Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтез нематериальной и материальной культуры↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Групповая динамика Групповая динамика представляет собой область изучения постоянно изменяющихся взаимодействий внутри социальной группы. Каждая группа в процессе своего функционирования и развития проходит многие состояния отношений между членами группы. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство в группе, формирование группового мнения, сплоченность группы, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Важным моментом групповой динамики следует считать коммуникации между членами группы. Они имеют разный характер и являются показателем физической и социальной близости членов социальной группы. Схема коммуникаций оказывает значительное влияние на деятельность группы. Основными характеристиками коммуникаций в группе являются их вид, направленность, способ передачи информации и централизация. Одной из динамических характеристик группы следует считать также лидерство. В каждой социальной группе существуют роли, которые считаются наиболее значимыми по отношению ко всем остальным. Такими ролями следует признать роли лидеров. Лидер представляет собой такого члена социальной группы, чей вклад в достижение групповых целей признается наиболее значимым. Лидер появляется в группе только в том случае, когда необходимо достичь определенных целей. Лидеры возвышаются над членами социальной группы. Существуют инструментальные (или деловые) лидеры, которые ведут членов группы к достижению значимых для них целей и эмоциональные лидеры, которые создают определенную эмоциональную атмосферу в группе. Совмещение нескольких позиций лидеров в одной социальной группе представляет серьезную проблему. Например, в группе могут уживаться несколько эмоциональных лидеров, но наличие ряда инструментальных лидеров часто мешает достижению группой своих целей. Следует также сказать, что все лидеры, создающие социальные нормы, не распространяют их на себя в полной мере, чтобы выделиться из остальных членов социальной группы и заставить их обратить на себя внимание.
24. Формальная организация. Бюрократия и бюрократизм. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Люди давно поняли, что совместная деятельность людей должна быть организована. Это означает, что люди должны быть ориентированы в отношении общих целей, должны знать и исполнять свои обязанности или ролевые функции в социальной группе. Организации представляют собой социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе разделения труда. Каждая организация должна обязательно иметь координирующий и направляющий орган. Любая организация должна включать в себя не сколько основных компонентов. Главным компонентом являются цели организации. При отсутствии целей организация не может существовать, более того, даже смещение целей может привести к негативным последствиям для деятельности организации. Другим компонентом социальной организации являются социальные структуры. Социальные организационные структуры представляют собой взаимосвязанные части организации, расположенные и связанные определенным образом для достижения целей организации. В зависимости от вида своей деятельности организация создает специфические структурные образования. При этом каждая структура должна предусматривать как нормативный порядок, так и фактический порядок в данной организации. Следующим важным компонентом организация являются технологии. Под технологиями понимают совокупность знаний, необходимых для достижение организационных целей, а также этапы совершения целенаправленных действий. Технологии в организация могут быть весьма разнообразны. Например, различают управленческие, технические, информационные кадровые и другие виды технологий. Четвертым компонентом организации является персонал организации. Персонал представляет собой определенное количестве индивидов, прошедших ролевое обучение, каждый из которых занимает определенное место в структуре организации. Следовательно, персонал насыщает организационную структуру, осуществляет на практике достижение организацией поставленных целей. Основным условием деятельности современной организации является управление. Управление представляет собой функцию специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Модель процесса управления организации включает в себя четыре составляющих: вход, процессор, выход и блок управления. Связь между ними осуществляется через организационные коммуникации. В процессе управления происходит замер контролируемых параметров в структурных единицах организации, сравнение их с существующими нормами и целями организации, а затем осуществляется принятие управленческого решения в целях приведения параметров в соответствие с нормой. Такая схема управления осуществляется во всех современных организациях. Впервые функции системы управления организацией были разработаны А. Файолем. Этот французский исследователь организаций предусмотрел деятельность по планированию, созданию организованных связей, командованию и контролю. Кроме функций, которые выделил А. Файоль, существует также большое количество функций управления, которые считаются второстепенными. Эти функции представляют собой такую совокупность действий управляющих, которые руководитель может передать для исполнения другим членам организации. Управление в большинстве современных организаций осуществляется через бюрократию. Бюрократия представляет собой ту часть социальной структуры организации, которая состоит из официальных лиц, должностей и постов, образующих иерархию и различающихся формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Идеальный тип современной бюрократии был разработан немецким социологом М. Вебером. Согласно учению Вебера, современная бюрократия должна обладать следующими характеристиками: • личности, входящие в состав бюрократического правления, должны быть лично свободны, не зависеть от других личностей; • бюрократические структуры должны быть полностью «безличны», действовать согласно своему статусу, а не желаниям входящих в них личностей; • должно существовать четкое разделение функций между членами бюрократического правления; • отбор индивидов в органы бюрократического управления осуществляется согласно их квалификации; • должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается как единственное или, по крайней мере, главное занятие; • бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждения руководителя; • деятельность представителей бюрократии основана на четкой служебной дисциплине и подлежит контролю. Первоначально бюрократия представляла собой весьма эффективный механизм управления деятельностью организации. Однако в дальнейшем бюрократический аппарат оказался подверженным отрицательным влияниям внешнего окружения. Негативные черты бюрократического правления получили название бюрократизма.
25. Культура и субкультуры. Культура представляет собой необходимое условие существования человеческого общества. Понятие культуры имеет достаточно длинную историю, в ходе которой оно претерпело значительные изменения. В ходе таких изменений понятие культуры приобрело исключительную универсальность и многозначность. Первоначальный его смысл происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, почитание. В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В настоящее время культура включает в себя все, что отличает общество от природы, биологических форм жизни. В самом общем виде мы можем сказать, что культура — это все, что создается людьми, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура общества тесно связана с понятием цивилизации. Очевидно, что цивилизация представляет собой не только достаточно развитое и устойчивое общество с наличием городов, инфраструктуры и разделением труда. Другое понимание этого термина связано с тем, что цивилизация — это определенный (и довольно высокий) уровень политических, экономических и социальных стандартов поведения членов общества. Такими были, например, античная цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация индейцев майя. Культура любого общества должна обладать границами, в рамках которых определенные культурные образцы обладают значимостью и важностью для членов данного общества. В этих границах люди осознают культуру как свою, стараясь придерживаться собственных стандартов культурного поведения. Таким образом, границы культуры выполняют важную функцию сохранения самобытности данной культуры. При этом возможны переходы отдельных культурных образцов через эти границы в том случае, если такие переходы люди сочтут полезными в данной культуре. Для органичного перехода образца в другую культуру необходима адаптация этого образца к условиям новой культуры. Групповая динамика Групповая динамика представляет собой область изучения постоянно изменяющихся взаимодействий внутри социальной группы. Каждая группа в процессе своего функционирования и развития проходит многие состояния отношений между членами группы. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство в группе, формирование группового мнения, сплоченность группы, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Важным моментом групповой динамики следует считать коммуникации между членами группы. Они имеют разный характер и являются показателем физической и социальной близости членов социальной группы. Схема коммуникаций оказывает значительное влияние на деятельность группы. Основными характеристиками коммуникаций в группе являются их вид, направленность, способ передачи информации и централизация. Одной из динамических характеристик группы следует считать также лидерство. В каждой социальной группе существуют роли, которые считаются наиболее значимыми по отношению ко всем остальным. Такими ролями следует признать роли лидеров. Лидер представляет собой такого члена социальной группы, чей вклад в достижение групповых целей признается наиболее значимым. Лидер появляется в группе только в том случае, когда необходимо достичь определенных целей. Лидеры возвышаются над членами социальной группы. Существуют инструментальные (или деловые) лидеры, которые ведут членов группы к достижению значимых для них целей и эмоциональные лидеры, которые создают определенную эмоциональную атмосферу в группе. Совмещение нескольких позиций лидеров в одной социальной группе представляет серьезную проблему. Например, в группе могут уживаться несколько эмоциональных лидеров, но наличие ряда инструментальных лидеров часто мешает достижению группой своих целей. Следует также сказать, что все лидеры, создающие социальные нормы, не распространяют их на себя в полной мере, чтобы выделиться из остальных членов социальной группы и заставить их обратить на себя внимание.
24. Формальная организация. Бюрократия и бюрократизм. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Люди давно поняли, что совместная деятельность людей должна быть организована. Это означает, что люди должны быть ориентированы в отношении общих целей, должны знать и исполнять свои обязанности или ролевые функции в социальной группе. Организации представляют собой социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе разделения труда. Каждая организация должна обязательно иметь координирующий и направляющий орган. Любая организация должна включать в себя не сколько основных компонентов. Главным компонентом являются цели организации. При отсутствии целей организация не может существовать, более того, даже смещение целей может привести к негативным последствиям для деятельности организации. Другим компонентом социальной организации являются социальные структуры. Социальные организационные структуры представляют собой взаимосвязанные части организации, расположенные и связанные определенным образом для достижения целей организации. В зависимости от вида своей деятельности организация создает специфические структурные образования. При этом каждая структура должна предусматривать как нормативный порядок, так и фактический порядок в данной организации. Следующим важным компонентом организация являются технологии. Под технологиями понимают совокупность знаний, необходимых для достижение организационных целей, а также этапы совершения целенаправленных действий. Технологии в организация могут быть весьма разнообразны. Например, различают управленческие, технические, информационные кадровые и другие виды технологий. Четвертым компонентом организации является персонал организации. Персонал представляет собой определенное количестве индивидов, прошедших ролевое обучение, каждый из которых занимает определенное место в структуре организации. Следовательно, персонал насыщает организационную структуру, осуществляет на практике достижение организацией поставленных целей. Основным условием деятельности современной организации является управление. Управление представляет собой функцию специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Модель процесса управления организации включает в себя четыре составляющих: вход, процессор, выход и блок управления. Связь между ними осуществляется через организационные коммуникации. В процессе управления происходит замер контролируемых параметров в структурных единицах организации, сравнение их с существующими нормами и целями организации, а затем осуществляется принятие управленческого решения в целях приведения параметров в соответствие с нормой. Такая схема управления осуществляется во всех современных организациях. Впервые функции системы управления организацией были разработаны А. Файолем. Этот французский исследователь организаций предусмотрел деятельность по планированию, созданию организованных связей, командованию и контролю. Кроме функций, которые выделил А. Файоль, существует также большое количество функций управления, которые считаются второстепенными. Эти функции представляют собой такую совокупность действий управляющих, которые руководитель может передать для исполнения другим членам организации. Управление в большинстве современных организаций осуществляется через бюрократию. Бюрократия представляет собой ту часть социальной структуры организации, которая состоит из официальных лиц, должностей и постов, образующих иерархию и различающихся формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Идеальный тип современной бюрократии был разработан немецким социологом М. Вебером. Согласно учению Вебера, современная бюрократия должна обладать следующими характеристиками: • личности, входящие в состав бюрократического правления, должны быть лично свободны, не зависеть от других личностей; • бюрократические структуры должны быть полностью «безличны», действовать согласно своему статусу, а не желаниям входящих в них личностей; • должно существовать четкое разделение функций между членами бюрократического правления; • отбор индивидов в органы бюрократического управления осуществляется согласно их квалификации; • должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается как единственное или, по крайней мере, главное занятие; • бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждения руководителя; • деятельность представителей бюрократии основана на четкой служебной дисциплине и подлежит контролю. Первоначально бюрократия представляла собой весьма эффективный механизм управления деятельностью организации. Однако в дальнейшем бюрократический аппарат оказался подверженным отрицательным влияниям внешнего окружения. Негативные черты бюрократического правления получили название бюрократизма.
25. Культура и субкультуры. Культура представляет собой необходимое условие существования человеческого общества. Понятие культуры имеет достаточно длинную историю, в ходе которой оно претерпело значительные изменения. В ходе таких изменений понятие культуры приобрело исключительную универсальность и многозначность. Первоначальный его смысл происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, почитание. В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В настоящее время культура включает в себя все, что отличает общество от природы, биологических форм жизни. В самом общем виде мы можем сказать, что культура — это все, что создается людьми, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура общества тесно связана с понятием цивилизации. Очевидно, что цивилизация представляет собой не только достаточно развитое и устойчивое общество с наличием городов, инфраструктуры и разделением труда. Другое понимание этого термина связано с тем, что цивилизация — это определенный (и довольно высокий) уровень политических, экономических и социальных стандартов поведения членов общества. Такими были, например, античная цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация индейцев майя. Культура любого общества должна обладать границами, в рамках которых определенные культурные образцы обладают значимостью и важностью для членов данного общества. В этих границах люди осознают культуру как свою, стараясь придерживаться собственных стандартов культурного поведения. Таким образом, границы культуры выполняют важную функцию сохранения самобытности данной культуры. При этом возможны переходы отдельных культурных образцов через эти границы в том случае, если такие переходы люди сочтут полезными в данной культуре. Для органичного перехода образца в другую культуру необходима адаптация этого образца к условиям новой культуры. Синтез нематериальной и материальной культуры Всю культуру общества можно разделить на материальную культуру и нематериальную культуру. К нематериальной культуре относят те слова, идеи, привычки, обычаи, нравы и другие явления, которые зарождаются в головах людей, регулируют жизнедеятельность индивидов в рамках данного общества и являются, прежде всего, продуктом сознания, мышления отдельных индивидов и групп. Сама по себе духовная культура не материализуется и распространяется от одних индивидов или групп к другим в ходе процессов передачи информации. Материальная культура представляет собой материализованные образцы духовной культуры, которые создаются и используются в соответствии с потребностями членов общества. К образцам материальной культуры можно отнести автомобили, мебель, здания, фермы и другие осязаемые объекты, которые постоянно изменяются и используются людьми, свидетельствуют об их приобщении к ценностям, которые признано считать элементами человеческой культуры. Нематериальная культура неразрывно связана с материальной культурой. Так, образцы духовной культуры могут сохраняться и передаваться другим людям в неизменном виде только в случае их материализации в виде книг, документов, скульптурных изображений, рисунков. В свою очередь, материальная культура может совершенствоваться и изменяться только в том случае, когда возникают соответствующие идеи, используются знания и навыки, применяются определенные нормы создания материальных образцов. Следует помнить, что приоритет всегда остается за духовной культурой. Действительно, если утрачен образец материальной культуры, но сохранены соответствующие знания и навыки в отношении этого образца, то возможно восстановление утраченного в более или менее прежнем виде. С другой стороны, если утеряны знания и навыки в отношении использования материального культурного образца, то он полностью теряет свою ценность в глазах людей. Совокупность духовной и материальной культуры обычно связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом случае имеется особая, отличная от других система норм, обычаев, верований, духовных и материальных ценностей.
Для изучения культуры важно выделить некоторые первичные элементы, из которых складывается культура, то есть базисные элементы. Такой базой стал культурный образец, то есть такая часть культуры, которая не может быть далее разделена без потер содержания и окраски данного культурного явления. Существуют значимые и второстепенные культурные образцы. Значимые культурные образцы определяю основу некоторой культурной системы, самое главное действие при выполнении социальной нормы. Главным качеством таких культурных элементов является их максимальная простота. Целостность взаимосвязанных культурных элементов называется культурным комплексом. Каждый значимый элемент собирает вокруг себя второстепенны элементы, пока не образуется некоторое целое, действующее самостоятельно, отличное от других целостностей. Культурные комплексы могут быть как духовными (например, танец), так и материальными (автомобиль). Изменение второстепенных элементов комплекса приводит к изменению его качеств, совершенствованию или к модернизации. Изменение значимых элементов, как правило, создает новый культурный комплекс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.009 с.) |