Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалиметрия качества продукции↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Квалиметрия качества продукции Введение в общую квалиметрию Квалиметрия (от латинского qualis - качество и метрия) - научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Качество продукции - это совокупная характеристика основных свойств, определяющих способность удовлетворять соответствующие потребности наиболее приемлемым и экономическим способом. Качество, по выражению древних философов, - это ощутимый, но неизмеряемый признак объектов, составляющих их сущность; качество - это то, что делает предмет именно таким, какой он есть. Слово «качество» стало одним из наиболее употребляемых. В современное содержание понятия о качестве, например, машин, входят не только потребительские свойства (мощность машин, их быстродействие, производительность, материало- и энергоемкость и т.д.), но и различные технологические свойства, а также характеристики таких эксплуатационных свойств, как надежность, включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, и т.д/\ немаловажное значение имеют конструкторско- художественные особенности изделия, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов, экологичность, безопасность эксплуатации и другие свойства. Высокое качество выпускаемой и используемой продукции машиностроения проявляется в том, на сколько она удовлетворяет потребности людей, а также, на сколько она позволяет сэкономить ресурсы при выполнении работ и т.д. Высокое качество изделий способствует повышению престижа предприятия-изготовителя и государства, улучшает морально-нравственный климат на производстве и в обществе. Низкий уровень качества изделий, наоборот, становится источником немалых трудностей и даже проблем не только в производственной деятельности, но и при эксплуатации, в торговле и, наконец, в быту. В экономическом отношении качество продукции, в том числе и качество машин, предназначенной удовлетворять потребность в ней, проявляется в первую очередь через ее полезность, которой соответствует потребительская стоимость. Проблема адекватной количественной оценки качества продукции осложнена не метрологическими измерениями ее отдельных свойств, а в основном установлением единой численной характеристики и всех свойств соответствующих непостоянным и в значительной мере неопределенным реально существующим и предполагаемым потребностям. Кроме того, показатели свойств оцениваемой продукции и требуемые значенич тех же свойств должны быть сведены к обобщенному показателю качества данной продукции. Сопоставление и анализ на соответствие объективных свойств различной продукции с субъективными во многом потребностями отдельных людей, их групп или общества в целом была и остается сложной задачей оценки качества, но решать ее приходится специалистам различных сфер деятельности постоянно. Квалитология и квалиметрия Квалитология - наука о качестве объектов, создаваемых человеком, применяемых им технологических и производственных процессов. В структуре квалитологии выделяют следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом составные части: - теория качеста предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социальных, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения; - теория управления качеством - это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством; - квалиметрия - это научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов; - метрология - об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности. Квалиметрия - научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов различной природы в ее рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и оценки ее качества. Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания к таким теориям относятся (рисунок 1.1): - общая квалиметрия - специальная квалиметрия. - предметная квалиметрия. Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы: системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость). В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно - статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно-ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение. Предметная квалиметрия — по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.
Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся: - представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки, - сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, которые являются продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества, - расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно-неизмеримые объекты, - акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания. Структурность, динамичность определенность и целостность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия: общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы: - экономический; - технико-экономический; - общенаучный; - систематический. Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Технико-экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно-затратных мерах эффективности, технико-экономических показателях, технико- экономических уровнях и т.д. Общенаучный статус определяется философско-методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.). Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности - все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению. Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии: 1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления; 2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства; 3. Основными методическими принципами квалиметрии являются: - принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом; принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно и I» го со эталонного образца или их совокупности; принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида. 4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств; 5. В квалиметрии объектами оценки являются: качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии — изготовителе данной продукции; С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества, относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных показателей, задач и методов оценки качества. Квалиметрия необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Количественная оценка качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалимегрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством. 1.3 Теоретическое ядро квалиметрии Теоретическое ядро общей квалиметрии составляет теория оценивания, в которой рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания качества объектов и процессов. По определению оценка качества представляется как четырехкомпонентная модель-система оценки [1].
включающая в себя субъект (SЬ), объект (Оb), базу (В) и логику оценки (А1). В систему квалиметрической оценки закладывается принцип сравнения. Ему соответствуют две логики оценок - абсолютной и сравнительной (относительной) оценок. В оценивании качества синтезируются деятельностный, алгоритмический и логический аспекты. Деятельностный аспект отражает организацию оценки с учетом субъект-объектных отношений по оцениванию и соответственно управлению качеством. Алгоритмический аспект реализуется через структуру операций измерения и оценивания качества в алгоритмах оценки. Логический уровень теории оценивания раскрывает логику оценивания качества, формируемую из логики оценки, которая развивается как неотъемлемая часть модальной логики, выбор базы оценки, основные принципы и аксиомы оценивания. Чтобы правильно осмыслить логику оценивания, необходимо развернуть содержание основных компонентов системы оценивания. Субъект оценки (SЬ) может быть представлен одним «оценщиком» или группой экспертов, организованных по тому или иному принципу. Формализацией SЬ является пространство субъекта оценки (пространство экспертов или экспертное пространство) SЬ в теоретико-множественном смысле со структурой в нем АR. Таким образом, SЬ конкретизируется с помощью двух формальных объектов [SЬ, АR]. Объект оценивания (Оb) может быть представлен одним или несколькими предметами, качество которых оценивается. В последнем случае объекту оценивания соответствует объектовое пространство или пространство качества R со структурой отношений в нем АR. Каждому качеству соответствует совокупность свойств Г со структурой отношений в нем АR. Исходя из этого качеству сопоставляется пространство свойств или, что то же самое, пространство качества Г. Таким образом, система качества описывается такой парой [Г, АR]. Измерение качества переводит пространство свойств в пространство показателей качества или на языке мер - в пространство мер качества ψ которому соответствует структура отношений в пространстве мер Аψ. В результате Оb описывается тремя формальными объектами:
(1.2) База сравнения Вок может также быть представлена одной или несколькими базами сравнения. Такое представление целесообразно формализовать с помощью теоретико-множественного пространства баз сравнения В, которое конкретизируется в зависимости от содержания сравнения в виде системы эталонов, группы проектов-аналогов, системы нормативов качества и т.п. Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операторов оценивания. Ему соответствует формализованное понятие пространство операторов оценивания О. Результат оценивания - оценки качества, множеству которых сопоставляется пространство оценок О. Таким образом, с учетом введенных формальных понятий системы оценки Sок описывается как многокомпонентный кортеж
Структура отношений между данными формальными объектами определяет структуру оценки . Цепочка преобразований характеризует движение измерения и оценивания качества: от внешней фиксации ОЬ — к раскрытию структурности качества; от нее - к системе взаимосвязанных показателей и к определению их значений и от них - к оценкам качества. Внешние по отношению к данной цепочке компоненты S0К выступают внешними регуляторами процедуры оценивания: назначение или выделение 8Ь (ЛПР, один эксперт или группа экспертов); назначение В; выбор операциональной структуры алгоритма оценки ( - системы операторов оценки Основные положения теории оценивания формулируются в виде аксиом и теорем сравнения, а также принципов оценивания. 1.3.1 Аксиоматика сравнения А.1. Аксиома существования системы сравнения. Оцениваемые качества всегда сравниваются в определенной системе сравнения, т.е. для каждой операции существуют система сравнения Sr, в рамках которой эта операция выполняется: квантор существования; - логический знак импликации («следует», «влечет»), А.2. Аксиома подчиненности системы сравнения при оценивании качества субъект-объектным отношениям по оцениванию и управлению качеством. Система сравнения при оценке качества определена субъект- объектными отношениями по оцениванию и соответственно по управлению качеством
где - оператор управления качеством; - оператор оценивания; - оператор сравнения. Аксиома отражает положение о раскрытом выше значении субъект- объектных отношений по оцениванию. А.З. Аксиома существования границ сравнения качеств. Оцениваемые качества сравниваются всегда в определенных границах сравнения, характеризуемых компонентами системы оценки S0К. Данная аксиома ориентирует логику построения процедур оценивания на выявление этих границ. Природа этих границ обусловлена как природой субъекта, так и объекта. А.4. Аксиома существования базы сравнения. Любая операция сравнения выполняется при наличии определенной базы сравнения. Для любой операции сравнения существует ее определяющая база. А.5. Теорема о взаимосвязи баз сравнения и классов сравнимости. Логическому произведению баз сравнения (конъюнкции, т.е. множеству В, соединенных союзом «и») соответствует пересечение классов сравнимости то множеству В, а логическому суммированию баз сравнения (дизъюнкция, т.е. множеству В,соединяемых союзом «или») - объединение классов сравнимости [ ] по данным Каждой операции сравнения по определенной базе сравнения В в пространстве объектов оценки R соответствует определенной подмножество, где наблюдается это сравнение. Это подмножество и называется классом сравнимости. Каждой операции сравнения всегда соответствует свой класс сравнимости Доказательство теоремы базируется на аксиомах А. 1 - А.4. А.6. Теорема о взаимосвязи меры (мощности) множества признаков базы сравнения и меры (мощности) класса сравнимости. Чем больше признаков используется в базе сравнения, тем «уже» класс сравнимости. Монотонному возрастанию мощности множества признаков базы сравнения соответствует монотонное убывание мощности класса сравнимости. Теорему А.6 можно рассматривать как следствие теоремы А.5. В зависимости от постоянства или изменчивости базы сравнения
различают отношения однородной и неоднородной сравнимости. Предполагается, что в первом случае база сравнения постоянна, а втором - переменна. А.7. Теорема о свойствах отношений однородной и неоднородной сравнимости. Отношения однородной сравнимости являются отношениями эквивалентности, а отношения неоднородной сравнимости - отношениями I олерантности в математическом смысле. Доказательство теоремы вытекает из определенной однородной и неоднородной сравнимости. А.8. Аксиома абсолютной сравнимости. Сравнимость качеств абсолютна, а их несравнимость - относительна. Данная аксиома является принципом, отражающим закономерность сравнения: несравнимые качества объектов и процессов всегда можно сделать сравнимыми, если перейти к соответствующей базе сравнения и расширить класс сравнимости. Поиск такой базы сравнения связан с переходом к более общим признакам, свойствам, показателям. А.9. Аксиома полноты отношения сравнимости. Отношение сравнимости обязательно включает или отношения тождества (сходства) или отношения различия или отношения тождества и различия одновременно. Если операции сравнения базируются только на отношениях сравнимости по тождеству или по различию, то такие операции неполные. Если операции сравнения включают в себя отношения сравнимости по тождеству и по различию, то они полные. Аксиоматика логики оценивания развивает вышеперечисленные аксиомы и теоремы сравнения, определяя их оценочную интерпретацию. А.10. Аксиома сравнительного характера оценок. Оценивание качества это всегда сравнение качества, и поэтому оно подчиняется аксиоматике сравнения. Данная аксиома служит основой целого ряда оценочных аксиом, теорем и принципов. А. 11. Аксиома зависимости результата оценивания (оценок - о) от используемых в оценивании свойств объекта оценки: где - множество свойств. Аксиома подчеркивает зависимость оценки от номенклатуры оценочных свойств, от пространства качества Г и структуры отношений в нем Одновременно она отражает возможность получения различных оценок по одному и тому же оцениваемому качеству, если оценивались свойства из различных классов свойств. А.12. Теорема о необходимости существования базы оценки. Она доказывается с помощью аксиомы А. 10 и аксиом и теорем логики сравнения. А.13. Теорема субъективности оценок. Любая оценка обязательно зависит от ее субъекта. Теорема утверждает, что различие в субъектах может приводить к различию в оценках (при одних и тех же базах сравнения и других компонентах системы оценивания). Доказательство теоремы базируется на аксиомах А.2 и А.10. Субъективность оценки не следует смешивать с субъективизмом оценки. Теорема субъективности фиксирует зависимость оценок качества от субъекта оценки, его целей, потребностей, интересов. В частности, субъектом оценки может выступать общество в целом через своих представителей, которые выражают его интересы, критерии, общественно необходимые потребности (ОНП). Однако в соответствии с этой теоремой наличие «рассогласованных» интересов конкретных субъектов оценки (Sbok) и общества приводит к отклонениям оценок. А. 14. Теорема изменчивости оценки во времени. Оценка качества зависит от момента времени оценивания Возможное изменение оценки во времени определяется возможными изменениями основных составляющих системы оценки SК: Оb (например, моральные и физические износы), SЬ (изменение потребностей, социальных нормативов, экономических требований и др.), В (изменение мирового технического уровня и др.). Особое место среди факторов изменчивости оценок во времени занимают научно-технический и социально-экономический прогресс, рост потребностей общества. Кроме того, изменение может означать смену и субъектов оценки и соответственно их целей. Доказательство теоремы базируется на аксиомах и теоремах А.2 - А.4 и А.10- А. 13. Логика оценок охватывает основные семантические ценностные единицы: («лучше, чем», «хуже, чем», «равноценно» и «хорошо», «плохо», «безразлично»). Как уже отмечалось, первый оценочно-ценностный кортеж определяет логику сравнительных оценок, а второй - логику абсолютных оценок. Введем следующие условные обозначения логических операторов: G - логический оператор «лучше, чем», «хорошо»; Н - логический оператор «хуже, чем», «плохо»; I - логический оператор «равноценно», «безразлично». Тогда по отношению к этим операторам действительна следующая аксиома. А. 15. Аксиома логической полноты оценки качества. Для любого качества как объекта оценки всегда существует оценка, относящаяся к
о тому из логических оценочных операторов такая Эта аксиома впервые сформулирована Гуссерлем в рамках логики оценок, на предмет исследования которой он один из первых обратил внимание. А. 16. Аксиома логической релятивности оценок. Для разных субъектов оценки операторы G и Н, возможно, будут одновременно истинными (Т): где Аксиома релятивности - следствие теоремы субъективности, ее переформулировка на языке логических оценочных операторов. А.17. Аксиома непротиворечивости «оценочного кодекса». Для одного и того же субъекта оценки в одно и то же время t и при одной и той же базе оценки В не могут одновременно выполняться один из логических операторов оценивания G, Н и его отрицание: А.18.Теорема транзитивности логических операторов оценивания при . При постоянных соблюдается транзитивность оценок качества где Аксиоматика оценивания составляет основу общих и частных принципов квалиметрии, которые выступают регуляторами формируемых процедур оценки [1]. 1.3.2 Принципы оценивания Первый блок принципов (П.1) является блоком принципа хозяйственного подхода. Этот блок, вытекающий из теоремы субъективности оценок (А. 13), подчеркивает примат общества как субъекта оценки. Конкретизациями принципа хозяйственного подхода (П.1) служат принципы учета общественной потребности (П. 1.1) и целевого подхода (П. 1.2). Принцип П. 1.1 подчеркивает потребительскую направленность оценки качества продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества по потребительной стоимости. Принцип П. 1.2 тесно связан с принципом П. 1.1, поскольку, как было показано, потребность опосредуется через цели и требования. Хозяйственный принцип квалиметрии определяет важность положения разумного сочетания социальных, экономических, технико-экономических требований в процедурах оценки. Аксиомы А. 1 - А. 14 служат основанием блока принципа сравнительной логики оценивания (П. 2), в который входят следующие принципы. Групповой принцип относительности оценок (П. 2.1), в концентрированном виде отражающий положение зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения. Принцип относительности базы оценки (П. 2.1.1), подчеркивающий зависимость базы оценки от времени, целей, субъекта и объекта оценивания (принцип следует из аксиом А. 2, А. 3, А. 4). Принцип зависимости оценки от показателей качества и базы оценки (П. 2.1.2), который можно рассматривать как одну из переформулировок принципа П. 2.1. Данный принцип прямо вытекает из аксиомы А. 11. Принцип временной относительности оценок (П. 2.1.3), который вытекает из аксиомы А. 14. Его можно рассматривать как следствие системного принципа динамичности качества. Принцип перевода квалиметрии в хронометрию (П. 2.1.4), который служит основанием перевода относительных значений показателей качества во временные оценки технического уровня в терминах времени «опережение» или «отставание» по отношению к принятой базе оценки, например мировому техническому уровню. Групповой принцип субъект - объектного единства оценки (П. 2.2). В нем отражается положение о том, что оценка должна производиться в рамках определенных субъект-объектных отношений по оцениванию и по управлению качеством соответственно (аксиома А. 2). С учетом структуры системы оценки принцип П. 2.2 включает в себя два принципа: выделения аксиологически внешних и аксиологически внутренних (по субъекту) оценок (II. 2.2.1) и выделения системно-внешних и системно-внутренних (мо объекту) оценок (П. 2.2.2). Принцип П. 2.2.1 конкретизирует относительность оценок в ииисимости от того, кто является субъектом оценки по отношению к определенной хозяйственной системе: если это «управление» в рамках миной хозяйственной системы - начальник отделов, бригад, цехов и т.д., ю это будут аксиологические внутренние оценки, а если эти «управляющие» за пределами данной хозяйственной системы аттестационные комиссии, потребитель, экспертиза и т.д., то это будут аксиологически внешние оценки. Принцип П. 2.2.2 уточняет относительность оценок в зависимости от того, как рассматривается объект оценки - изолированно или в системном окружении. Изолированное рассмотрение объекта оценки определяет класс системно-внутренних оценок, в системном окружении - класс системно- внешних оценок. Групповой принцип прочих условий (П. 2.3) базируется на аксиомах А. 8 и А. 9 и раскрывает пути построения отношений сравнимости. Принцип соответствия уровня формализации оценки возможному уровню формализации объекта оценивания (П. 3) требует, чтобы названные уровни соответствовали друг другу. Групповой принцип управляемости (П. 4) следует из принципа П. 2.2 и совместно с целевым принципом раскрывает управленческую функцию оценочной деятельности. Групповой принцип системности оценки (П. 5) вытекает из системной природы качества. Принципы П. 6 и П. 7 включают в себя принципы экспертного оценивания. Алгоритмический уровень теории оценивания ориентируется на раскрытие алгоритмов оценки, т.е. пространства операционального содержания системы оценки (пространство операторов оценивания Θок). Среди операций оценивания выделяются внешние и внутренние операции. Внешние операции носят подготовительный характер и определяют содержание внешних этапов оценивания. К ним относятся формулирование цели оценки, классификационные операции, выбор баз оценки, проверка условий пригодности. Особое место во внешних операциях оценки качества занимает проверка условий пригодности, которая составляет содержание первого этапа собственно оценки качества. Здесь проверяются формализованные и неформализованные требования, очерчивающие границу области допустимого качества объекта оценки, которые не вошли в число оценочных показателей. Такими требованиями могут быть: экономические, социальные, экологические, эстетические, эргономические и др. Внутренние операции определяют процесс оценки качества в узком смысле, который раскрывается через следующую совокупность процедур (операций): - выбор оценочных показателей (оператор ΘВ); - выделение основных (шкалоформирующих) и дополнительных (шкалокорректирующих) операций (оператор ΘОС); - выбор метода декомпозиции - функциональной, морфологической (оператор ΘЛК). Содержание этой операции - составление иерархической структурной схемы свойств, построение дерева свойств (функций), иерархической морфологической структуры показателей качества; - выбор типа шкалирования и построение квалиметрических шкал (оператор Θ111К); - свертывание показателей (мер) качества (оператор ΘСВ). Содержание операции определяет решение таких вопросов, как выбор типа свертывания (модели оценки), выбор модели комплексного показателя, определение коэффициентов весомости оценочных показателей; - оценивание качества (оператор Θ0); - свертывание оценок качества (ΘСВО). В операцию входит определение коэффициентов весомости оценок; - свертывание шкал (оператор Θсв.ш) включает в себя процедуры перехода от частных шкал к общей универсальной шкале, обобщение профилей предпочтения и переход к групповым профилям предпочтения. Таким образом, выделенные операторы ΘВ; ΘОС; ΘДК; ΘШК; ΘСВ; ΘО; ΘСВО; Θсв.ш оценивания составляют унифицированный набор операторов, определяющих содержание операторов оценивания Θ и позволяет перейти к сжатой записи в виде формул алгоритмов оценки качества, под которыми понимается произведение (суперпозиция) этих операторов. Последовательность реализации операторов оценивания в формулах алгоритмов оценки качества кодируется справа налево: сначала осуществляется оператор оценки, стоящий в формуле первым справа, затем следующий, стоящий левее первого, и т.д. Рассмотрим ряд формул алгоритмов оценки качества, раскрывающих закодированное в них содержание соответствующих методик оценки [1]. Формула ΘСВ.ОΘОΘСВΘШКΘВΘДК. Порядок оценки отражает следующие операции: декомпозицию качества, например, построение «дерева свойств»; выбор на «дереве» оценочных показателей - построение дерева показателей; шкалирование показателей относительно базы сравнения; свертывание показателей - построение групповых показателей; оценку качества по групповым показателям - получения «вектора оценок»; свертывание оценок - вычисление комплексной оценки. 2. Формула ΘОΘСВΘШКΘОСΘВ .Порядок оиенки: выбор оценочных показателей; деление оценочных показателей на основные и дополнительные; шкалирование показателей; операционное свертывание показателей - получение комплексного показателя; оценка качества по комплексному показателю. ФормулаΘОΘСВΘШКΘОСΘВ. Порядок оценки отражает такие операции: выбор оценочных показателей; шкалирование показателей - построение оценочных шкал по показателям; оценивание - присвоение оценок единным показателям; свертывание оценок - получение комплексной оценки, оценка по комплексному показателю. научно-технический прогресс влечет за собой непрерывное ....... расширение номенклатуры изделий, но при этом возрастают и требования к их качеству. В этих условиях решать проблему качества можно только на научной основе. Научную основу составляют знания о методах определения требований по качеству, оценивание качества, обеспечение качества и контроль. Таким образом, применение теории оценивания в совокупности с другими научными знаниями помогает решать данные проблемы, возникающие в области качества продукции. 1.4 Квалиметрические шкалы Понятие «шкалы» общее для метрологии и квалиметрии. В метрологии - это часть отсчетного устройства средства измерения, представляющее собой упорядоченный ряд отметок соответствующих последовательному ряду значений величины вместе со связанной с ней нумерацией [2]. В квалиметрии понятие «шкалы» используется в математическом смысле, т.е. как метод оценивания и сопоставления свойств различных объектов. Различают три вида квалиметрических шкал: - шкала порядка; - шкала интервалов; - шкала отношений. Шкала порядка - это такой метод оценивания, при котором оцениваемые параметры показателей или иные объекты оценивания располагаются в порядке увеличения или уменьшения значений параметра показателя или свойства объекта. Метод установления определенной последовательности рассматриваемых размеров, осуществляемый попарным сопоставлением всех имеющихся размеров, называется ранжированием. Полученные ранжированием ряды размеров представляют собой шкалу порядка. Это может быть шкала возрастающего или убывающего характера. С целью облегчения измерения по шкале порядка часто некоторые выбранные размеры фиксируют в качестве опорных. Оценки по шкалам порядка широко используются в социальной сфере, в экономике, в области интеллектуального труда, в искусстве, гуманитарно-медицинских науках, словом там, где чисто количественные измерения затруднены или пока невозможны. На основе шкалы порядка можно осуществлять некоторые логические операции. Эта возможность логических операций называется свойством транзитивности, но на шкале порядка не могут быть выполнены какие- либо арифметические действия с неизвестными по сути дела размерами, даже если они выражены в количестве балла. Оценочные измерения по шкале порядка широко используются при различных видах контроля. Шкала интервалов - это такой метод оценивания, при котором существенной характеристикой является разность между значениями оцениваемых параметров, которая может быть выраже
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.013 с.) |