Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы правового регулирования охраны трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»[242] устанавливает следующие принципы государственной политики в области охраны труда: - оценка профессиональных рисков и опасностей; - борьба с ними по месту их возникновения; - развитие общегосударственной превентивной культуры безопасности и здоровья, предполагающее, в том числе, обмен информацией, проведение консультаций и организацию соответствующего обучения. Указанные принципы не в полной мере восприняты Трудовым кодексом РФ. Статья 210 ТК РФ, установив основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы. Во-первых, это принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда; государственная экспертиза условий труда и т.п. Во-вторых, принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; установление компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и (или) опасных условиях труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования. В-третьих, принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда. В Распоряжении Правительства РФ от 24 сентября 2001 № 1270-р «О Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года»[243] предусмотрены следующие принципы в области охраны труда: 1. обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, 2. принцип экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма Закон г. Москвы от 12 марта 2008 № 11 «Об охране труда в городе Москве»[244] в ст. 4 регламентирует следующие принципы государственной политики г. Москвы в области охраны труда: 1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к процессу производства; 2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками. Итак, основной принцип правового регулирования охраны труда – это обеспечение работодателем безопасных условий труда, для которого характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Данный принцип находит свое отражение в главе 57 ТК РФ «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и главе 58 ТК РФ «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами»). Законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права об охране труда. Требования охраны труда Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3)[245]. Следует отметить, что свыше 20 ратифицированных конвенций МОТ касаются вопросов условий и охраны труда. Среди них: Конвенция № 115 (1960 г.) «О защите трудящихся от ионизирующей радиации»[246]; Конвенция №148 (1977 г.) «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах»[247], Конвенция от 25.06.1957 № 105 «Об упразднении принудительного труда»[248], Конвенция от 19.09.1946 № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности»[249] и др. Среди конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам охраны труда современного периода следует отметить: Глобальную стратегию в области профессиональной безопасности и здоровья 2003 г.[250]; международный стандарт 2007 г. «Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 /ILO-OSH 2001»[251]; Сеульскую декларация об охране труда 2008 г.[252]; Конвенцию МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», которую Россия ратифицировала в 2010 году[253]. В указанных документах сделан акцент на превентивные меры, гибкость и персонификацию воздействия норм на конкретного работника. Отмечается, что право на безопасные и здоровые условия труда должно быть признано в качестве одного из фундаментальных прав человека, и что глобализация экономики должна идти рука об руку с профилактикой, направленной на укрепление безопасности и здоровья всех трудящихся; Наиболее важным по юридической силе, вслед за Конституцией РФ, национальным источником права об охране труда является Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (с изм. и доп.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[254]. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, а также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» В настоящее время в России началось масштабное обновление нормативной правой базы по вопросам охраны труда: Следует иметь в виду, что в ст.209 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 18.07.2011 № 238-ФЗ внесены следующие дополнения: понятия «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками», тем самым заложены правовые основы управления профессиональными рисками в трудовых отношениях, закреплена связь между условиями труда, травмоопасностью на рабочих местах, а также состоянием здоровья занятых на них работников; - принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[255]; - с 1 сентября 2011 года введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[256]; - Генеральное соглашение на 2011 - 2013 гг.[257] формулирует дополнительные направления нормотворческой работы социальных партнеров в сфере охраны труда. Оно предписывает проведение мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и принятие нормативных правовых актов по уменьшению уровня профессионального риска. В настоящий момент действующее российское законодательство в целом не противоречит международным нормам по вопросам охраны труда. В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорными условиями, повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров. Сегодня действуют 400 государственных стандартов по охране труда, 900 отраслевых стандартов, 150 санитарных и гигиенических правил и ряд других документов. Федеральным законом «О техническом регулировании»[258] в период с 1 июля 2003 г. по 1 июля 2010 г. определена программа перехода от действующей в настоящее время нормативной базы, согласно которой требования к процессам эксплуатации, производства, реализации, транспортировки, хранения и утилизации продукции сосредоточены в разнообразных по своей структуре нормативных правовых актах (ГОСТах, СниПах, СанПиНах и т.п.), к системе технических регламентов и национальных стандартов и их гармонизации с международными нормативными актами. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160[259] утвержден порядок принятия нормативных правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда. К ним относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ТК РФ также закрепил право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права по охране труда. Соотношение трудового законодательства в области охраны труда с локальными нормативными актами в этой сфере можно выявить, в частности, на следующем примере. Законодательство об охране труда содержит императивные нормы, устанавливающие обязанность работодателя бесплатно обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. В коллективном договоре могут предусматриваться нормы, регламентирующие предоставление работникам за счет средств работодателя дополнительных средств индивидуальной и коллективной защиты, а также порядок их использования применительно к условиям конкретной организации[260]. Требования охраны труда Требования охраны труда – это правила, регламенты, принятые компетентными органами в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, анализ которых приведен выше. Кроме того, в ст. 215 ТК РФ регламентировано требование о соответствии производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда и иметь сертификаты соответствия. Отношения в области сертификации регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» [261]. Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда. В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. Если же работодатель собирается использовать ранее не применяемые вредные и опасные вещества, он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников. Приказом Минздравсоцразвития России утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков[262], в который включено 31 мероприятие. Данные мероприятия должны быть включены работодателем в качестве приложения к коллективному договору, заключенному между работодателем и работниками. При отсутствии в организации коллективного договора мероприятия, указанные в перечне, включаются в План мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который может обновляться ежегодно. Вместе с тем, данный перечень носит рекомендательный характер. Работодатель не обязан реализовывать все мероприятия, вошедшие в Типовой перечень. Конкретный перечень мероприятий определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.009 с.) |