Паспорт здоровья и физического развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паспорт здоровья и физического развития ребенка



У специалистов, занимающихся рассматриванием вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья, т. е. о том, какие параметры состояния организма должны быть в нем отражены, каким образом он должен использоваться. Ведь ту же медицинскую карту в поликлинике или карту во врачебно-физкультурном диспансере тоже можно считать паспортом здоровья, хотя он и свидетельствует в большей мере о наличии тех или иных заболеваний.

Школьной практике преподавания физической культуры нужен такой документ, который:

-был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;

-концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;

-позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы);

- был бы тесно связан со сдачей экзамена по физической культуре.

 

Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка. Показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности — только учителем физической культуры; эти показатели регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта. Показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.

Паспорт дает возможность в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка и его здоровья. Это представляет интерес и для родителей ребенка.

Кроме того, и ученик может увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, а это, возможно, будет стимулировать желание работать над собой, систематически заниматься физической культурой, что поможет сформировать здоровый образ жизни.

Следует подумать о том, чтобы в сферу забот о здоровье ребенка были включены все учителя школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры.

Предполагается, что на основе данных, отраженных в паспорте здоровья, будет строиться содержание физического воспитания детей, профилактические мероприятия в школе.

Основные движения

Ходьба и бег являются циклическими движениями, поскольку все фазы одного цикла повторяются в следующем в той же последовательности. Циклы следуют один за другим, и каждый настоящий служит продолжением предыдущего и началом последующего.

Физиологический механизм циклических движений определяется ритмическим двигательным цепным рефлексом, имеющим в своей основе безусловно-рефлекторное происхождение.

Большое значение при ходьбе приобретают регулирующие функции ЦНС. Кортикальные двигательные центры вследствие непрерывного потока проприоцептивной афферентации почти постоянно находятся в возбуждении с очень краткой фазой торможения, а мышцы конечностей — в состоянии то большего, то меньшего напряжения.


Ходьба — основной вид движений человека. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся, повышает их организованность.

Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией движений рук и ног, с прямым положением туловища и головы, четким и точным взмахом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног должны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в стороны.

Бег — упражнение циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно однообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего возникает быстрое утомление.

Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, выполняется в течение кратковременной опоры. (При ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага).

Правильное положение бегущего: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания выпрямляется почти полностью, руки согнуты в локтях до 90-100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты.

Прыжки и метания относятся к ациклическим движениям и требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных двигательных рефлексов в процессе тренировки.

Ациклическое движение — однократное, имеющее Начало и конец. В отличие от циклических, ациклические движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. Они характеризуются максимальной силой скоростью сокращения мышц, точной дозировкой.Щечных усилий. При этом масса тела при прыжке


или при метании снаряда сохраняется постоянной, а переменной величиной является ускорение, от которого зависит результат упражнения. В связи с тем, что при этих движениях сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они оказываются скоростно-силовыми.

При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами движений, что определяет дальность полета снаряда. Большое значение для координации движений в метаниях имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной нервной системой при поступлении импульса от рецепторов горизонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, рецепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных рецепторов кисти.

Таким образом, результат в скоростно-силовых упражнениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, которая определяется «взрывной» силой.

Метания как прикладной вид физических упражнений укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Понятие об осанке

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Неправильная осанка нехороша не только с точки зрения эстетики, она может повлечь за собой различные заболевания. Аномальная осанка затрудняет деятельность как отдельных органов, так и целых систем организма, ведет к нарушению работоспособности и некоторых процессов жизнедеятельности организма.

Правильная осанка является необходимым условием для нормальной деятельности организма ребенка, подготовки его к труду. Она характеризуется прямым положением туловища и головы, развернутой грудной клеткой, отведенными назад плечами, находящимися яз одном уровне, нормальными, естественными изгибами позвоночника, втянутым животом, прилегающим к


грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте, полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

Аномальная осанка характеризуется неправильной формой спины, грудной клетки, живота, крыловидными лопатками, расположенными на разной высоте, свисающими и сдвинутыми плечами, искривлениями позвоночника. Причинами, вызывающими нарушение осанки, могут быть заболевания, надолго приковывающие больного к постели, привычка неправильно сидеть, стоять, неблагоприятные условия учебной или производственной деятельности, а также сна и отдыха.

Учитель физической культуры должен уметь оценивать состояние осанки детей. Осматривать осанку рекомендуется на расстоянии 1,0-1,5 м, при этом ребенок должен стоять к осматривающему попеременно лицом, спиной, боком. Когда ребенок стоит лицом к учителю, последний обращает внимание на линию шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки, ног.

При этом могут быть обнаружены следующие характерные нарушения: втянутая в плечи или вытянутая вперед шея, разные линии плеч или талии, уплощение или выпячивание одной из сторон грудной клетки, Х-образная форма ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища симметричны.

При осмотре детей со спины обращается внимание на линии спины и талии, линию позвоночника. Здесь могут быть обнаружены такие нарушения, как асимметрия плеч, разное положение лопаток, асимметричные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линию позвоночника осматривают особенно внимательно. Ребенок поднимает руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом замеченный изгиб не сглаживается, значит имеет место боковое искривление позвоночника — сколиоз. Если отмечено сглаживание боковых изгибов, то это свидетельствует о тенденции к Развитию сколиоза.

При осмотре профильных линий тела отмечается положение головы, передней линии живота, положение плеч, линии спины. Могут быть отмечены следующие нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или «куриная» грудь, сведенные


вперед плечи, крыловидные лопатки, сутулая, круглая или плоская спина.

Степень нарушения осанки может быть разной:

а) неустойчивые функциональные изменения (Ф1), которые выражаются в неправильных позах тела, исчезающих в положении прямой стойки;

б) устойчивые функциональные изменения (Ф2); они не сглаживаются при изменении положения тела;

в) фиксированные нарушения (ФЗ), связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костной и суставносвязачной системе двигательного аппарата.

Если первую ступень нарушения осанки можно исправить в течение года-полутора лет, то для коррекции второй и третьей требуется длительные (два-три года) и систематические занятия лечебной гимнастикой, ношение специальных корсетов и т. д.

Урок физической культуры

Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть посвящена организации детей, подготовке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает значительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физическими упражнениями и построиться.

По звонку на урок учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они готовы, опрятны ли) и ведет к месту занятий.

Учитель проводит предварительную беседу с учащимися, спрашивает, помнят ли они, чем занимались на прошлом уроке, рассказывает детям о том, что они будут делать сегодня, стараясь заинтересовать их предстоящими упражнениями. На построение учеников в начале урока необходимо обращать особое внимание, так как от этого во многом зависит ход всего урока. Не всегда следует придерживаться построения строго по росту. Нужно, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении различных заданий. В колонне по одному дети идут в зал. Учитель идет рядом, все время меняя свое место, помогая плохо ориентирующимся в строю, поджидая отстающих. Перед входом в зал детей необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя,


становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. В дальнейшем, когда дети привыкнут вести себя в зале организованно, ведущим становится ученик. При этом нужно, чтобы все дети побывали в этой роли, научились вести за собой других, умели менять направление в соответствии с различными ориентирами и по словесной инструкции учителя.

Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока. Умственно отсталых ребенок зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движений, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая четкость и последовательность в системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочению определенного двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык свое коррекционное назначение. Подготовительная часть урока состоит преимущественно из корригирующих и общеразвивающих упражнений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжается она 10-15 мин. и завершается упражнениями, которые по характеру мышечной деятельности, темпу, ритму приближаются к содержанию основной части урока. Таким образом от подготовительной части делается естественный переход к основной.

В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно-оздоровительные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр.

Основная часть урока занимает 20-30 мин. Последовательность упражнений зависит от задачи урока и подчиняется физиологическим закономерностям. Так, если поставлена задача дифференцировки каких-либо Движений, то соответствующие упражнения даются в начале основной части. Если детям предстоит овладеть новым двигательным навыком, то знакомить с ним Целесообразно тоже в начале основной части урока, так Как это связано со значительным нервным напряжением и требует сосредоточенного внимания. Если предстоит выполнять упражнения, направленные на развитие ос-


новных физических качеств, то их нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость на силу, на выносливость; упражнения с больщ0й нагрузкой и вызывающие сильные эмоции лучше веет предлагать в конце основной части урока.

Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения, поскольку их усвоение требует длительной и кропотливой работы.

В работе с умственно отсталыми детьми, у которых показатели физического развития снижены, имеются дефекты моторики, небольшой двигательный опыт, основную часть урока составляют преимущественно общеразвивающие и корригирующие упражнения; отрабатываются определенный ритм, четкость, плавность движений; включаются упражнения на развитие и совершенствование основных навыков в беге, прыжках, лазании, метаниях.

Занятия физкультурой должны быть правильно завершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражнений, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.

Организация детей в конце урока и спокойный переход их в класс имеют исключительно большое значение. От этого зависит дисциплина на последующих уроках и учебные успехи школьников.

Учитель, завершая урок, может использовать следующие приемы:

- урок заканчивать не в зале, а в классной комнате (т. е. последние спокойные упражнения или спокойную игру проводить в классе);

- применять следующие виды построений при уходе из зала:

а) ученики делятся на две-три колонны и идут в класс, учитель наблюдает за детьми и затем сообщает им, какая команда прошла лучше;

б) за 1-2 мин до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или выполняют какое-либо


задание (например, бросают мяч в цель), затем идут в класс; последними уходят наиболее возбужденные дети;

в) учитель опускает учеников по одному через 2-3 с, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке.

Структура урока может изменяться в зависимости от задач урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность. Учителю нужно помнить, что в любом случае занятия физическими упражнениями должны носить воспитательный характер. Нужно не только корригировать дефекты моторики, разучивать движения, но и прививать детям любовь к физическим упражнениям и играм; развивать у них желание действовать вместе, дружно, помогать слабым, быть внимательными друг к другу.

§6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время

Утренняя гимнастика — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.

Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Такие ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует, сплачивает учащихся, повышает их работоспособность. При этом совершенствуется выполнение упражнений, изученных на уроках физкультуры. Дети, которые не могут выполнять упражнения, от гимнастики освобождаются.

Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4-6 комплексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, но и воспитатели, а также достаточно подготовленные учащиеся УП-УШ классов.

По возможности утреннюю гимнастику нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение, и раздельно для 1-1У и У-1Х классов, температура воздуха не должна быть ниже +12° С; при более низкой температуре занятия проводятся в поме-


щении, которое предварительно хорошо проветривают Учащиеся занимаются в школьной форме (мальчики -расстегнув ворот рубашки, ослабив пояс).

Продолжительность утренней гимнастики 8-10 мин Она должна состоять из 6-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание.

Вначале упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине — интенсивными, к концу интенсивность и трудность снижаются.

В осеннее и весеннее время можно отойти от традиционной формы проведения утренней гимнастики, больше использовать природные факторы, спортивную площадку. Продолжительность утренней гимнастики в У1-1Х классах желательно увеличить до 15-20 мин. Дети могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, но в конце следует дать два-три упражнения в медленном темпе с направленностью на успокоение организма. Если в комплекс входят 6-10 упражнений, то 3-4 из них можно проводить без остановок.

Необходимо научить школьников при выполнении упражнений правильно дышать; в некоторые комплексы специально ввести указания «Вдох!» «Выдох!».

Одна из форм двигательной активности, физкультурные минутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их на уроках, причем, в начальных классах вспомогательной школы — на каждом, поскольку маленькие дети быстро утомляются, отвлекаются, а их внимание ослабевает.

Комплекс упражнений состоит из 3-4 простых хорошо знакомых упражнений: быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание в позвоночнике потягиванием, наклоны, приседания. Время выполнения 1-3 мин.


Упражнения для физкультминуток рекомендует учитель физкультуры. Их нужно менять и постепенно обновлять весь комплекс.

Для возбудимых детей подбирают упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных, наоборот, включают упражнения, способствующие повышению активности. Для детей с т9желыми нарушениями надо подобрать 1-2 простых упражнения, которые они выполняют на протяжении всей физкультминутки.

Физкультпауза представляет собой обычно какую-либо подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или на спортчасе в течение 10-20 мин. Учащимся младших классов можно предложить знакомые подвижные игры, игры с мячом, школьникам старших классов — баскетбол или подвижные игры с мячами и без мячей. Можно использовать материал программы.

В I и IV четвертях физкультпаузы на воздухе провести несложно, однако и в зимнее время по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на санках, игры.

Физкультпаузы проводят учителя физкультуры, воспитатели или классные руководители. Учитель физкультуры рекомендует игры, составляет вместе с завучем по учебной работе расписание физкультпауз, выбирает места для их проведения.

Физические упражнения, способствующие формированию навыка письма

Причина, затрудняющая овладение навыком письма, заключается главным образом в недостаточно развитой Ручной ловкости детей.

Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще до поступления в школу, и продолжать его совершенствование в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.

Степень развития ручной ловкости у детей 7-9 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч больше 20 раз —


координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 — плохая.

Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затек, перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками а одной; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, за собой, поворот на 360°, приседания).

Проверка успешности занятий проводится простыми контрольными упражнениями:

- ударять мяч о пол и ловить его после отскока подхватывая сначала снизу, затем сверху;

- ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить мяч поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;

- бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 м и ловить его двумя руками, а затем одной. Темп бросков постепенно ускорять;

- метать в цель, расположенную на высоте 1 м, 1,5 м, 2 м, мячи разного размера (диаметра) попеременно то правой, то левой рукой.

По мере совершенствования ручной ловкости ребенок будет легче справляться с контрольными упражнениями, возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой

Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14° С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека.

Количество учащихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного ученика без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: например, размеры зала 10x20 (м), с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18x8 = 144 (м2), разделим 144 на 4, получим 36' таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 учащихся).

Освещенность спортивного зала должна быть не менее 200 лк.


Световой коэффициент (отношение площади окон к лтади пола) при естественном освещении должен Являть 1/4-1/6

Стены должны быть ровными, гладкими, окрашены в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска на стенах и потолке должна быть прочной.

Полы — гладкие, ровные, с нескользкой поверхностью, окрашенной эмульсионной или силикатной краской; после кажД0Г0 занятия проводится влажная уборка пола.

Приборы отопления и другие выступающие части закрываются сетками или щитами.

Раздевальные комнаты должны иметь 0,4-0,5 м2 площади на одного человека.

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них

Открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от школы; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры — не ближе 25 м.

Зона для занятий физкультурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м, либо кустарник (без ядовитых ягод) вместо ограждений.

Оборудуются беговые дорожки.

Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50 см.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

Инвентарь должен быть чистым и исправным.

Мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры.

Вес и величина снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) соответствуют возрасту и физической подготовленности учеников.

Инвентарь хранится на специальных стеллажах и полках.

Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе

Одежда для зимних видов физкультуры должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений, на голове -либо одна толстая шерстяная шапочка, либо две тонкие; уши должны быть закрыты.


Лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки) нужно подбирать для каждого ученика в соответствии с его ростом и массой тела.

При занятиях на лыжах, катании на коньках, санках, игре в хоккей приемлемая температура воздуха для учащихся 1-1У классов — не ниже -12° С, для учащихся У-1Х классов — не ниже -16° С.

Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая поверхность смолится.

При утомлении, ведущему к ухудшению самочувствия ученика, весь класс вместе с учителем должны возвратиться на базу или в школу.

Уклон склонов гор должен иметь не более 6-7°, длину — не более 50 м, ширину — 6-7 м, без камней, деревьев, кустарников и каких-либо других препятствий на лыжне.

Со склонов ученики спускаются поочередно или по команде учителя.

При занятиях на коньках через каждые 10-15 мин можно отдыхать 5-6 мин, расшнуровав ботинки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.101.52 (0.061 с.)