, характе- ризует (что); останавливается (на чем). Автор широко иллюстрирует, убедительно доказывает, подробно исследует (что); подтверждает выводы примерами; подтверждает основные положения фактами. Б) Элементы отрицательной оценки: Необходимо отметить следующие недостатки; (что) представляется недосказанным, малоубедительным, сомнительным, непонятным. Автор вступает в противоречие (с чем), противоречит (чему); необоснованно утверждает (что). Автору не вполне удалось показать, доказать, рас- крыть (что).
11. Адресат статьи (факультативный смысловой компонент) Статья (книга) адресована специалистам / неспециа- листам, широкому кругу читателей. Статья рассчитана (на кого), интересна (кому), пред- ставляет (может представлять) интерес (для кого).

 

39. РЕФЕРАТ-ОБЗОР. ОСОБЕННОСТИ РЕФЕРАТА-ОБЗОРА;

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает представление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения.Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявлениесходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций. Каждаястатья (книга) в таком случае представляет собой отдельнуюмикротему.

Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнениямикротем, либо с

позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на даннуюпроблему.

Чтобы написать реферат-обзор, придерживайтесь следующихправил:

1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорногореферирования. Сформулируйте объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)

2. Составьте план реферата.

3. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.

4. Определите:

а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию иязыковые средства для вашего реферата;

б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;

в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.

5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:

а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможныесокращения или трансформации;

б) если основное содержание коммуникативного блока не выраженочетко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;

в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативныхблоков выберите тот его вариант, где основная информация выраженаполнее и более экономными языковыми средствами.

6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии ссоставленным планом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.016 с.)