Юридическая ответственность за экологические правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность за экологические правонарушения



 

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается применение государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами к лицу (физическому, должностному или юридическому), совершившему экологическое правонарушение, соответствующего взыскания.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

- стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

- компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

- превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в

совершении экологического правонарушения.

Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения:

1. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды.

2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. «Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица»1. Например, административная ответственность несется за такие правонарушения, как:

- порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);

- несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст.52);

- уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);

- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76);

- несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст.82);

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст.84.4);

- другие правонарушения.

4. Согласно Уголовному кодексу РФ его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в стране в последние 25 лет сократилась с 71 года до 54, в том числе в связи с деградацией природы. Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246)3;

· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247);

· загрязнение вод (ст.250);

· загрязнение атмосферы (ст.251);

· загрязнение морской среды (ст.252);

· порчу земли (ст.254);

· нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);

· • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.257);

· • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 159);

· • другие преступления.

· За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

· штраф;

· • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· • обязательные работы;

· • исправительные работы;

· • ограничение свободы;

· • арест;

· • лишение свободы на определенный срок.

5. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

59)

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.
Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.
Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

 

Системы судебных органов

Системы судебных органов могут быть неодинаковы в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федера­тивном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США во главе с верховными судами штатов, хотя в конечном счете, в том числе и для верховных судов штатов, окончательной инстанцией является Верховный суд США). Если существует «двойная система», то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов — и федеральные законы, и зако­ны субъектов федерации (разумеется, своего штата).
Во всех государствах, за исключением совсем небольших, например Науру, Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действуют несколько различных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, район­ные суды, суды судебных округов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды (в стра­нах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращать­ся с жалобой на решение суда первой инстанции. В апелляционном суде весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнитель­ных доказательств. Следующая инстанция — кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называю­щиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональ­ных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматрива­ют факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения со­блюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходе предварительного следствия).
Описанная выше схема в ряде стран имеет свои особенности. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конститу­цией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяж­ных или народных заседателей (уголовные дела). Суды первой инстан­ции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел, но не все: некоторые дела подсудны вышестоящим судам. Сказанное относит­ся и к мировым судьям, которые единолично рассматривают менее значи­тельные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой ценой иска.

60)

Когда берёт в работу адвокат гражданские дела, он должен учитывать, что на нём лежит ответственность за правильное понимание норм ГПК клиентом и свидетелями, которых он привлекает для аргументации своей позиции. Процедуры, установленные ГПК для рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции, в основном, распространяются и на рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции. Адвокат, ведущий гражданские дела, должен разъяснить их своему клиенту.

В частности, кассационный суд с целью исследования доказательств по делу, заслушивает истца и ответчика, свидетелей по делу, знакомится с заключениями экспертов, письменными доказательствами и прочими, относящимися к делу, фактами и материалами. Также, аналогично суду первой инстанции, в кассационной инстанции соблюдаются все процессуальные и процедурные правила, предусмотренные ГПК.

Разбирательство в суде происходит в устрой форме при участи сторон, адвоката по гражданским делам, свидетелей и экспертов. Как правило, адвокат в суд прибывает первым, чтобы встретить клиента, разъяснить ему процедурные вопросы и создать для него комфортную психологическую обстановку.

Состав суда должен оставаться неизменным в течение всего времени рассмотрения дела. В случае замены судьи, в ходе рассмотрения дела, оно должно быть начато с самого начала. Неизменными остаются и ритуалы, предусмотренные законодательством для заседания суда. Так, присутствующие в зале заседаний обязаны вставать, приветствуя появление судей. Все выступления представителей сторон, свидетелей и экспертов произносятся ими стоя. Также стоя, заслушиваются определения суда. Обращаться к суду следует, начиная с фразы: «Уважаемый суд». При обращении к конкретному члену суда, следует начинать таковое обращение со слов «Ваша Честь».

Рассмотрение дела в кассационной инстанции производится тремя судьями, один и из которых является председательствующим.

Председательствующий судья открывает судебное заседание, знакомит присутствующих с сутью рассматриваемого дела, разъясняет, по чьей кассационной жалобе или представлению и на решение какого суда первой инстанции данное дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий изучает документы, представленные присутствующими на заседании лицами, подтверждающие их полномочия. Проверяются полномочия адвокатов, приглашенных в суд сторонами. Судебное разбирательство может быть отложено судом, в случае, если доказано, что одна из сторон не была должным образом уведомлена о месте и времени проведения судебного заседания. В случае если таковое уведомление было получено не явившейся стороной, судебное заседание может проводиться без её участия.

Также, председательствующий знакомит присутствующих с составом суда, разъясняет сторонам их право на отвод членов суда и основания для такового. Рассмотрение дела в кассационном суде начинается с доклада одного из членов суда, в котором освещаются обстоятельства дела, мотиву и аргументы стороны, подавшей кассационную жалобу, возражения противоположной стороны относительно поданной жалобы, оглашает новые, существенные факты по делу. Далее, начинаются прения сторон. Первым, выступает представитель стороны, подавшей кассационную жалобу. Если кассационная жалоба подана обеими сторонами, то первым выступает истец, адвокат истца или иной его представитель.

Далее, выступает представитель стороны, оспаривающей поданную кассационную жалобу. Однако в кассационной инстанции прения сторон могут не проводиться. В случае если сторонами не представлено новых существенных фактов и аргументов по делу, суд может принять решение об отмене прений.

По окончании судебных прений, либо, в случае принятия судом решения об их отмене, суд удаляется, для вынесения кассационного определения.

Кассационное определение зачитывается председательствующим стоя, при этом, все присутствующие, также стоя его выслушивают. Таким образом, в кассационной инстанции, соблюдается процедура, предусмотренная ГПК, аналогичная для суда первой инстанции.

Исполнение судебных решений

Принятие судом решения в пользу истца не гарантирует, что он получит присужденное с ответчика имущество или денежные средства. Зачастую, судебные решения годами не исполняются из-за неэффективности работы судебных приставов-исполнителей и уклонения должников от погашения долга. Поэтому чтобы ускорить получение долга я рекомендую Вам привлечь квалифицированного специалиста для сопровождения процедуры исполнительного производства.

Что входит в обязанности адвоката при участии в исполнении судебных решений на стороне взыскателя?

  • сбор информации об имущественном положении должника и выявлении мест нахождения его имущества;
  • обращение в суд для принятия обеспечительных мер (арест имущества, запрет на его отчуждение и прочее);
  • постоянное взаимодействие с судебным приставом-исполнителем и, при необходимости, оказание на него процессуального воздействия через обжалование его действий (бездействия);
  • обеспечение интересов взыскателя при аресте, описи и оценке имущества должника, в т.ч. посредством личного участия адвоката в данных процедурах;
  • защита интересов взыскателя при проведении торгов по продаже арестованного имущества, включая оспаривание результата торгов в судебном порядке;
  • контроль соблюдения судебным приставом-исполнителем очередности погашения обязательств должника;
  • судебное оспаривание совершенных должником сделок по сокрытию принадлежащего ему имущества;
  • судебное оспаривание реорганизации (выделения, разделения) организации-должника;
  • возбуждение в отношении должника процедуры банкротства;
  • соблюдение интересов взыскателя при введении в отношении должника процедуры банкротства;
  • подготовка мотивированного обращения в правоохранительные органы по фактам мошенничества, фиктивного банкротства, неисполнения решения суда, самоуправства и прочих преступлений должником или руководством организации-должника;
  • совершение иных юридических действий, направленных на понуждение должника погасить долг перед взыскателем.

Нередко мне приходится представлять должника в исполнительном производстве. В этом случае моя помощь направлена на соблюдение его интересов при осуществлении взыскания, а также на создание ему более комфортных условий погашения долга (мировое соглашение, получение отсрочки, рассрочки исполнения судебного решения и прочее).

Для чего необходимо участие адвоката в исполнении судебных решений?

  • Чтобы обеспечить получение Вами присужденного имущества.

Способы получения юридической услуги: выезд адвоката к месту совершения исполнительных действий.

Как получить услугу судебного адвоката?

Вам следует сообщить мне известную информацию о должнике: место его государственной регистрации, включая филиалы, его фактическое место нахождения, место нахождения его имущества, его банковские счета, возбужденной против него процедуры банкротства и т.п. При принятии решения о сотрудничестве, я согласовываю с Вами стоимость услуги и срок ее оказания. После заключения соглашения об оказании юридической помощи я приступаю к оказанию услуги с выездом к месту совершения исполнительных действий. Мое обязательство считается перед Вами исполненным в момент окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

61)

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К органам защиты государственной тайны относятся:

1. межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;

3. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;

4. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;

5. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

и их территориальные органы.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

 

62)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.47 (0.049 с.)