Уголовная ответственность: ее принципы и основания. Состав преступления. Система и виды наказаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность: ее принципы и основания. Состав преступления. Система и виды наказаний.



Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Виновность лица в совершении преступления может быть установлена только вступившим в силу приговором суда.

Преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), посягающее на права и свободы человека и гражданина, собственность, экономические отношения, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Состав преступления – ключевое понятие уголовного права. Однако его определения закон не дает. Состав преступления – это установленная уголовным законом совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих определенное общественное опасное деяние как преступное. В состав преступления входят элементы и признаки, характеризующие объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону деяния.

Объект как элемент состава преступления включает охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступлением причиняется вред (ущерб).

Объективную сторону состава преступления образуют общественно опасные действия (бездействие), являющиеся обязательным признаком любого состава (его объективной стороны).

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Специальным субъектом является лицо, характеризующееся дополнительными признаками, специально указанными в статьях Особенной части.

Субъективную сторону состава преступления образует внутреннее психическое отношение субъекта к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям, выраженное в умысле или неосторожности (обязательные признаки), мотиве и цели (факультативные признаки).

Выделяют 4 признака преступления:

· общественная опасность;

· противоправность;

· виновность;

· наказуемость.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В теории уголовного права выделяются следующие признаки наказания:

· наказание – особая форма государственного принуждения, которая:

· назначается за деяния, предусмотренные уголовным законом;

· выносится только по приговору суда и от имени государства;

· влечет за собой уголовно-правовое последствие – судимость;

· наказание носит строго личный характер и направлено на личность преступника;

· наказание является карой за содеянное, т.е. состоит в ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление, воздействует на наиболее значимые для личности блага – жизнь, свободу, имущество.

УК предусматривает следующие виды наказания:

· штраф – денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной деятельностью;

· обязательные работы – заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления;

· исправительные работы – отбываются по месту работы осужденного и состоят в том, что из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5-20 %;

· ограничение свободы – заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18 лет, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы отбывается в специальном учреждении – исправительном центре;

· арест – заключается в содержании заключенного в условиях строгой изоляции от общества. На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы в тюрьме на общем режиме;

· содержание в дисциплинарной воинской части – назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву;

· лишение свободы на определенный срок – наиболее часто применяемое судами наказание, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию или тюрьму на определенный приговором суда срок;

· пожизненное лишение свободы – является наказанием, альтернативным смертной казни, за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

· 55.Правовые методы борьбы с экологическими правонарушениями. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

·

· Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный федеральный закон определяет охрану окружающей среды как деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.
В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной или иной деятельности положениями Федерального закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства. Предметом регулирования экологической отрасли права признаются общие вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а равно использование и охрана конкретных природных объектов и ресурсов, то есть предметом регулирования являются и природоохранительные, и природоресурсные отношения. Управление охраной окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения. Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей среды и выполнением комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране и рациональному использованию природных ресурсов. Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг, проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания. Государственный экологический мониторинг – это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю и ее территориальные органы.
Одним из принципов экологического законодательства, является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Экологическая ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.
Экологические правонарушения – это виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления – из средств государственных экологических фондов.
Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, уничтожение или повреждение лесов и др.
Административная ответственность за правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.
Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам.
Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых учреждение, организация понесла убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором например, в отношении государственных инспекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охраны и т.п.
За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление права природопользования, изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользование, возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

 

55)

Под трудовыми спорами следует понимать разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства.

Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия, т.е. неисполнения требований нормативных актов.

Разногласия возникают в случаях, когда виновной стороной совершается трудовое правонарушение в отношении другой стороны или же когда трудовое правонарушение не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

 

Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные споры возникают из разногласий, связанных с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профсоюза как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают: из правоотношений работников организации с работодателем, его администрацией, в том числе с вышестоящим органом управления, например концерном, министерством и др.

 

По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на споры, возникающие:

- из трудовых правоотношений;

- правоотношений по трудоустройству (например, споры в связи с отказом в приеме на работу по квоте инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);

- правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия инспектора труда, наложившего штраф на должностное лицо);

- правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, направления на повышение квалификации);

- правоотношений по возмещению материального ущерба работником (например, оспаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);

- правоотношений по возмещению организацией ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на производстве;

- правоотношений профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки);

- правоотношений трудового коллектива с работодателем (например, из социально-партнерских правоотношений).

К причинам коллективных трудовых споров можно отнести неудовлетворительные условия работы конкретного трудового коллектива: низкий уровень организации труда и производства, оплаты труда, плохое качество материалов, сырья, машин, с которыми работают сотрудники, и другие негативные факторы, способствующие обострению конфликтных ситуаций и возникновению трудовых споров.

Условием трудового спора, как правило, является предшествующая ему конфликтная ситуация. Разрешение трудовых споров требует хорошего знания сути дела, из-за которого произошел конфликт, выяснения его сторон, определение их правового статуса, причин и условий возникновения, обстоятельств разногласий и их предмета. Как известно, спор возникает вследствие нарушения или неудовлетворения какого-либо интереса одной стороны в отношении другой. В этом случае определяются правомерность предъявляемых претензий и обязательность их удовлетворения.

Как правило, обстоятельствами возникновения трудовых споров являются:

- плохо организованный производственный процесс;

- неэффективная система оплаты труда;

- несоответствующая стандартам и техническим условиям технология выполнения работ и оказания услуг, некачественное оборудование и материалы, плохие инструменты и т.д.

Все это в совокупности создает разного рода недовольство у работников, и в итоге в коллективе может сложиться негативная морально-психологическая обстановка, способствующая возникновению трудовых споров.

 

Нормативные акты, регулирующие порядок разрешения трудовых споров

 

Важнейшими международно-правовыми актами, регламентирующими процедуры рассмотрения трудовых споров, являются конвенции и рекомендации МОТ. Так, Рекомендация МОТ от 29 июня 1967 г. N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" закрепляет порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в организации, в которой работает работник, устанавливает принцип бесплатности рассмотрения таких споров, примирения сторон, возможность обращения в суд, если стороны не урегулировали спор на предприятии. Конвенция МОТ от 2 июня 1982 г. N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" закрепляет основания, которые не разрешают работодателю уволить работника. Многие из этих оснований нашли свое отражение в Трудовом кодексе РФ. Так, например конвенция запрещает увольнение членов выборного профсоюзного органа в течение определенного времени во время выполнения выборных полномочий и в течение двух лет после окончания без согласия вышестоящего профсоюзного органа. Кроме того, конвенция устанавливает запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, лиц, находящихся в ежегодных отпусках, а также увольнение по основаниям, связанным с принадлежностью к полу, возрасту, цвету кожи, национальности и т.д.

Основным нормативным актом по рассмотрению трудовых споров является Конституция РФ, которая в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48, 128 закрепляет конституционные основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в законодательстве.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, является Трудовой кодекс РФ (гл. 60 и 61). ТК РФ определяет порядок рассмотрения как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.

Процессуальный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах общей юрисдикции закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 2-16, 23, 28-32, 35-37, 88, 89, 121-130, 131, 134, 154, 211).

Подробный порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен постановлениями Минтруда РФ: 1) рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 57; 2) рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58; 3) рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 59.

Особое место в системе источников занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ. Так, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" подробно разъясняет спорные вопросы применения судами норм не только о заключении, изменении и прекращении трудового договора, но и по другим вопросам труда работников.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" определяет порядок рассмотрения трудовых споров о полной материальной ответственности работника. Особое место уделено порядку привлечения работников к такой ответственности, а также основаниям, исключающим материальную ответственность.

Поскольку суды при вынесении решения обязаны руководствоваться, прежде всего, Конституцией РФ, то основополагающими здесь следует признать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Нарушение работодателем законодательства об увольнениях, переводах и другое дает право работнику требовать возмещения не только материального вреда, но морального. В этой связи особое место занимает постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

 

Принципы рассмотрения трудовых споров

 

Принципы рассмотрения трудовых споров не содержатся напрямую в нормах трудового права. Однако вытекают из их содержания:

1) демократизм порядка рассмотрения трудовых споров означает участие в их рассмотрении работников через своих представителей. В самом деле при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в КТС участие работников происходит в равных долях с работодателем. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии, посредником и трудовым арбитражем, представителями работодателя и работников (в том числе с участием посредника или членов трудового арбитража);

2) бесплатность означает, что все трудовые споры для работников рассматриваются бесплатно (т.е. без уплаты госпошлины) независимо от стадии рассмотрения спора;

3) доступность и удобство обращения работников (работника) в юрисдикционный орган.

Все юрисдикционные органы по рассмотрению как индивидуальных (КТС и суд), так и коллективных споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж) создаются в организации, в которой работает работник (работники). По правилам территориальной подсудности (ст. 28 ГПК РФ) индивидуальный спор рассматривается по месту нахождения организации, в которой работник состоит в трудовых отношениях;

4) законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам.

Этот принцип означает, что юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор, обязан выносить решение, основанное на законе.

Заседания КТС и суда при рассмотрении трудового спора проводятся открыто, публично. Решение примирительной комиссии, посредника, трудового арбитража, а также Верховного Суда субъекта РФ о признании забастовки законной (или незаконной) доводится до сведения всех работников организации (организаций), участвующих в данном коллективном споре.

Решение органа по трудовому спору может быть признано законным лишь при условии, что были полно исследованы все доказательства по данному делу;

5) быстрота разрешения трудовых споров. При рассмотрении трудовых споров закон устанавливает сжатые сроки. Так, индивидуальный спор должен быть рассмотрен в течение десяти дней после подачи заявления в КТС и одного месяца после подачи заявления в суд.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в течение пяти дней в примирительной комиссии, семи дней - с участием посредника и пяти дней - в трудовом арбитраже*(3).

 

Индивидуальный трудовой спор

 

Законодательством предусмотрено два основных органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

- комиссия по трудовым спорам (КТС);

- районный суд в качестве суда первой инстанции

особый порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров государственных гражданских служащих. Такие споры рассматриваются следующими органами:

- комиссией по служебным спорам;

- судом.

 

Момент возникновения индивидуального трудового спора наступает, как только в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров сделано заявление о существовании названных неурегулированных разногласий. Следовательно, не заявленные в этот орган неурегулированные разногласия между работодателем и работником по указанным выше вопросам трудовыми спорами юридически не считаются.

Предметом индивидуального трудового спора являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, работодателем при применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. В таких случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или (в его интересах) от его имени выборным профсоюзным органом.

Работник и работодатель могут урегулировать возникшие между ними разногласия по указанным вопросам мирным путем посредством прямых переговоров друг с другом, а иногда и с привлечением различных посредников, например социальных партнеров, представителей объединения работодателей, представителей работников и др.

Работник, кроме того, имеет право для разрешения подобных разногласий обратиться:

- в органы государственной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда (ч. 9 ст. 219 ТК РФ);

- в органы федеральной инспекции труда (ч. 15 ст. 357 ТК РФ);

- к профсоюзным инспекторам труда (ст. 370 ТК РФ).

Помимо этого работник имеет право:

- отказа от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности (ч. 5 ст. 219 ТК РФ);

- отказа от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором (ст. 379 ТК РФ);

- приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).

 

Процессуальные сроки и госпошлина

Суды обязаны строго соблюдать установленные ст. 154 ГПК РФ сроки рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца со дня поступления заявления в суд, а другие трудовые споры должны быть рассмотрены судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В указанные сроки включается (в том числе) и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК РФ).

Вместе с тем закон указывает, что в силу ч. 3 ст. 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья вправе назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.

Однако на практике, к сожалению, указанные сроки практически никогда не соблюдаются. Минимальная продолжительность рассмотрения трудовых споров сегодня составляет 3-4 месяца.

Важной процессуальной гарантией работника (как наименее экономически защищенной стороны трудового договора) является освобождение его от судебных расходов. В соответствии со ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Указанное правило распространяется для всех стадий рассмотрения трудовых споров (кассация, надзор).

 

Сроки исковой давности

 

Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.

Заявления о разрешении всех остальных категорий индивидуальных трудовых споров подаются в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

При этом судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Это не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

Поскольку правосудие по трудовым делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом только при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Вместе с тем особые правила установлены для срока исчисления исковой давности по искам, связанным с требованиями о выплате заработной платы. Так, в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указывается, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Необходимо иметь в виду, что возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья вправе принять решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (ст. 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указывает, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Такими обстоятельствами могут являться, например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.

Однако необходимо учитывать, что указанный перечень является открытым. Судья в каждом конкретном случае может признать уважительной причиной пропуска срока исковой давности и другие обстоятельства.

 

 

Коллективные трудовые споры

 

 

Статья 37 Конституции РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Закрепляя право на коллективные трудовые споры, Конституция РФ одновременно предусматривает и возможность их перерастания в забастовки.

Рассмотрение коллективных трудовых споров, в том числе право на забастовку, регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями и дополнениями) и ТК РФ.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Законодателем определено, что сторонами коллективного трудового спора являются:

1) работники (их представители) - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с установленными документами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства, - забастовочные (стачечные) комитеты;

2) работодатели (их представители) - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, уполномоченные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Стороны коллективных споров (собственно работники и работодатели) на всех стадиях в коллективном трудовом споре реализуют свои полномочия как непосредственно, так и через своих представителей.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями. Работодатели и их представители таким правом не обладают.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

При этом собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Требования работников и их представителей могут выдвигаться как на стадии заключения коллективного трудового договора, так и в целях его изменения в пределах срока действия коллективного договора, а также при разрешении локальных нормативных актов (в случаях, когда Кодекс предусматривает учет мнения представителей работников) и в других случаях, когда регулирование условий труда зависит от работодателя и затрагивает интересы работников.

Требования работников или их представителей сначала всегда выдвигаются в рамках отдельно взятой организации (филиала, представительства), т.е. на том уровне, где заключаются коллективные договоры, принимаются локальные нормативные акты, невыполнение положений которых может явиться причиной коллективного трудового спора.

Эти требования утверждаются на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства). ТК РФ определяет критерии правомочности собрания и конференции (более половины всех работников организации - для собрания и две трети избранных делегатов - для конференции). Поскольку Кодекс не определяет условия принятия решений, следует исходить из общего традиционного правила - решение об утверждении требований может приниматься простым большинством голосов присутствующих на собрании (конференции).

Однако следует иметь в виду, что даже если требования выдвинуты на заседании выборного профсоюзного органа, они все равно должны быть утверждены на собрании или конференции работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.104 с.)