Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основные категории логикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение в науку логики Объект и предмет логики, ее отличие от других наук о мышлении. Возникновение логики в Древней Греции и Древней Индии, главные вехи ее истории. Основные логические законы. Структура познания: чувства, мышление, интуиция.
Объект и предмет логики
Каждая отдельная наука для того, чтобы отличаться от других отраслей научного знания должна иметь стандартные характеристики. Среди таких характеристик, прежде всего, необходимо выделить объект и предмет науки. Объект – это то, на что направлено исследование какой-либо науки в самом широком смысле. Часто это просто одно слово. Объектом логики является мышление. Возможно, нет более знакомой нам и в то же время более загадочной вещи, чем человеческая мысль. Все мы постоянно думаем, строим планы, мечтаем и т.п., даже во сне наша мысль «не отпускает» нас и продолжает функционировать, и лишь в глубоком сне без сновидений мы на какое-то время отдаляемся от нее. С другой стороны, мышление до сих пор является большой загадкой и объектом многочисленных ученых споров. Тождественно ли мышление нашему «Я» или нет? На этот нехитрый с виду вопрос не так-то легко дать однозначный ответ. Декарт утверждал, что глубинное человеческое «Я» и мышление полностью совпадают. Он выразил свою идею в знаменитом афоризме: cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую», латынь). Напротив, Кант и многие восточные мудрецы полагали, что за напряженной работой каждого человеческого ума в глубине нашей природы кроется истинное человека «Я», а мышление для него – не более чем объект созерцания и инструмент управления телом. Еще одну загадку представляет собой место осуществления мыслительной активности. Мы можем провести простой эксперимент: Представьте, к примеру, яблоко и удерживайте его образ в голове. А теперь предположим, что как раз в данный момент мы делаем Вам рентген мозга. Как Вы думаете, увидим ли мы на снимке яблоко, или пусть даже очень маленькое премаленькое яблочко? Очевидно, что нет. Так, где же то место, в котором мы «увидели» яблоко в своей голове, подумали о нем? Вопрос остается открытым для науки даже сейчас. Не менее интересной является проблема контроля мышления. Еще один простейший эксперимент: Представьте, что Вы получили задание: «Пожалуйста, не думай о розовых слонах, с такими большими ушами и длинным мягким хоботом...». Итак, о чем Вы сейчас думаете? Правильно! О розовых слонах! Случается так, что мы не можем вытеснить из нашего ума неприятные нам мысли, образы и т.п. Контролировать мышление зачастую действительно очень сложно. Еще более глубокой по своему содержанию является проблема возможности остановки мыслительной активности, что порой объявляется важной психологической техникой в некоторых школах современной психологии и многих направлениях йоги. Однако парадокс заключается в том, что зафиксировать сам момент остановки мышления фактически не представляется возможным без того, чтобы подумать: «Наконец, я не мыслю»! Но ведь это и есть самая обычная мысль! Таким образом, объект логики, несомненно, важен и одновременно чрезвычайно интересен. Однако зачастую мы имеет ситуацию, когда один и тот же аспект реальности (в данном случае мышление) является объектом сразу для нескольких наук. Так, мышление изучает не только логика, им занимается и психиатрия, и нейрофизиология высшей нервной деятельности, и ряд других наук. Именно для того, чтобы отличить одну науку от другой вводится их предмет. Предмет – максимальная конкретизация объекта исследования, приводящая в полное соответствие саму науку с тем, чем она занимается. Если один и тот же объект может быть объектом для нескольких наук, то предмет у каждой конкретной науки должен быть только одни, ее собственный. Попытаемся отличить предмет логики от предмета названных нами наук. Предметом психиатрии является неправильное мышление, т.е. различные отклонения в процессе мысли. Полагаем, Вы не так уж часто бываете на приеме у психиатра, если вообще были. Почему? Потому что у Вас все в порядке, и Вы, по большому счету, думаете правильно. Иначе логика, как и любое другое обучение, даже начальное, вряд ли давалось бы Вам с успехом. Предметом нейрофизиологии высшей нервной деятельности является вещество мышления, т.е. нейрофизиологов не интересует, правильно мыслит человек или неправильно, они изучают саму субстанцию мышления – мозг. В исключительных случаях бывает, что даже при сильной деформации мозга человек все же продолжает мыслить вполне правильно. Итак, что же остается для логики? Предметом логики является правильное мышление. Другими словами, логика изучает:
- по каким законам - посредством каких форм - с помощью каких операций - на основании каких аксиом думает человек, адекватно (правильно) воспринимающий окружающий его мир. Заметим, что в данном списке фактически изложено все содержание последующего курса логики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.009 с.) |