Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спортеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специализация труда менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим-(«генеральным») менеджментом выделяют так называемый функциональный менеджмент. Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему. Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды. Стратегический менеджмент, несмотря на то что в его основе лежит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации. В концентрированном виде стратегический менеджмент проявляется в выборе миссии физкультурно-спортивной организации, т. е. глобальной цели, для реализации которой она создается и функционирует. Содержание миссии обычно характеризуется следующими основными элементами: описание продукта (услуг, работ, товаров), производимого организацией; характеристика рынка потребителей, на котором предполагает действовать организация; конкретные цели деятельности организации; философия организации (базовые взгляды и ценности, служащие основой для создания системы мотивации); внутренняя концепция деятельности организации (преимущества и недостатки, конкурентоспособность и т.п.); имидж организации, выражающий социально-экономическую ответственность организации перед потребителями, партнерами и обществом в целом. Выбор миссии напрямую связан с потенциалом физкультурно-спортивной организации, включающим следующие виды ресурсов: технические (сооружения, оборудование и т.п.); технологические (современные технологии производства спортивных товаров, предоставления физкультурно-спортивных услуг и т.п.); кад-
ровые (персонал должного уровня образования и квалификации в необходимом количестве); информационные (наличие информации в достаточном для обеспечения конкурентоспособной деятельности объеме, а также современных средств ее получения, переработки, хранения, передачи и т.п.); финансовые (стабильные источники финансирования в достаточных для эффективной деятельности объемах); организационные (формирование адекватной миссии организационной структуры, определение прав и обязанностей исполнителей, правил организационного поведения и т.д.); временные (реальность сроков реализации локальных целей и задач). Названные виды ресурсов характеризуют внутреннюю среду физкультурно-спортивной организации. Однако кроме внутренней при характеристике потенциала физкультурно-спортивной организации необходимо учитывать и такие основные элементы внешней среды, как спрос на производимую продукцию, конкуренцию, поставщиков и др.
Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах (см. главы 28, 30) и теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностью менеджмента, как программный (проектный) менеджмент. Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты и т. п. или их совокупность. Выделение программного (проектного) менеджмента как специфической функциональной разновидности менеджмента связано с необходимостью достаточно быстрой и эффективной адаптации деятельности физкультурно-спортивной организации к условиям постоянно изменяющейся внешней среды. В связи с этим для решения возникающих проблем формируются специальные (временные) коллективы, отвечающие за разработку и реализацию соответствующей программы или проекта. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. В состав аппарата Олимпийского комитета России (2000 г.) входили две специальные рабочие группы — по координации подготовки к Играм Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и по координации подготовки к зимним Олимпийским играм 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США). Функция координации была ориентирована в первую очередь на всестороннее обеспечение реализации целевых комплексных программ подготовки российских спортсменов к участию в названных соревнованиях (см. главу 30).
Организационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принци- пах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация» («организовывание»). Деятельность в рамках организационного менеджмента включает в себя проектирование, создание и совершенствование организационных структур (см. главу 25); четкое разграничение функций; распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений физкультурно-спортивной организации и отдельных исполнителей (см. главы 31, 32); установление взаимосвязей между ними; строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений и др. Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе. Поскольку менеджмент является «внутрифирменным» управлением, в центре его внимания находится персонал физкультурно-спортивной организации, т.е. совокупность сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых взаимоотношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Следовательно, в качестве основных элементов деятельности в рамках персонал-менеджмента необходимо рассматривать политику подбора и найма персонала, обеспечение его профессиональной карьеры, мотивацию сотрудников, формирование корпоративной культуры, управление конфликтами и т.д. Для того чтобы эффективно реализовать свою миссию, физ-культурно-спортивная организация должна располагать персоналом, обладающим такими качественными характеристиками, как наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, определенных профессиональных и личных интересов, а также психологических, интеллектуальных, физических качеств для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Важное значение в персонал-менеджменте придается не только работе с персоналом, но и формированию команды, т.е. коллектива единомышленников, объединившихся вокруг лидера-руководителя, — такого трудового коллектива, в котором работники привержены общим целям и базовым ценностям физкультурно-спортивной организации. Создание команды осуществляется с учетом ряда требований, основными из которых являются: каждый член команды должен во всей полноте осознавать миссию организации; члены команды, составляя единый социальный организм, должны нести ответственность за результаты деятельности,
ровые (персонал должного уровня образования и квалификации в необходимом количестве); информационные (наличие информации в достаточном для обеспечения конкурентоспособной деятельности объеме, а также современных средств ее получения, переработки, хранения, передачи и т.п.); финансовые (стабильные источники финансирования в достаточных для эффективной деятельности объемах); организационные (формирование адекватной миссии организационной структуры, определение прав и обязанностей исполнителей, правил организационного поведения и т.д.); временные (реальность сроков реализации локальных целей и задач). Названные виды ресурсов характеризуют внутреннюю среду физкультурно-спортивной организации. Однако кроме внутренней при характеристике потенциала физкультурно-спортивной организации необходимо учитывать и такие основные элементы внешней среды, как спрос на производимую продукцию, конкуренцию, поставщиков и др.
Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах (см. главы 28, 30) и теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностью менеджмента, как программный (проектный) менеджмент. Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты и т. п. или их совокупность. Выделение программного (проектного) менеджмента как специфической функциональной разновидности менеджмента связано с необходимостью достаточно быстрой и эффективной адаптации деятельности физкультурно-спортивной организации к условиям постоянно изменяющейся внешней среды. В связи с этим для решения возникающих проблем формируются специальные (временные) коллективы, отвечающие за разработку и реализацию соответствующей программы или проекта. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. В состав аппарата Олимпийского комитета России (2000 г.) входили две специальные рабочие группы — по координации подготовки к Играм Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и по координации подготовки к зимним Олимпийским играм 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США). Функция координации была ориентирована в первую очередь на всестороннее обеспечение реализации целевых комплексных программ подготовки российских спортсменов к участию в названных соревнованиях (см. главу 30). Организационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принци- пах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация» («организовывание»).
Деятельность в рамках организационного менеджмента включает в себя проектирование, создание и совершенствование организационных структур (см. главу 25); четкое разграничение функций; распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений физкультурно-спортивной организации и отдельных исполнителей (см. главы 31, 32); установление взаимосвязей между ними; строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений и др. Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе. Поскольку менеджмент является «внутрифирменным» управлением, в центре его внимания находится персонал физкультурно-спортивной организации, т.е. совокупность сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых взаимоотношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Следовательно, в качестве основных элементов деятельности в рамках персонал-менеджмента необходимо рассматривать политику подбора и найма персонала, обеспечение его профессиональной карьеры, мотивацию сотрудников, формирование корпоративной культуры, управление конфликтами и т.д. Для того чтобы эффективно реализовать свою миссию, физ-культурно-спортивная организация должна располагать персоналом, обладающим такими качественными характеристиками, как наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, определенных профессиональных и личных интересов, а также психологических, интеллектуальных, физических качеств для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Важное значение в персонал-менеджменте придается не только работе с персоналом, но и формированию команды, т.е. коллектива единомышленников, объединившихся вокруг лидера-руководителя, — такого трудового коллектива, в котором работники привержены общим целям и базовым ценностям физкультурно-спортивной организации. Создание команды осуществляется с учетом ряда требований, основными из которых являются: каждый член команды должен во всей полноте осознавать миссию организации; члены команды, составляя единый социальный организм, должны нести ответственность за результаты деятельности,
имеющую коллективный характер; члены команды должны быть и универсалами, и энциклопедистами в своей профессиональной деятельности; каждый член команды должен иметь необходимую степень самостоятельности; все члены команды должны иметь равные права; команда должна подразумевать гибкое исполнение обязанностей; в основе формирования команды должна лежать психологическая совместимость; команда должна подразумевать коллективность управления и др. Практика свидетельствует о том, что в физкультурно-спортивнои организации по ббъективным и субъективным причинам может функционировать несколько команд, что усложняет реализацию персонал-менеджмента.
Препятствовать возникновению или дать возможность преодолеть возникшие сложности может корпоративная культура как система ценностей и убеждений, разделяемых всеми сотрудниками физкультурно-спортивнои организации, предопределяющая их поведение и характер жизнедеятельности самой организации. Обычно корпоративная культура проявляется в двух основных формах — объективной (логотип, фирменная одежда, цвета и т.д.) и субъективной (история, ритуалы, запреты и т.д.). Для иллюстрации приведенных выше положений приведем в тезисном виде пример из практики персонал-менеджмента гостиницами «Марриотт», подразделениями которых являются физкультурно-оздоровительные центры (Филиппов А.С., 2000). Кодекс гостиниц «Марриотт» предусматривает выполнение следующих правил: Мы работа/ем в коллективе и относимся друг к другу с таким же уважением, с которым мы относимся к членам семьи. Улыбайтесь и здоровайтесь с каждым гостем. Как можно чаще называйте гостя по имени. Следите за своей речью. Избегайте жаргонных выражений и оборотов. Прощаясь с гостем, поблагодарите его за то, что он выбрал именно вашу гостиницу и пожелайте счастливого пути. Практикуйте «активное гостеприимство», поражая всех гостей индивидуальным подходом к каждому из них. Знайте свое дело до мелочей. Посещайте все курсы повышения квалификации, которые имеют отношение к вашей конкретной должности. Безукоризненная чистота является делом каждого. Выражайте свою неудовлетворенность в отношении происходящего на работе в конструктивной манере. Придерживайтесь правил этикета в разговоре по телефону. Следуйте стандартам внешнего облика: носите форменную одежду, соответствующую обувь, нагрудный знак с именем и карточку с кодексом правил гостиницы. Личная гигиена имеет первостепенную важность. Обеспечение безопасности и защиты наших гостей является приоритетом номер один. Следует четко знать, что делать конкретно вам в аварийных ситуациях и быть в курсе мер, предпринимаемых при пожаре и оказании первой медицинской помощи. Следуйте всем рекомендациям по технике безопасности, относящимся к вашей должности. Разумно используйте наши ресурсы. Старайтесь свести к минимуму отходы. Обеспечивайте надлежащее обслуживание и ремонт гостиничного хозяйства и оборудования. Знайте цели нашей гостиницы и вашего подразделения. Ваша прямая обязанность — делиться вашими идеями, предложениями и отдавать себя работе без остатка с тем, чтобы постоянно увеличивались объем продаж и прибыль, росла степень удовлетворенности гостей и улучшался моральный климат среди работников гостиницы. Прибегайте к помощи коллег, если вы в этом нуждаетесь. Мыслите творчески, чтобы найти выход из любой ситуации. Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивнои организации. В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг. Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям — технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др. В качестве иллюстрации возможности классификации инноваций в деятельности конкретного типа физкультурно-спортивных организаций приведем только один пример. Российские высшие профессиональные учебные заведения сферы физической культуры и спорта перешли в начале 90-х годов XX столетия на многоуровневую систему подготовки кадров с присвоением выпускникам квалификации бакалавра, специалиста и магистра («продуктовая» инновация). Для обеспечения образовательного процесса по многоуровневой системе в вузах созданы новые организационные структуры, например магистратуры («процессная» инновация). В данном случае при характеристике инновации было использовано такое основание, как технологические параметры. По другим основаниям классификации названная инновация характеризуется следующим образом: введение многоуровневой системы подготовки кадров квалифицируется как радикальная иннова-
ция, а не комбинаторная или совершенствующая (основание — степень новизны); поскольку в настоящее время не все отечественные высшие профессиональные учебные заведения сферы физической культуры и спорта готовят кадры всех квалификаций, многоуровневая система подготовки расценивается как инновация единичная, а не диффузная (основание — степень распространенности) и т.д. Приведенное выше определение акцентирует внимание на инновации как результате и потому характеризует только ее статический аспект, котопый должен быть дополнен рассмотрением динамического аспекта. Динамическая характеристика инновации отражается в понятии инновационного процесса как хода создания, освоения и распространения инновации, т.е. ее жизненного цикла. Жизненный цикл инновации обычно характеризуется тремя стадиями — зарождением (возникновение идеи, разработка проекта реализации идеи, экспериментальная проверка идеи, внедрение в практику), диффузией (распространение инновации на ряде объектов) и рутинизацией (повсеместное распространение инновации). Важнейшими характерными чертами инновационного процесса являются плановость и комплексность изменения деятельности физкультурно-спортивной организации. Плановость подразумевает не только упорядоченную разработку собственных идей и внедрение их в практическую деятельность (зарождение инновации), но и последовательное использование «чужих», уже внедренных в практику идей (диффузия или даже рутинизация инновации). Комплексность же инновационного процесса характеризуется тем, что в его ходе используется по крайней мере три основных подхода — технологический (использование нового знания, оборудования, материалов, процессов и т.п.), структурный (изменения организационной структуры, уровней централизации, системы взаимоотношений, обязанностей, графиков и т.п.) и социальный (необходимость повышения квалификации, наем новых работников и т.п.). От инновационного процесса следует отличать так называемый реинжиниринг, который характеризуется коренной перестройкой работы, позволяющей достичь радикального, скачкообразного улучшения деятельности организации. В ходе инновационного процесса, особенно на стадиях зарождения и диффузии, физкультурно-спортивные организации могут столкнуться с различными рисками. В данном случае инновационный менеджмент комплексируется с риск-менеджментом. Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть, в работе физкультурно-спортивной организации, и управлению ими. Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала. Однако риск-менеджмент только этими вопросами не ограничивается. Дело заключается в том, что риск-менеджмент физкультурно-спортивной организацией является деятельностью, направленной на предотвращение потерь, в системе которых выделяют: материальные потери, которые могут проявляться в прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т.д. Одной из специфических разновидностей таких потерь является, например, разнообразная степень использования физкуль-турно-спортивных сооружений в различные дни недели, часы дня и т.п.; трудовые потери, представляющие потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами, например неявкой занимающихся на урок (тренировку), зрителей на спортивное соревнование и т.п.; финансовые потери, связанные с прямым денежным ущербом в связи с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов и т.п.; временные потери, характеризующие более медленное протекание деятельности по сравнению с запланированной; специальные виды потерь, которые могут быть связаны с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу физкультурно-спортивной организации и др. В последнем случае в сферу риск-менеджмента входит, например, решение таких специфических проблем, как оценка возможности травматизма в процессе занятий физическими упражнениями и видами спорта, разработка и принятие системы превентивных мер по его предупреждению, связанных, в частности, со страхованием занимающихся физическими упражнениями и видами спорта; оценка безопасности участников и зрителей спортивных соревнований и принятие системы превентивных мер по предотвращению антиобщественных действий во время их проведения и др. Специфические аспекты риск-менеджмента физкультурно-спортивной организацией можно проиллюстрировать на примере Европейской конвенции о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях и особенно во время футбольных матчей (1985 г.). В соответствии со статьей 3 (п. 4) конвенции владельцы стадионов (или топ-менеджеры физкультурно-спортивных сооружений)
должны принимать следующие конкретные меры на стадионах и на подступах к ним для предупреждения или обуздания насилия либо недостойного поведения: стремиться, чтобы конструкция стадионов гарантировала безопасность зрителей, позволяла осуществлять эффективный контроль за их поведением, способствовала вмешательству служб безопасности и сил правопорядка; осуществлять дифференциацию болельщиков соперничающих команд, резервируя для болельщиков-гостей и болельщиков-хозяев — если это допустимо и возможно — разные трибуны, обеспечивая эту дифференциацию посредством строгого контроля за продажей билетов; исключать доступ на стадионы, когда это юридически возможно, известным или потенциальным зачинщикам беспорядков и лицам в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; оснащать стадионы эффективными системами связи со зрителями и контролировать их эффективное использование, а также снабжать зрителей программами матчей и другими проспектами для достижения корректного поведения с их стороны; запрещать пронос зрителями на стадионы алкогольных напитков, ограничивать, а еще лучше запрещать продажу алкогольных напитков на стадионах и обеспечивать продажу напитков в безопасных емкостях; обеспечить специальный контроль с целью помешать зрителям вносить на стадион предметы, могущие служить средством насилия, или пиротехнические средства; обеспечить сотрудничество с заинтересованными органами власти в том, что касается мер контроля за поведением зрителей и применения надлежащих правил и санкций с помощью согласованных действий. Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации. Главная задача финансового менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между физкультурно-спортивной организацией и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. В соответствии с этим обычно выделяют два основных блока финансового менеджмента: во-первых, блок «внешние финансы» (привлечение внешних источников финансирования, управление оборотными активами организации и пр.) и, во-вторых, блок «внутренние финансы» (разработка смет, уплата налогов, бухгалтерский учет, аудит, оценка финансового состояния организации при принятии управленческих решений, эмиссия ценных бумаг, инвестиции и др.). Содержание названных блоков финансового менеджмента отражено в главе 12 учебного пособия. Для реализации различных функциональных разновидностей менеджмента используется системный инструмент — управленческое решение (см. главу 22). Глава 20 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.223 (0.013 с.) |