Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расписание уроков и внеклассных занятий во вспомогательной школе-интернате (школе)

Поиск

Одним из условий научной организации труда педагогического коллектива является правильно составленное расписание уроков. Требования к этому документу довольно подробно освещены в общепедагогической литературе. Однако во вспомогательной школе следует учитывать ряд специфических требований при составлении расписания уроков, специальных коррекционных занятий и внеклассных занятий в школе-интернате.

Расписание уроков регламентирует не только работу учителей. Оно практически определяет всю деятельность учащихся, а именно: обучение, выполнение домашних заданий, участие в общественно полезном труде, отдых и


досуг. Поэтому руководителям вспомогательной школы необходимо составлять расписание, чтобы оно прежде всего было удобно учащимся, содействовало систематической равномерной работе, исключало перегрузку.

Основным временем для проведения коррекционных занятий является вторая половина дня. Факультативные занятия также проводятся во второй половине дня после основных уроков. Правильное чередование этих занятий позволяет избежать перегрузки учащихся. Отдельные виды общественно полезного производительно труда следует проводить на воздухе.

Планирование работы школы-интерната (школы)

На современном этапе развития школы план ее работы не может быть плодом единоличного творчества руководителя. В его подготовке должны деятельно участвовать все работники школы. Естественно, что организуют и направляют эту работу в педагогическом коллективе администрация школы совместно с общественными организациями и активом педагогов. Чтобы рационально спланировать работу школы на предстоящий период, необходим глубокий всесторонний анализ и четкая характеристика состояния дел в настоящее время.

Перспективное планирование поможет педагогическому коллективу более конкретно видеть свои задачи, четко определить место каждого в общей системе работы по совершенствованию деятельности учреждения, его перестройке в соответствии с современными требованиями.

В плане должно быть отражено что, когда и кем будет сделано по обучению и воспитанию детей, а также кем, когда и в какой форме будет осуществляться контроль за работой, где будут подводиться ее итоги. Вместе с тем при любой форме годового плана в нем следует кратко отразить важнейшие задачи школы на год по всем направлениям работы.

Разработка и адаптация учебных пособий и методика работы с ними составляет предмет заботы соответствующих методических объединений вспомогательной школы. Однако обеспечение, систематическое пополнение школы учебно-наглядными пособиями входит в обязанности руководителей школы. Это большая организаторская работа, требующая продуманного перспективного планирования и оперативного контроля за ее осуществлением.


Оформление школьного здания

В решении многообразных учебных, воспитательных и коррекционных задач вспомогательной школы-интерната (школы) определенная роль принадлежит различным видам наглядной информации и разумному, эстетически выдержанному, доступному пониманию умственно отсталых детей оформлению школьного здания в целом, а также классных и групповых комнат, спальных помещений.

Отбор наглядного материала для стендов и тематических выставок во вспомогательной школе имеет ряд особенностей по сравнению с массовой школой, что в свою очередь определяет необходимость тщательного его отбора с учетом как своеобразия развития умственно отсталых детей, так и задач и объема учебно-воспитательной работы в данном типе школы. Для этих детей должны быть подобраны такие материалы, которые содержат наиболее четкую, конкретную и доступную информацию. В оформлении вспомогательной школы (так же, как и в массовой) используются наглядно-информационные материалы, плакаты, фотовыставки и т. п. Однако многие из них нуждаются в соответствующей адаптации. Отдельные тексты информационного характера следует упростить, сделав их более лаконичными и конкретными. Их содержание должно быть понятно учащимся.

Материалы должны быть красочными, их размеры легко воспринимаемыми, наглядный материал выполнен в четком графическом исполнении.

Представленные на стендах и выставках информационные материалы способствуют углублению и закреплению тех знаний, которые дети получили на уроках и во внеклассной работе, а также подготавливают их к тому, с чем они более подробно познакомятся в дальнейшем.

По мере развития детей, расширения их знаний и кругозора углубляется работа с наглядно-информационным материалом. Систематическое привлечение их внимания к оформлению школы позволяет поддерживать у них интерес не только к внешней ее стороне, но и к содержанию.

Общие положения, рассмотренные в отношении оформления школьного здания, относятся и к оформлению класса и групповой комнаты. Но так как представленный в классе наглядный материал рассчитан на детей примерно одинакового уровня развития, то его содержание должно быть доступно всем ученикам. Ко всем имеющимся в классе (группе) стендам, выставкам, портретам учащимся


надо дать пояснения: подробно объяснить их назначение, рассмотреть и объяснить содержание иллюстративного материала, научить понимать и использовать условные обозначения и др.

Наглядные материалы, отражающие различные виды внеклассной и внешкольной общественной работы, следует располагать так, чтобы они постоянно были в центре внимания детей. Учителя и воспитатели должны воспитывать у них интерес к оценке их деятельности товарищами, родителями.

Важно предусматривать систему обновления информационного наглядного материала и различных выставок работ детей. Нельзя допускать, чтобы пусть даже самые удачные стенды и выставки экспонировались в течение ряда лет. Оформление всех помещений школьного здания должно отвечать современным эстетических требованиям. Предметом особой заботы педагогов вспомогательной школы должна быть организация, содержание и оформление выставок работ детей как общешкольных, так и непосредственно классных (групповых). Организуя выставки, педагогическому коллективу следует заранее продумать их тематику, педагогические и эстетические требования, четко их сформулировать и определить этапы работы.

Выставки работ детей целесообразно предусматривать как завершающий этап проделанной работы.

Подготовка к проведению выставок обычно вызывает большой интерес у детей, стимулирует их активность.

Подведение итогов выставок работ детей не должно стать формальным актом. Следует поощрять не только детей, сделавших высококачественные работы, но и тех, кто, несмотря на еще недостаточную умелость, проявили старание и стремление выполнить работу хорошо. В этих целях целесообразно проводить поэтапное подведение итогов по классам, между группами (старшие и младшие) и лишь затем из лучших работ всех проведенных выставок оформлять общешкольную выставку.

Воспитательный и коррекционный эффект этой работы будет высок лишь при условии эстетического ее оформления, что способствует воспитанию у детей не только хорошего вкуса, но и бережного, уважительного отношения к труду своих товарищей.

 


Оглавление

Введение ………………………………………………….………….…………… 3

Раздел I.

Общие основы олигофренопедагогики ………………………………… 5

Глава I. Предмет и методы олигофренопедагогики ………………………. 5

§1. Олигофренопедагогика как наука

§2. Становление вспомогательной школы и ее задачи

§3. Современные исследования в олигофренопедагогике

Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости …………………… 23

Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников ………………………………………………………………………....................... 43

Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения в вспомогательной школе ………………………………………………………... 62

Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы ……………………………………………………………………………… 79

Характеристика учащихся по возможностям обучения

Учащиеся с фонетико-фонематическими нарушениями.

Учащиеся с двигательными нарушениями.

Учащиеся с нарушениями зрительного аосприятия и пространственной ориентировки

Учащиеся с нарушением работоспособности.

Раздел II

Обучение ……………………………………...………………………………… 98

Глава 1. Дидактические принципы обучения ………………………………. 98

§1. Из истории становления и развития учения о дидактических принципах в общей педагогике и олигофернопедагогике

Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике

§2. Дидактические принципы вспомогательной школы

Воспитывающая и развивающая направленность обучения

Научность и доступность обучения

Систематичность и последовательность в обучении

Связь обучения с жизнью

Принцип коррекции в обучении

Принцип наглядности

Сознательность и активность учащихся в обучении

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Прочность усвоения знаний, умений и навыков

Глава 2. Содержание образования в вспомогательной школе …………. 119

§1. Общее определение содержания образования в вспомогательной школе

§2. Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы

§3. Учебные предметы вспомогательной школы

Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе ………………….. 138

§1. Общая система и классификация методов обучения

§2. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе

Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков

Методы работы с техническими средствами обучения

Программированное обучение

Глава 4. Урок в вспомогательной школе ……………………………………. 166

§1. Общая структура урока

§2. Типы уроков во вспомогательной школе

Сообщение новых знаний

Закрепление знаний, умений

Обобщение и систематизация знаний

Проверка и оценка знаний, умений и навыков

Подготовка учителя к уроку

Глава 5. Другие формы обучения ……………………………………………. 182

Специальные коррекционные занятия

Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся …………………. 197

§1. Функции проверки и оценки знаний и умений учащихся

§2. Устный опрос в системе проверки знаний

§3. Письменные работы в системе проверки знаний

Раздел III

Трудовое обучение во вспомогательной школе ………………………. 209

Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения ……………………… 209

Глава 2. Дидактические основы трудового обучения …………………….. 220

§1 Развитие умственно отсталого ребенка в обучении как задача педагогической коррекции

Психологический аспект проблемы

Решение общекоррекционных задач в процессе обучения

Формирование учебной активности школьников

§2 Развитие осознанного регулирования деятельности

Глава 3. Методы и формы трудового обучения …………………………… 245

§1. Характеристика основных методов трудового обучения во вспомогательной школе

§2. Формы организации трудового обучения

Типы занятий

Теоретические занятия

Подготовительные занятия

Комплексные практические работы

Практическое повторение

Самостоятельные и контрольные работы

Общественно полезный производительный труд во внеурочное время

Трудовая производственная практика

Кружковая работа

Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе ………………………………………………………... 266

§1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации

§2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся

Содержание производственного обучения

Раздел IV.

Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе …... 278

Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы …………………………………………... 278

Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната ………………………………………………………………... 298

Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы ……. 308

§1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся

§2. Социально-бытовая ориентировка школьников в процессе воспитательной работы

Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы ……. 320

Организация трудового воспитания

Материальная база общественно полезной деятельности учащихся вспомогательной школы

Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность

Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе

Глава 5- Физическое воспитание умственно отсталых школьников …… 335

§1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы

§2. Паспорт здоровья и физического развития ребенка

§3. Основные движения

§4. Понятие об осанке

§5. Урок физической культуры

§6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время

Физические упражнения, способствующие формированию навыка письма

Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе

Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы …... 354

§1 Сущность, особенности и задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников

§2 Эстетическое воспитание в процессе обучения

§3 Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы

Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи ……………. 370

§1 Отношение родителей к школе

§2 Пропаганда педагогических знаний

§3 Организационные формы совместной деятельности семьи и школы

§4 О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье

Раздел V.

Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе ………………………………………………...…… 390

§1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования

§2. Руководство вспомогательной школой-интернатом (школой)

Общие и специфические задачи руководства вспомогательной школой

§3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)

Повышение квалификации учителей и воспитателей

Внутришкольный контроль

Расписание уроков и внеклассных занятий во вспомогательной школе-интернате (школе)

Планирование работы школы-интерната (школы)

Оформление школьного здания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.195 (0.01 с.)