Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом

Поиск

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

И СПОРТОМ

Управление физической культурой и спортом базируется на использовании разнообразных нормативно-правовых актов, мас­сив которых представляет собой многоуровневую систему.

Одним из важнейших оснований дифференциации норматив­но-правовых актов по управлению физической культурой и спортом


 




является их характер. Проведем по этому основанию поуровневую; классификацию нормативно-правовых актов, используемых двд управления физической культурой и спортом:

1. Законодательные акты.

1.1. Законодательные акты Российской Федерации.

1.1.1. Конституционные законы.

1.1.2. Обыкновенные законы.

 

1.1.2.1. Кодификационные законы.

1.1.2.2. Текущие законы.

1.2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации.

2. Подзаконные акты.

2.1. Постановления.

2.1.1. Постановления органов государственной власти.

2.1.2. Постановления органов государственного управления.

2.2. Распоряжения.

2.2.1. Распоряжения Президента Российской Федерации.

2.2.2. Распоряжения органов государственной власти.

2.2.3. Распоряжения органов государственного управления. Используя приведенную выше классификацию, охарактеризу- *

ем содержание основных нормативно-правовых актов, являющихся? базовыми для управления физической культурой и спортом.

Законодательные акты Российской Федерации

V Конституция Российской Федерации (1.1.1) содержит ряд,'
статей, имеющих принципиально важное значение для управле-«
ния физической культурой и спортом.;

Во-первых, Конституция устанавливает, что «В Российской Фе­дерации финансируются федеральные программы охраны и укреп-; ления здоровья населения, принимаются меры по развитию госу­дарственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (выделено нами. — Авт.), экологическому и санитарно-эпидемиологическо- * му благополучию» (ст. 41).

Во-вторых, Конституция определяет, что «В совместном веде-,
нии Российской Федерации ц субъектов Российской Федерации нахо­
дятся:...
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, куль­
туры, физической культуры и спорта...» (ст. 72), по которым «... из-'
даются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов России-,
ской Федерации» (ст. 76).;

V Ряд кодификационных законов Российской Федерации
(1.1.2.1) включают отдельные нормы, регулирующие специаль-'
ные вопросы, связанные с управлением физической культурой и
спортом. В качестве примера можно назвать Уголовный кодекс?


Российской Федерации (1996 г.), который включает ст. 184 «Под­куп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», предусмат­ривающую уголовную ответственность за соответствующее право­нарушение. Значение Гражданского кодекса Российской Федера­ции (1994 г.) для создания физкультурно-спортивных организа­ций и т.п., Кодекса законов о труде (1992 г.) для заключения трудовых договоров и спортивных контрактов и других кодифика­ционных законов будет охарактеризовано в соответствующих те­матических главах учебного пособия (см. главы 25, 32 и др.).

V Большое значение для управления физической культурой и спортом имеют текущие законы (1.1.2.2). К их числу следует отне­сти ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете; за­коны, регулирующие вопросы создания и лицензирования дея­тельности коммерческих и некоммерческих организаций; законы, регулирующие вопросы образования, и многие другие. Содержа­ние некоторых из них рассматривается в тематических разделах учебного пособия (см. главы 10, 25 и др.).

л/ Особую значимость в группе текущих законов имеют так называемые «отраслевые» законы. В настоящее время управление физической культурой, спортом и туризмом осуществляется на основе Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.), содержание которого подроб­но раскрывается в специальном разделе учебного пособия, и Фе­дерального закона «Об основах туристской деятельности в Рос­сийской Федерации» (1996 г.).

Законодательные акты субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации принимаются различные текущие законы, играющие важную роль для управления физи­ческой культурой и спортом. Наибольшую значимость среди них имеют законы о физической культуре и спорте, принятые более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Однако законодательство субъектов Российской Федерации только названными законами не ограничивается. В ряде субъектов Российской Федерации периодически принимаются законы, ре­гулирующие отдельные стороны развития физической культуры и спорта.

Так, например, в 1999 г. были приняты закон Ненецкого автоном­ного округа «Об освобождении от уплаты подоходного налога с фи­зических лиц — участников соревнований на снегоходах «Буран» и оленьих упряжках», закон Курганской области «О порядке пользова­ния участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, ту­ристических и спортивных целей на территории Курганской облас-


 



9—952



ти», закон Республики Калмыкия «О предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, оказывающим финансовую поддержку респуб­ликанскому футбольному клубу «Уралан» и т.д.

Подзаконные акты

В качестве основных разновидностей подзаконных актов вы­ступают постановления (2.1) и распоряжения (2.2) различных ор­ганов государственной власти и государственного управления, в которых фиксируются управленческие решения по самым разно­образным вопросам развития физической культуры и спорта, спектр которых характеризуют названия принятых в 2000 г. на раз­личных уровнях документов:

постановления Правительства Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации», «Вопросы Государственного комите­та Российской Федерации по физической культуре, спорту и ту­ризму» и др.;

распоряжения Правительства Российской Федерации: «О пред-седетеле Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», «О статс-секретаре — пер­вом заместителе председателя Государственного комитета Россий­ской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», а также об установлении российским спортсменам денежного воз­награждения по итогам выступлений на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и XIX зимних Олимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США); о выплате российским спорт­сменам-инвалидам денежного вознаграждения по итогам выступ­лений на XI Паралимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия) и др.;

распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверж­дении организационного комитета по подготовке и участию рос­сийских спортсменов в Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия)» и др.

К подзаконным актам относятся и решения, принимаемые федеральным органом исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта, фиксируемые, как правило, в форме приказов. В качестве примера можно привести приказ «Об утверж­дении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» (1998 г.), содержание которого рассмот­рено в главе 9 учебного пособия, и др.

Специфической разновидностью нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом, являются указы Президента Российской Федерации, которые в специальной литературе нередко называют созаконными актами.


Указы Президента Российской Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные указы принимаются по различным вопросам, в том числе имеющим отношение к физической культуре и спорту, и действуют либо как самодостаточные акты, либо как времен­ные акты до момента утверждения законов по конкретным воп­росам. Примером нормативного указа для первого случая могут служить периодически принимаемые Президентом Российской Федерации указы о структуре федеральных органов исполнитель­ной власти (см. главу 26), а для второго случая — указы, регулиру­ющие в настоящее время на федеральном уровне игорный бизнес и лотерейную деятельность в отсутствие соответствующих законо­дательных актов (см. главу 10).

В индивидуальных указах Президент Российской Федерации фиксирует, как правило, свои решения о награждении работни­ков физической культуры и спорта государственными наградами и т. п. (см. главу 34).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.012 с.)